Кто научит этике Кремниевую долину? Колонка на The New York Times

5460

Журналистка The New York Times Кара Свишер размышляет о том, почему в Кремниевой долине все так плохо с этикой, и что нужно сделать, чтобы это изменить.

Думаю, все мы можем согласиться, что Кремниевая долина сегодня как никогда нуждается в присмотре кого-то из взрослых.

Может, решением для IT-компаний было бы учредить позицию chief ethics officer, или главы по этике? И хотя у Google есть топ-менеджмент, который занимается политическими и юридическими вопросами, другие известные мне крупные компании подобных шагов не предпринимали. Хотя многие подумывают об этом, они сами мне об этом сказали, когда мы обсуждали вопрос.

Зачем это нужно? Потому что — сперва по одному, а затем все разом —  цифровые лидеры коллективно лишились разума.

Чему удивляться, учитывая, с какими сложными проблемами приходится сталкиваться технологической индустрии. По мере того, как этические дилеммы одна за другой обрушиваются на неподготовленные плечи исполнительных директоров, их некогда незапятнанные репутации сыпятся, словно осенние листья под ураганным ветром. Последние несколько недель наглядно продемонстрировали, как тех-индустрия затрудняется реагировать на проблемы реального мира, поскольку не научилась это делать, находясь в своем собственном уютном мирке.

Например, информпространство потрясла новость о жестокой расправе над журналистом Джамалем Хашкаджи в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Между тем, Кремниевая долина буквально плавает в океанах саудовских денег: миллионы в Magic Leap, Tesla, более $45 млрд в гигантском Vision Fund, учрежденном SoftBank на саудовские деньги, который перераспределил их между WeWork ($4,4 млрд), Slack ($250 млн) и приложением для выгула собак Wag ($300 млн). Uber получил почти $14 млрд от Фонда государственных инвестиций королевства напрямую и часть — через Vision Fund. Миллиард тут, миллиард там — так по капле наполняется океан.

Facebook представил новое устройство для домашнего видео Portal, и пообещал, что инструмент наблюдения не будет делиться данными пользователей, чтобы продавать рекламу. Но вскоре после релиза, компания добавила небольшую ремарку, в которой признала, что «данные о том, кому вы звоните и какие приложения используете на Portal, могут быть использованы, чтобы таргетировать на вас рекламу в других сервисах, принадлежащих Facebook». Ой, как неловко.

Согласившись заплатить $20 млн штрафа Комиссии по ценным бумагам и биржам за опрометчивые твиты про вероятное финансирование (угадайте откуда? Из Саудовской Аравии!), сооснователь Tesla Илон Маск тут же продолжил тролить агентство в Twitter. И хотя предполагалось, что после всех проблем, которые он нажил на свою голову своими же твитами, он немножечко поумерит пыл, становится понятно, что на деле мистер Маск остановится только тогда, когда кто-нибудь украдет его телефон.

Наконец, Google понадобилось полгода, чтобы публично объявить о том, что 500 000 пользователей Google Plus могут быть скомпрометированы из-за утечки данных. И хотя сервисом давно никто не пользуется, потому что он был спроектирован довольно антисоциальными людьми, такое наплевательское отношение к приватности вызывает обеспокоенность.

Затруднения IT-гигантов относительно того, что делать и что говорить по поводу бедствий, которые они сами же провоцируют, это только начало. Следом идут буйные разветвления проблем, с которыми сталкиваются подопечные Кремниевой долины: иммиграция, неравномерная оплата труда, искусственный интеллект, автоматизация, права тренсгендеров, изменение климата, приватность, защита персональных данных и вопрос о том, стоит ли технологическим компаниям помогать правительствам в их спорных делишках. Это этическое болото.

Поэтому в недавнем интервью Марк Бениофф, основатель и со-исполнительный директор Salesforce рассказал мне, что он был в процессе найма главы по этике, который помогал бы предвидеть и решать любые проблемы, с которыми может столкнуться бизнес. Вроде той, с которой компания столкнулась несколько месяцев назад, когда нужно было решить, прекратить предоставление рекрутингового программного обеспечения для таможни и пограничников из-за политики правительства по разделению семей иммигрантов на границе или продолжить.

В 23andMe также рассматривали идею найма такого специалиста. СЕО компании Энн Войчицки рассказывала мне недавно в интервью, что они даже собеседовали несколько кандидатов на эту позицию, но большинство из них хотели оставаться в академических кругах, чтобы быть более независимыми при рассмотрении этических проблем. Она подчеркнула, что таких проблем в деятельности ее компании, которая занимается анализом ДНК данных, возникает множество, поэтому ей хотелось бы, чтобы навыками их решения обзаводился весь менеджмент — недостаточно просто нанять одного человека, который бы взял это на себя.

Многие считают, что вопросами этики должны заниматься специальные департаменты по инклюзивности и юридическим вопросам, а этические нормы поведения должны исходить непосредственно от учредителей и СЕО. Также сомнительно, что один человек сможет управляться с такой сложной задачей — ведь одна его ошибка может повлечь за собой репутационную катастрофу.

И вообще, все это скорей всего будет выглядеть как показуха. Один из консультантов по этическим вопросам, который пожелал остаться неназванным, сказал мне:

«Мы сами еще не определились до конца с тем, что этично, а что нет. Что уж говорить о Кремниевой долине, которая просто ребенок в этой игре».

Как научить отрасль, которая, в отличие от других бизнес-секторов, настаивает на том, что «творит добро», действительно это делать? Потому что не делать зло и творить добро — это разные вещи.

Как учредить этическую систему, не производя впечатление, что вы навязываете другим свое мнение о том, как надо правильно себя вести? И кто возьмется определить такие правила, направить IT-индустрию — и учитывая ее сегодняшнюю мощь, весь мир — на путь высокой морали?

Как я говорила выше, здесь нужен надзор кого-то из взрослых. А может, Кремниевой долине, наконец, пора самой повзрослеть.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск