Делать деньги из еды: будущее food-related компаний

8025
1

Еда — одна из важнейших потребностей человека. Старший специалист венчурного фонда GR Capital Денис Дмитренко рассказал, какие новые технологии развивают отрасль foodtech и какие бизнес-модели сейчас актуальны.

Люди будут есть всегда, это не меняется. Но меняются технологии производства и пищевые привычки. Растущие темпы жизни и многообразие сервисов заставляют делать ставку на мобильность, скорость и персонализированность решений.

В Штатах и Европе появляется все больше foodtech-сервисов. По данным исследования The State of European Food Tech 2018, в октябре на мировом рынке фудтехнологий действовало 35 «единорогов», чья суммарная стоимость составляла €169 млрд. 9 из них — европейские, 10 — американские.

Прогнозы оптимистичные: согласно исследованию BIS Research, к 2022 году мировой рынок пищевых технологий вырастет более чем на $250,43 млрд. Разберемся, какие же технологии этому способствуют и каким конкретно будет food-related-рынок ближайшего будущего.

Рынок foodtech-компаний сейчас очень разнообразен — от диджитал-сервисов доставки до выращивания искусственного мяса или изготовления экологичного детского питания. Вот несколько перспективных проектов, достойных внимания.

Роботы на кухне

Споры о том, заменят ли роботы живых поваров, продолжаются не первый год. Но если вывести за скобки высокую кухню, дискутировать здесь не о чем: с простой едой машины справляются на отлично.

В сентябре 2018-го в США начал работу Creator — первый фастфуд-ресторан, где роботы готовят бургеры. Свежесть ингредиентов и температура приготовления определяются автоматически. Благодаря снижению затрат на сотрудников бургер в Creator стоит $6 в среднем (в два раза ниже стоимости бургера в обычном заведении).

Faster food: доставка и бронирование столиков

На сферу доставки еды приходится около половины всех инвестиций в foodtech в Европе. На украинский рынок в октябре 2018 года вышел испанский маркетплейс Glovo, продолжающий мировую экспансию (работает в 20 странах). Glovo доставляет не только еду из ресторанов, но и продукты, лекарства, а также другие товары по запросу пользователя. Компания получила крупные инвестиции и заняла одну из лидирующих позиций среди европейских фуд-сервисов нового поколения.

Источник: The State of European Food Tech 2018

Отдельная ниша — доставка еды в офисы. Так, летом сервис Foodsby (работает с 2012 года в 15 городах США) получил инвестиции в серии B. Он позволяет людям, работающим в бизнес-центрах, делать предзаказ обедов в близлежащих ресторанах. Особенность сервиса в том, что он только собирает заказы с одной локации и передает их в заведения. Foodsby работает с компаниями и не имеет собственной курьерской сети, что позволяет им снижать расходы по сравнению с конкурентами.  

И, конечно, нельзя забывать о тех, кто предпочитает обедать в ресторанах или кафе. Созданное украинцами, но работающее в США, приложение Allset помогает одновременно бронировать столик и делать предзаказ. Для пользователей сервис бесплатен, а рестораны перечисляют Allset 10% стоимости каждого предзаказа. Компания привлекла уже несколько раундов инвестиций, продолжает расширять свою географию, а также запустила возможность бронирования через Google Maps.

Органика для детей и «мясо» без мяса

Еще один тренд — спецпитание, органическая еда, растительные заменители мяса, продукты без глютена и лактозы.

Хороший пример — Yumi, экологически чистое детское питание по подписке. Сервис предлагает несколько тарифных планов и развивается в основном за счет рекомендаций (прирост аудитории — на 85% органический). Авторы сервиса утверждают, что продажи заводского детского питания падают на фоне роста тренда на экологичность, и в этом видят шансы на развитие компании.

В той же нише работают Nurturme (органическое детское питание без глютена, сахара, соли и аллергенов — для детей с чувствительной пищеварительной системой) и Once Upon a Farm (компания, производящая органические детские смеси из фруктов и овощей с локальных ферм).

Пока одни компании «возвращаются к истокам», другие экспериментируют с созданием абсолютно новых здоровых продуктов. Так, например, Seattle Food Tech производит «куриные» наггетсы из растительных компонентов. По данным Forbes, они на правильном пути: спрос на растительный белок будет только увеличиваться, в 2023-му его годовой рост составит 9%.

Конкуренцию Seattle Food Tech составляют другие производители растительного «мяса». Если говорить об альтернативах курице, в этом направлении активно работает Sunfed Meats. И, конечно, нельзя не упомянуть растительные котлеты для бургеров: Impossible Foods и Beyond Meat. В компанию Beyond Meat даже вложился Tyson — один из крупнейших производителей мяса в США. В 2017 году Reuters писали, что корпорация вложилась в plant-based-стартап через собственный венчурный фонд.

Научный подход

Генетические исследования, которые еще несколько лет назад стоили тысячи долларов, постепенно становятся более доступными. По крайней мере, если речь идет о «прицельном» изучении нескольких конкретных генов.

Нутригенетические тесты позволяют определить склонность человека к тем или иным нарушениям: как он перенесет вегетарианскую диету, как организм перерабатывает кофеин, есть ли склонность к полноте и ожирению. По результатам исследований можно разработать индивидуальную (или почти индивидуальную) диету.

 

 

Одна из известнейших компаний в этой отрасли — Pathway Genomics. Она занимается не только нутригенетикой, но и другими наукоемкими проектами (например, в сфере персонализированной медицины), сотрудничает с IBM Watson. Похожая сфера деятельности и у Centrillion Technologies. Кстати, один из их популярных продуктов — ДНК-тест на происхождение TribeCode, аналог 23andme.

Тесты на происхождение в свое время стали сенсацией, но сейчас над ними даже подшучивают внутри индустрии. Например, на главной странице компании Helix есть фраза «больше, чем происхождение». Команда предлагает узнать, как гены человека влияют на питание, похудение, спортивную форму и даже на восприятие вкуса вина.  

Еда, благотворительность и блокчейн

Некоторым удается совместить эффективный бизнес с charity-составляющей. Например, сервис Goodr помогает пищевым предприятиям передавать еду в благотворительные организации. При этом Goodr — коммерческая компания. Их бизнес-модель и стоимость услуг, по словам создательницы, такие же, как у сервисов по утилизации отходов.

Учет всех транзакций происходит в блокчейне: когда в Goodr привозят еду, а затем проверяют ее количество и состояние и передают, об этом появляются новые записи в системе (информацию добавляют через приложение). Так Goodr обеспечивает прозрачность всех операций для налоговой службы. Кроме того, поставщики продуктов получают налоговые льготы, потому что их деятельность считается благотворительной.

Тренды food-related стартапов

Проекты, как видим, очень разные. А ведь мы рассмотрели далеко не все актуальные направления, связанные с едой. Полный анализ food-related-отрасли потянул бы на целую книгу.

Успеха, как и в любой отрасли, достигают компании, которые находят способ удовлетворить существующую потребность быстрее, дешевле или объективно удобнее, чем это делалось раньше. Или, как вариант, они одними из первых осознают новую потребность, которой раньше не существовало, и работают с ней.

Чтобы начать бизнес или инвестировать в food-related-компанию, стоит учитывать следующие тренды.

  • Экологичность и осознанное потребление

По данным Entrepreneur, 61% миллениалов озабочены проблемами окружающей среды. Поэтому и компании, которые работают в food-сфере, должны соответствовать этому запросу: утилизировать отходы, готовить из органических продуктов или использовать при доставке транспорт, который не загрязняет воздух.

Согласно исследованию Nielsen, проведенному в 2015 году, около 66% покупателей готовы платить больше за продукцию социально ответственных или экологичных компаний.

  • Изменение способов ведения сельского хозяйства

Согласно исследованию AgFunder, в 2017 году сфера farmtech (биотехнологии, агророботы, маркетплейсы, технологии для выращивания, фермерские онлайн-маркеты) получила рекордные инвестиции —  $10,1 млрд, превысив показатели 2016 года на 29%.

Источник: Agrifood Tech Funding Report: Year Review 2017

Развитие farmtech переизобретет привычные методы и оптимизирует производство продуктов. Вполне возможно, что это снизит стоимость органических овощей, фруктов и молочных продуктов, сделает их доступнее для разных групп населения.

  • Персонализация, ИИ, интернет вещей

Уже сейчас люди питаются по индивидуальным планам и интересуются диетами, основанными на данных ДНК. В будущем подобные сервисы станут еще более доступными и востребованными.

Одновременно с этим развитие ИИ и интернета вещей приведет к тому, что часть покупок будут делать домашние помощники или холодильники (пополняя запасы тех товаров, что мы используем регулярно).

  • Упрощение сервисов и диджитализация шоппинга

Темпы жизни растут, а многообразие сервисов позволяет людям выбирать наиболее user-friendly-предложения. Молодые потребители не готовы тратить время в очередях супермаркетов. Они предпочитают технологичные решения, которые экономят время. Например, возможность пройтись по виртуальному супермаркету и сделать покупки с помощью мобильного приложения. Другой вариант — энергоэффективные супермаркеты, работающие на солнечных батареях или утилизирующие отходы.

Больше о трендах можно узнать из исследования The Future of Food: New Realities for the Industry от Accenture. В целом, перспективными направлениями для создания компании будут экологичные решения, связанные с переработкой и утилизацией отходов, а также решения, которые упрощают процесс покупок, экономят время на поиск ресторана, приготовление еды или предлагают персональный рацион, основанный на анализе медицинских показателей.  

Автор: Денис Дмитренко, старший специалист венчурного фонда GR Capital

 

 

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск