Gilmour Space – ракетный стартап, ускоряющий «космический ренессанс» в Австралии

Австралия в июле 2018-го открыла собственное космическое агентство ASA, поставив ему задачу трансформировать национальную космическую отрасль и увеличить ее размеры втрое – до $10-12 млрд к 2030 году. Стать лицом возрождающейся индустрии претендует 44-летний основатель австралийско-сингапурского ракетного стартапа Gilmour Space Адам Гилмор. Он обещает обеспечить дешевую доставку грузов из штата Квинсленд прямиком на орбиту Земли и желает вписать свое имя в историю рядом с именами американских «космических баронов» Илоном Маском и Джеффом Безосом.

Мировая космическая экономика оценивается в $380 млрд и растет со скоростью 10% в год. Доля Австралии в ней – менее 1%, причем страна-континент не может похвастаться собственными запусками и ФОКУСируется только на так называемых downstream-проектах, связанных с использованием результатов космической деятельности. Австралия ничего не выводила на орбиту с 1971 года, когда британская ракета-носитель Black Arrow поднялась с испытательного полигона Вумера и совершила первый и единственный запуск спутника с континента.

Однако недавно правительство Австралии увидело в своей космической индустрии потенциал и сфокусировалось на развитии данного сектора экономики. Всплеск интереса политиков и инвесторов к Космосу воодушевил руководителя австралийского стартапа Gilmour Space Адама Гилмора, который получил 28 сентября 2018 года от венчурных инвесторов $13,7-миллионное денежное вливание и рассчитывает на эти средства создать гибридные ракеты для запусков на орбиту малых спутников.

«Я просто влюблен в то, что происходит в Австралии последние 12 месяцев, — рассказал в недавнем интервью Адам Гилмор, – в то, как много внимания политики уделяют нашей космической индустрии и недавно учрежденному агентству ASA. Космос вышел из забвения и стал почти главной темой в австралийском правительстве… Мы наблюдаем общемировой космический ренессанс, и рады видеть, что Австралия – в частности штат Квинсленд – серьезно настроена совершать полеты».

От банкира к ракетостроителю

Адам Гилмор – бывший банкир. После обучения финансовому делу в австралийском Университете Монаша, он более 20 лет – с ноября 1994-го по май 2015 года – проработал в инвестиционном банке Citibank в Сингапуре, пройдя по карьерной лестнице от трейдера опционами до регионального директора, контролировавшего операции по обмену валют и продажам деривативов в азиатско-тихоокеанском регионе. Все это время, по его словам, он был одержим космосом, фанател от «Звездных войн» и мечтал стать астронавтом.

Свой космический стартап Gilmour Space Адам Гилмор основал со своими братом Джеймсом и женой Мишель в кампусе Сингапурского университета технологии и дизайна (SUTD) в 2012 году, и изначально собирался сконцентрировать его на совершенно ином виде деятельности. Первое время компания Гилморов занималась проектированием и созданием муляжей космических кораблей, а также симуляторов космических полетов для того, чтобы открыть в Австралии музей космонавтики и тематический парк с образовательными аттракционами. Для размещения парка Адам Гилмор за $2 млн выкупил бывшую клубничную ферму возле города Голд-Кост. Однако вскоре эта его цель отошла на второй план, так как Gilmour Space перефокусировался на целый ряд более «приземленных» проектов – в спектр его интересов попали и низко летающие дроны, и даже дорожный городской транспорт.

Так получилось потому, что, заняв офис в университете SUTD, Адам Гилмор стал наставником многих талантливых студентов. Он рассматривал креативные дизайнерские разработки молодых сингапурских техников и вкладывал свои деньги в понравившиеся ему проекты из разнообразных сфер. К 2016 году команда из семи исследователей и инженеров Gilmour Space в числе прочего сконструировала прототип сверхсильного квадрокоптера, пытаясь увеличить его грузоподъемность до 120 кг, а также легковесный электросамокат, который можно сложить в комок и вместить в рюкзак подростка.

Свою основную бизнес-стезю стартап отыскал в той сфере, где особенно силен Сингапур – в технологиях 3D-печати. Найдя идею изготовления ракетного топлива на 3D-принтере и взяв на ее реализацию «шестизначный» грант у сингапурского государственного фонда NAMIC, команда Адама Гилмора в начале 2016 года сконструировала такой 3D-принтер. А 22 июля 2016-го напечатанное на нем топливо было успешно протестировано в ракете.

Небольшая 3,6-метровой высоты ракета RASTA была запущена с австралийской фермы Gilmour Space. За 90 секунд она взлетела на высоту 5 км. Этот тестовый полет, по словам Адама Гилмора, вселил в него уверенность в том, что ему удастся создать самый дешевый в мире транспорт для доставки грузов на орбиту. А опыт инвестбанкира подсказывал, что на этом можно хорошо заработать.

