От выпуска аккумуляторных батарей до конкурента Tesla: история Lucid Motors

5708
1

Илон Маск и Tesla изменили восприятие электрокаров. Еще 10 лет назад это был альтернативный вид транспорта, который скептично воспринимался общественностью. Теперь это конкурентный рынок, на который постоянно выходят новые игроки — не только стартапы, но и крупные корпорации.

В числе конкурентов Tesla Lucid Motors. Компания определенное время находилась на грани краха или продажи, но смогла выровнять положение за счет инвестиций в $1 млрд от Фонда национального благосостояния Саудовской Аравии. Теперь Lucid может наконец приступить к строительству завода и серийному выпуску своего электрокара — Lucid Air.

Основание Atieva. Сэм Венг и Бернард Це

В 2007 году Сэм Венг и Бернар Це создали стартап под названием Atieva. Именно она в будущем и станет известна как Lucid Motors. Имена основателей компании мало о чем говорят потому стоит немного о них рассказать.

Сэм Венг получил степени бакалавра и магистра в области компьютерных наук и электротехники в Калифорнийском университете в Беркли. С 1983 по 2007 год он успел поработать директором по системной инженерии в Xerox, стать сооснователем и вице-президентом в нескольких компаниях, а также старшим директором по маркетингу и альянсам в Oracle.

CEO Lucid Motors Сэм Венг

Бернард Це закончил Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне. Он получил докторскую степень в отрасли электротехники. В 1981 году Бернард Це стал сооснователем и президентом производителя компьютеров Wyse Technology. А в 1984 году компания провела успешное IPO.

Це вошел в совет директоров уже в 2006-м году и стал вице-президентом Tesla Motors. В компанию его пригласил основатель — Мартин Эберхард. В Tesla Це возглавлял энергетическое направление, которое занималось созданием аккумуляторных батарей для Tesla Roadster и других автопроизводителей.

Причины по которым Це покинул Tesla не упоминаются. Иногда в этом пытаются обвинить Маска. Всему виной то, что ее основатели Мартин Эберхард и Марк Тарппенинг в 2008 году покинули компанию. Эберхард успел еще и подать в суд на Tesla.

Atieva не создавалась с целью создать конкуренцию Tesla. Изначальной нишей компании был выпуск аккумуляторов и трансмиссий для электромобилей и электроавтобусов.

Компания подала больше 100 патентных заявок, но какими-то особыми успехами не запомнилась. Это был интересный стартап, но не слишком известный широкой публике. Потому его ранняя история слабо освещается. Точно известно, что она поставляла батареи в КНР.

Выход на рынок электрокаров

История привычной Lucid Motors началась в феврале 2014 года. В то время китайский государственный производитель автомобилей BAIC Group и компания LeEco вложили в Atieva примерно $100 млн. За это они получили почти 50% акций Atieva.

Инвестиции позволили компании отойти от своей привычной ниши и заняться созданием электромобиля.

Планировалось выпустить седан, чтобы конкурировать с Tesla Model S. Новости о появлении нового соперника компании Илона Маска дополнялись громкими обещаниями. BAIC огласила оптимистичный прогноз о выпуске электромобиля Atieva уже в 2015 году.

Китайские партнеры компании не только вложили деньги, но и обещали содействие. В том числе BAIC собиралась помочь в создании электромобиля и его продаже в КНР.

Atieva расширила штат. На работу принимали бывших сотрудников Tesla и других крупных автомобильных компаний. При этом вербовка началась задолго до привлечения инвестиций. Например, CTO компании — Питер Роулинсон покинул Tesla и занял эту должность в 2013 году.

Другие пришли уже после вложений и объявления нового курса. Текущий директор по закупкам Питер Хасеркамп пришел в Atieva в 2015. В том же году к компании присоединился и бывший главный дизайнер Mazda Дерек Дженкинс. Компания пополнилась опытными топ-менеджерами, известными в автомобильной индустрии. Похожий подход был и в подборе рядовых сотрудников. Сейчас в компании работает примерно 300 человек.

Пока Atieva расширяла штат, появилась другая проблема. Хотя партнерство с BAIC выглядело многообещающе, но взаимоотношения между компаниями не заладились.

Близкие к Atieva источники утверждают, что всему виной желание BAIC контролировать компанию. С точки зрения ежедневного функционирования это было катастрофой и от сотрудничества пришлось отказаться. В 2016 году владелец LeEco миллиардер Цзя Юиэтин выкупил долю BAIC в компании. Но еще до этой сделки Atieva понесла серьезную кадровую потерю. Из-за несогласия с BAIC компанию покинул Бернард Це.

Lucid Air и финансовые проблемы

Тут же появилась еще одна проблема на этот раз с Цзя Юэтином. Миллиардер решил не делать ставку исключительно на Atieva и подстраховался. В 2014 году он тайно запустил производителя электромобилей Faraday Future. От этой компании он дистанцировался и в Atieva не подозревали, что акционер член совета директоров финансирует прямого конкурента.

Выкупив долю BAIC в Atieva Цзя Юэтин стал владельцем крупного пакета акций компании. В руках китайского миллиардера оказались сразу две производителя электромобилей. В прессе обсуждалась возможность их слияния. Но к этому дело не дошло, к счастью для Atieva.

Цзя Юэтин. Фото: CNBC

Ряд компаний Юэтина в 2016 году пережили череду неудач. Например, LeeCo имела серьезные финансовые проблемы, отчасти связанные с неудачным выходом на рынок США. В 2016 году компания пошла на увольнение 70% сотрудников американского офиса. Faraday Future за два года существования не создала ни одной реальной модели электрокара.

Из-за проблем Юэтина FF вынуждено отложила строительство завода, стоимостью в $1 млрд в Неваде. К концу года с Faraday Future начали увольняться сотрудники.

Пока акционер испытывал финансовые трудности, Atieva продолжила развиваться. В 2016 году компания изменила название на более привычную Lucid Motors. Тогда же компания провела испытания прототипа Edna, созданного на базе Mercedes-Benz Vito.

В октябре Lucid представила тизеры электромобиля Atvus. Тогда же были оглашены амбициозные планы по налаживанию серийного производства этой модели в 2018 году. Компания даже выбирала участок под строительство предприятия.

В конце года компания официально представила свой электрокар — люксовый седан Lucid Air, ранее известный под названием Atvus. Автомобиль получил батарею на 100 кВт⋅ч. За дополнительную плату планировалось продавать более емкую на 130 кВт⋅ч. В первом случае запаса хода батареи хватало бы на 480 км, а во втором — на 640 км.

По оглашенной в то время информации Lucid Air должен был развивать скорость в 96 км/ч за 2,5 секунды. Предполагаемая стоимость электрокара составила от $100 000 до $160 000. Но Lucid обещала выпустить более доступную модель по цене $65 000.

Презентацию восприняли позитивно. В прессе начали говорить о том, что Tesla наконец получит достойного конкурента.

Но планам было не суждено сбыться из-за все тех же проблем Цзя Юэтина. Пока акционер искал способы решить свои финансовые проблемы. В Lucid мечтали, чтобы он поскорее продал свою долю. Это позволило бы избавиться от Цзя Юэтина и получить более платежеспособного акционера. В июле 2017 года это наконец произошло.

Компания продолжала разрабатывать версию Lucid Air стоимостью $65 000, и попытки найти достаточно средств для строительства завода. Если первая задача решалась, хотя и с определенными затруднениями, то вторая оказалась слишком сложной. Компания планировала открыть сборочный цех в КНР, который должен был финансироваться за счет местных и региональных государственных дотаций.

Lucid Motors собиралась строить завод в Аризоне. Его стоимость составила бы минимум $700 млн. Пытаясь получить дополнительные средства Lucid решилась на четвертый раунд инвестиций. Помочь ей взялся банковский холдинг Morgan-Stanley. Сотрудники последнего обратились к Ford, пытаясь привлечь легендарного автопроизводителя к участию в раунде. Но вместо этого компания сделала предложение о выкупе Lucid.

Производитель электромобилей оказался в сложной ситуации. Lucid Air был практически закончен и компания даже успела выпустить несколько тестовых моделей и запустить предзаказ. Но начать серийное производство не было возможности. Мощности Ford и ее финансовая поддержка упростили бы задачу. Но терять свободу не хотелось. В итоге СЕО компании Сэм Венг не стал заключать сделки ни с Ford, ни с другими покупателями.

Специалисты считали продажу лучшим вариантом. В 2018 году Lucid Motors продолжила работать над Lucid Air и искать средства на завод.

Положение компании не выглядело оптимистичным до сентября, когда в нее решил вложить более $1 млрд Фонд национального благосостояния Саудовской Аравии. Полученные деньги пойдут на окончание разработки и тестирование Lucid Air, строительство завода и запуск серийного производства. Также компания собирается начать развертывание собственной розничной сети. По предварительным планам запуск серийного производства Lucid Air планируется в 2019 году, а через год начнутся продажи.

Получится ли достигнуть поставленных целей спорный вопрос. Компания уже не единожды откладывала выпуск серийного электрокара, но в этот раз у нее есть деньги, чтобы справиться с этой задачей.

Выход Lucid Air не гарантирует успех компании. Ей придется конкурировать с Tesla, которая не только запустила серийное производство, но и имеет сильный бренд. Также на рынке есть и другие соперники начиная со стартапов и заканчивая крупными автопроизводителями. Предстоящая конкуренция потенциально способна положительно повлиять на дальнейшее развитие рынка электромобилей.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Полученного миллиарда не хватит на выпуск модели. На выпуск нескольких прототипов для тестов — да. На выпуск серийной модели, с себестоимостью не как у самолёта — нет. Мерсдес недавно свой электомобиль запустил, затея им обошлась в 17 миллиардов. Это при том что им не надо было строить завод и учиться делать, например, подвеску.
    Называть этих ребят конкурентами Теслы — это как называть автора коммента из двух слов «автор — дурак» конкурентом Аину.

Поиск