Против течения: четыре причины успеха Monobank. Взгляд со стороны

11345
16

Популярность Monobank перестала быть поводом для дискуссий и стала общеизвестным фактом. Еще в феврале первый мобильный банк Украины отчитался о регистрации 100 000 клиентов, а уже под завесу 2018 года руководители проекта сообщили о преодолении отметки в 600 000 клиентов. Шестикратному приросту пользовательской базы за год могут позавидовать даже именитые мировые финтех-стартапы: британский Revolut за первые 5 лет работы собрал около 2 млн клиентов, а Monzo — миллион за 3 года на рынке.

Объяснить успех проекта одной составляющей — невозможно. Он сложился из нескольких пунктов. Разбираемся в каждом из них.

Знания и скорость

monobank создавала команда Fintech Band — выходцы из «ПриватБанка», создавшие собственный бизнес после национализации компании.

В новом проекте Дмитрий Дубилет, Олег Гороховский и Михаил Рогальский воспользовались невиданной доселе гибкостью. Вместо 20 млн клиентов получили лояльную и однородную базу продвинутых пользователей, вместо 500 программных комплексов — возможность написать техническую часть с нуля. По словам Дмитрия Дубилета, monobank по отношению к «Привату» стал тем, чем «Приват» был для старых западных банков — более гибкий, более продвинутый и развитой.

Кроме того, помог правильный выбор ограничений. Так, команда Monobank не торопилась с раздачей карт, чем грешат многие банки. Вместо этого на старте проекта ограничились формулой «один пользователь — одна карта», пока не нашли интерфейсное решение для поддержки валютных, именных, виртуальных карт.

Еще одним доказательством скорости Monobank стала процедура введения Apple Pay. Из-за ограничений самой Apple, компания не могла получить технологию первой — пришлось выстроиться в очередь за государственными «ПриватБанком» и «Ощадбанком». Между тем, в спросе на услугу сомнений не было. По частоте ошибочных авторизаций в Apple Pay, карты Monobank были на первом месте в Украине.

Когда пришло время к верификации всех процедур, менеджеры Monobank сработали максимально быстро — по собственным заверениям, на урегулирование всех технических и юридических моментов ушло не более двух недель против месяца и более у конкурентов.

Lean-подход и сарафанный маркетинг

Согласно формуле из уже классической книги «Бережливый стартап» Эрика Риса, прототип продукта нужно создавать на собственные деньги, а брать инвестиции, только когда потребуется «подлить кэша в огонь» и масштабировать работающую бизнес-модель.

В Fintech Band концепцию бережливого стартапа для банковской сферы обыграли по-новому. Проект Monobank запустили на базе Universal Bank, но средства на продвижение перераспределили совершенно иначе, чем принято в финансовой сфере.

Поскольку банк полностью мобильный, ему не нужны значительные расходы на содержание отделений. Это позволило профинансировать «сарафанный маркетинг». Так, по состоянию на октябрь 2018 года в виде кэшбек-выплат Monobank вернул клиентам более 170 млн грн, а за реферальные рекомендации, через которые пришло около 170 000 пользователей — еще 17 млн грн.

Также, за счет низких операционных издержек, банк «демпингует» и на основных услугах. Например, предоставляет самый продолжительный на украинском рынке льготный период — 62 дня. Для понимания масштабов: в таком статусе клиенты держат кредитных средств на 1,2 млрд грн — и не платят ни копейки за их использование. Тот же ПриватБанк предлагает до 55 льготного периода на карте «Универсальная» и несколько более высокую процентную ставку: 3,6% вместо 3,2%.

UX/UI по-взрослому

Для банка без отделений и физических представительств приложение — главная витрина. На его плавность и надежность создатели и сделали ключевой акцент. Разработкой дизайна интерфейса мобильных клиентов занималась компания Alty.

Ранее она сотрудничала с «ПриватБанком» — Alty создавали UI/UX-решения в «Приват24» для бизнеса, терминалах самообслуживания, сервисах «Приват-магазин», «ПриватМаркет», «Бонус плюс» и так далее. В основном, сотрудничество ограничивалось дизайном, но для ряда проектов специалисты Alty также написали фронтенд- и бекэнд-часть, а также занялись iOS-разработкой.

В Monobank команда Alty, состоящая из одного lead-дизайнера, одного UX/UI и двух UI-дизайнеров, спроектировала и нарисовала весь дизайн мобильного приложения. То, что так полюбили более полумиллиона украинцев, результат работы небольшого, но продуктивного коллектива. Команда работала без традиционных KPI — с упором на качество.

На все ушло более 7 месяцев труда. В частности, особое внимание уделили процессу регистрации пользователя, главному экрану и секции оплаты коммунальных платежей. Также в фокусе были презентация заполнения анкеты для получения кредитного лимита и показ уведомлений о двойной конвертации. Дизайнеры ставили перед собой две цели: узнаваемость на фоне остальных украинских банков и простота для пользователей. Равнялись на другие мобильные банки — «Тинькофф» и Revolut.

По части уникальности сильно помогли креативные решения. Так, символом проекта выступил кот Дмитрия Дубилета, его интегрировали в некоторые экраны. В уведомлениях активно использовали эмодзи, что разнообразило унылые нотификации — идею с эмотиконами предложили Дубилет и Рогальский. На этом участие сооснователей Fintech Band, конечно же, не заканчивалось. Вместе с командой Alty они были постоянно вовлечены в процесс разработки и принимали многие решения «на ходу», после обсуждения между собой. Как результат, дизайнеры работали без привычного ТЗ — его заменяли ежедневные брейнштормы.

Важно было вызвать у пользователей доверие — ведь прийти в отделение и убедиться в благонадежности банка они не могли. Этого удалось добиться даже среди самой прогрессивной и скептической аудитории. Так, в рейтинге популярности банков среди фрилансеров Monobank уже к концу года занял второе место. У него 6,44% рынка приема платежей исполнителями. Конечно же, расти еще есть куда (у лидера на рынке, «ПриватБанка», этот показатель — 66%), но темпы обнадеживают.

Аудитория и продвижение

Основатели Fintech Band не постеснялись заявить на старте проекта, что их аудитория — молодые и прогрессивные люди. Это помогло набрать активную фан-базу. Ее основу заложила группа бета-тестеров, которая перевалила за 10 000 участников еще в середине 2018 года. Не менее важный залог успеха — личная популярность руководителей Fintech Band.

У того же Дмитрия Дубилета более 100 000 подписчиков на Facebook, а каждый его пост становится хитом, получая тысячи лайков и сотни репостов. Не хуже статистика у Олега Гороховского и Михаила Рогальского. Просто объявив в соцсетях о предрегистрации в проекте, они сумели набрать десятки тысяч пользователей — за месяцы до сколько-нибудь официальных анонсов.

Как признается Дубилет, неизвестно «сколько миллионов нам пришлось бы вложить в рекламу, чтобы получить столько же клиентов, сколько мы получили благодаря моему блогу и блогу Олега Гороховского». При этом на написание поста он тратит не более 20–30 минут.

Такая стратегия продвижения пока работает. На старте проекта 80-90% людей приходили в Monobank по рекомендациям друзей и знакомых. Со временем разбивка изменилась: около половины входящих лидов приносит органика, остальных (в соотношении 35% на 25%) забрали платный трафик и реферальная программа. Главное, что потенциал для развития еще очень и очень большой.

По данным GfK, на апрель 2018 года о бренде Monobank знали всего 5,3% украинцев против 98,3% охвата у «ПриватБанка». Это именно те «молодые и прогрессивные», но ими аудитория банка явно не заканчивается.

Узнать больше

Оставить комментарий

Комментарии | 16

  • По маркетингу, UiUX заслуженно хороши, если смотреть на это как предприниматель, почтовая реклама через прогон по базе должников кредитного союза была спорна смутила меня как пользователя)

    Другое дело, что сам по себе монобанк как «финансовый продукт, который рассказывает всем что он самый лучший банк» (он не банк) сомнителен, ведь каждая попытка сделать банк прибыльным или просто чтобы он выживал, будет убивать по-одной конкурентной фиче продукта, снизили кешбек на кредитные средства уже больно было (получается запас прочности от идеи «мы не потратились на отделение и сэкономили деньги» был съеден вот этой фишкой за сколько там месяцев?) , осталось пару комиссий и тарифы и будет обычный банк с удобным приложением, но типа в чем будет преимущество? В отсутствии отделений?)

    • Ну не знаю как вы, но я как человек4 кредитами не интересующийся использую монобанк именно из-за отличного и удобного приложения. А отделения мне как и многим так же не нужны

      • а вот я не вижу в монобанке практически ничего лучше, что есть в привате. Самая главная причина — это был кешбек. Бывали месяцы, когда на двоих выводили 1000 грн (это кстати максимум), когда был 20:% кешбек на такси (несколько поездок в париже уже сделали дело) ну и путешествия там.

        Что до приложения, то работает оно быстрее чем приват, и, например, удобно что все данные карты ее номер и свв можно глянуть прям в моблиле. На этом все. Кстати, по уровню функций (жд, авиа билеты, коммуналка, регулярные платежи на компании в приват) у них и близко нет.

        Как результат, используем монобанк так: есть кешбек на бензин — перевожу с привата 1000 грн, чтобы оплатить бензин. И так далее. Мне кажется, такой рост базы только из-за кешбека ну и реферальных 50 грн. А, ну еще и в офлайн режиме на борту платить по умолчанию можно.

        • возможно, приват не использую принципиально. Ранее потому что он был Коломойского, теперь потому что он государственный

        • Я тоже, один из тех, кто не пользуется Приватом принципиально (когда-то давно убило их отношение к клиентам, да и общая репутация «колхозного банка», их вечные очереди в отделениях, глюки с терминалами, именно тогда когда они (терминалы) нужны, и т.д.). А Монобанк рулит тем, что удобно платить комуналку, нет комиссий (которые в Привате на каждый чих), сразу видно курс, отличная поддержка, ну и приложение в целом удобное. Для меня это именно альтернатива Привату, с которым я никогда не имел дел и иметь не собираюсь.

  • Моно решил вместо свернутого с декабря кешбека за кредитные предложить публике приторные ПР материалы…

    Утверждение о самом длинном льготном периоде в 62 дня не соответствует действительности — порядка года пользуюсь картой с 67 днями.

    Вместо заезженной чепухи про издержки из-за отсутствия отделений могли бы сделать больший акцент на том, что важно, и что продолжает делать продукт привлекательным: очень понятная и доступно растолкованная схема с состоянием и погашением задолженности, удобно организованные каналы поддержки.

  • Спасибо за материал!

    На всякий случай уточню, что monobank не платил и не платит за материалы ни в AIN, ни в каких-либо еще изданиях

  • Такая статья, и прям сегодня бяка…

  • Разбавляйте безанкором 😉

  • Кто-то сталкивался с таким совпадением? После отчета в налоговую пришло повышение лимита на… подозрительно совпадающую сумму…
    Mono, если уж пользуетесь «разными источниками», то программируйте задержку/рандом денег, чтобы не палиться)
    Возможно, я параноидально не прав, за что заранее извиняюсь ))
    Моно пользуюсь и доволен пока

Поиск