«Моя 20-летняя карьера банкира направляет мое мышление на поиск выгоды и вынуждает меня по-иному видеть то, что происходит в космической индустрии. Предложение и спрос здесь не отличаются от других индустрий, поэтому я смотрю на то, какие здесь есть возможности. Здесь есть 40-60 компаний, желающих запустить 8 000 небольших спутников на орбиту в течение следующих пяти лет. К 2022 году эти спутники будут предоставлять супер-скоростной интернет в любой точке мира. Они создадут по-настоящему революционные изменения, и мы хотим стать частью этих перемен», — рассказывает о своем видении Адам Гилмор.

«Этим тысячам маленьких спутников нужен транспорт для того, чтобы попасть на орбиту, и компания Gilmour Space видит в этом возможность. В мире сейчас попросту нет достаточного количества ракет для доставки всех этих спутников. Наше большое преимущество перед другими ракетными стартапами в том, что мы стартовали с кучей денег, которых нам хватит на три года. У нас достаточно финансов и времени, чтобы разработать и протестировать ракету три раза. Многие стартапы обеспечены деньгами только для одного теста, и если они терпят неудачу, то они умирают», — рассуждает Адам Гилмор.

«Все строят Роллс-Ройсы для доставки грузов в космос, а я предоставлю для этого грузовик»

Спутники, которые в недалеком прошлом были размером с микроавтобус, с каждым годом становятся все компактнее и легче благодаря развитию микроминиатюризации и нано-технологий. Вес большинства из них сегодня измеряется килограммами, а в ближайшие годы ожидается его снижение до 100 граммов. Поскольку эти аппараты требуют выведения на разные орбиты, для этой цели целесообразно использовать легкие ракеты весом в несколько тонн. Транспортировать миниатюрные спутники на 500-тонных ракетах Falcon 9 или 733-тонных Delta IV Heavy представляется слишком дорогим удовольствием.

Конкурентов Адама Гилмора, создающих легкие ракеты для маленьких спутников, можно пересчитать на пальцах. Это американские компании Vector Launch и Firefly Aerospace, китайские ExPace, One Space и Link Space, испанская PLD Space, новозеландская Rocket Lab, индийская ISRO.

По словам Адама Гилмора, его стартап Gilmour Space в технологическом развитии оторвался далеко вперед от большинства своих конкурентов, которые используют сложные и затратные технологии, дорогие материалы для изготовления ракет и раздутый штат сотрудников. В Gilmour Space, если не считать сингапурских студентов-волонтеров, работают лишь около 30 специалистов, и их усилия сосредоточены на исследованиях и разработках.

Gilmour Space достигает существенной экономии за счет того, что печатает на 3D-принтере элементы фюзеляжа ракеты, двигателя и даже окислители для топлива. Компания считает дешевизну приоритетнее производительности и гордится тем, что на разработку, конструирование и тестирование ракетного двигателя G-70 ей потребовалось менее $5 млн. Финальное предполетное испытание этого двигателя, проведенное в августе 2018 года, показало, что он успешно достиг тяги в 80 килоньютон. Этого с лихвой хватит для выхода на орбиту.

Почти все современные ракеты используют либо твердое, либо жидкое топливо. А двигатель Gilmour Space в отличие от них гибридный, так как он комбинирует жидкий окислитель с твердым топливом собственной разработки. Достоинства такой системы, по словам Адама Гилмора, в том, что она проще, дешевле, экологичнее, менее взрывоопасная, и позволяет на ходу регулировать мощность, чтобы ракета не разгонялась чересчур сильно и не перегревалась.

Следующей мильной вехой в развитии Gilmour Space должен стать пуск ракеты ARIEL, запланированный на 1 квартал 2019 года. Ракета диаметром 68 см и длиной 1,5 м с полезной нагрузкой 130 кг должна будет подняться на высоту 150 км. Если ее полет окажется удачным, Gilmour Space докажет свою способность доставлять грузы на низкую орбиту земли и, по утверждению Адама Гилмора, сможет привлечь еще $100 млн финансирования от «некоторых крупных инвесторов», приславших «письма о заинтересованности».

Свой первый пуск на земную орбиту Gilmour Space планирует совершить в 4 квартале 2020 года. Трехступенчатая ракета Eris диаметром 1,6 м и длиной 2,5 м с полезной нагрузкой 400 кг должна будет подняться на высоту не менее 200 км, а затем придать грузу достаточную скорость (свыше 7.8 км/с или 28000 км/ч), чтобы он продолжил вращаться вокруг Земли, не падая.

Ракета Eris сможет взять на борт десятки спутников. Ценники на их доставку на орбиту Gilmour Space установила в диапазоне от $25 000/кг (за 400-килограммовый груз) до $38 000/кг (за грузы весом до 4 кг). Стартап утверждает, что такая стоимость покажется привлекательной потенциальным клиентам, так как, согласно опросу, многим из них по-прежнему приходится платить за отправку своих спутников на орбиту по $50 000-60 000/кг.

Намечающаяся ценовая война между ракетными стартапами неминуемо снизит стоимость вывода грузов в Космос. Gilmour Space собирается сосредоточить силы на дальнейшем упрощении и удешевлении своих ракет, в расчете на то, что эта стратегия обеспечит ему победу над конкурентами.