Как (не) работает единый билет в Киеве: личный опыт

16076
6

Электронный билет

Власти изначально планировали сменить компостеры на бесконтактные валидаторы весной 2018 года. Но запуск перенесли на осень, затем «до конца года», несколько раз меняя месяцы старта, а в декабре решили отложить на 2019 год. Впрочем, с 1 ноября якобы началось закрытое тестирование. Его второй этап объявили 26 декабря. Но на вопросы о Kyiv Smart Card (KSC) кассиры и кондукторы отвечали либо пожиманием плеч, либо ссылались на «технические проблемы».

Стать первопроходцем

Заполучить новый синий проездной удалось 3 февраля. Тогда кассир станции метро «Житомирская» сказала, что продают их только на «Театральной», «Крещатике» и «Майдане Незалежности». Ее коллега на «Театральной» заулыбалась и спросила: «Что, хотите стать первопроходцем?».

Купить и пополнить Kyiv Smart Card в кассе метро можно только за наличные — 50 грн. В будущем вернуть деньги, сдав пластик, как в случае с карточкой метро, не получится. Но у Smart Card в принципе более долговечная концепция — карта привязывается к учетной записи киевлянина. В случае потери, ее можно будет заблокировать, а поездки перенести на новый пластик.

Схема скидок на количество поездок для Kyiv Smart Card работает так же, как и для зеленой карты метро. Сэкономить можно от 30 копеек (пополнение на 10-19 поездок) до 1,50 грн, отдав кассиру 325 грн за 50 поездок.

Кассир продала паре людей, стоящих за мной в очереди, жетоны: «Им быстрее». Оформления карты заняло 5 минут. Система для их продажи, как минимум в комнате кассиров на «Театральной» стоит в углу — чтобы оформить карту, сотрудник должен встать и сверяясь с инструкцией бодро щелкать мышкой. В процессе за «первопроходцем» собирается очередь из любителей жетонов. Пока им все-таки быстрее.

На лицевой стороне темной синей карты — очертания достопримечательностей и видов транспорта. «Задник» более информативен: советы по пользованию картой, номер горячей линии, сайт Kyiv Smart Card и персонализация: номер карты со штрих-кодом и пин-код под скретч-покрытием. Последние нужны, чтобы зарегистрировать карту в личном кабинете.

Протестировать новую карту удалось тут же на «Театральной». На станции стоит единственный турникет, маркированный неприметной синей наклейкой Kyiv Smart Card. По одному адаптированному турникету, по словам кассира, есть на каждой станции. Но на Льва Толстого, к примеру, синей наклейки найти не удалось.

Считыванием ничем не отличается от зеленой карты подземки: срабатывает быстро, а на табло загорается оставшееся количество поездок.

Но карта куплена не для того, чтобы кататься на метро. Домой ехать на автобусе, оплата проезда в котором — едва ли не единственная причина снимать наличные. Тут пользовательский опыт отличается. Карта срабатывает с четвертого раза. Перед этим валидатор называет Kyiv Smart Card «сторонньою». На следующее утро все проходит гладко:

   

Индикация считывания поездки в наземных валидаторах не очевидна. Если карта сработала, диоды загораются зеленым, а табло сообщает: «Квиток дійсний». Но это не дает уверенности, что поездку списало: валидатор, в отличие от турникета метро, не пишет, сколько поездок осталось. Хотя в описании работы Kyiv Smart Card утверждается, что эта информация на табло выводиться должна.

Пока есть три способа узнать, удалось ли «закомпостировать билет»:

  1. Дождаться контроллера.
  2. Проехать в метро — там турникеты покажут количество поездок.
  3. Привязать карту в личном кабинете на сайте КМДА.

В первом случае, теоретически, когда в транспорт заходит проверяющий, все валидаторы блокируются. Благодаря считывающему устройству, контролер увидит, прикладывали карту к валидатору или нет. Едва ли на текущем этапе у всех проверяющих есть необходимое оборудование. Но кондукторы на маршрутах уже активно предупреждают владельцев «Карты киевлянина»: валидируйте поездки, иначе могут оштрафовать.

Личный кабинет

Главное преимущество Kyiv Smart Card — веб-интерфейс. Зарегистрировать карту можно в личном кабинете на официальном сайте электронных услуг Киева. Если там еще нет аккаунта, то его можно создать с помощью ЕЦП, BankID, MobileID или профилей в соцсетях. После входа в аккаунт в боковой панели можно выбрать пункт «Електронний квиток».

Чтобы добавить Kyiv Smart Card, нужно выбрать пункт «Додати картку» и ввести номер карты (с обратной стороны под штрих-кодом) и пин-код. После, карта появится в личном кабинете.

Свою KSC можно назвать, заблокировать и разблокировать, увидеть количество оставшихся поездок, денег и проездных. Последние, как и включение статуса льготного билета, пока недоступны. В кабинете также отображается подробная статистика пополнений и поездок с указанием их стоимости и маршрута.

Но главное, что Kyiv Smart Card можно пополнить прямо в кабинете с помощью банковской карты. Во вкладке «Одноразові поїздки» нужно наклацать нужное количество поездок (стоимость автоматически скорректируется), добавить в корзину, а затем расплатиться по привычной процедуре: ввод данных карты, одноразовый пароль по SMS. Поездки зачислятся моментально.

Так же можно покупать и одноразовые билеты с QR-кодом. Затем их можно скачать (в формате JPG), напечатать или отправить себе на почту. Как только власти запустят мобильное приложение KSC, то пользоваться такими талонами станет значительно удобней.

Исследовательская эксплуатация

Возможности личного кабинета Kyiv Smart Card кажутся магией, если вспомнить вид компостера. Минимально необходимая функциональность единого билета работает. Но пока идет «Исследовательская эксплуатация», из заявленных КМДА возможностей не функционирует почти ничего.

Покупка карт

Сайт Kyiv Smart Card говорит о том, что купить билет можно:

  • у кондукторов;
  • в кассах метро;
  • боксах самообслуживания;
  • киосках «Пресса», «ТурИнфо», «Т-Киоск».

По факту: купить можно только в метро на трех станциях — «Театральной», «Крещатике», «Майдане». Хотя ситуация может быстро меняться.

Пополнение

Сайт утверждает, что пополнить KSC можно:

  • в кассах метро;
  • в терминалах Ibox, EasyPay, PrivatBank, 2Click;
  • киосках «Пресса», «ТурИнфо», «Т-Киоск»;
  • Іpay, Portmone, EasyPay, Приват24;
  • в приложении Приват24;
  • онлайн.

По факту: в кассах трех станций метро только за наличные и онлайн.

В киосках, терминалах и на сайтах платежных сервисов KSC пока нет. В поддержке «ПриватБанка» сперва не поняли, о какой карте идет речь, но на следующий день сообщили, что необходимая функциональность появится в приложении банка «ориентировочно во второй половине 2019 года».

Если верить базе знаний КМДА о едином билете, то в апреле-июне валидаторы должны научиться принимать банковские карты с PayPass и PayWave, а значит и GooglePay с ApplePay. Хотя на эту информацию не особо стоит полагаться, учитывая прошлые задержки и то, что информация на сайтах КМДА перечит друг другу. Так в базе знаний утверждается, что вернуть остаток денег с карты можно, а на основном портале KSC пишут, что нельзя.

Недочетов властям предстоит устранять много: наладить продажу и пополнение карт, установить для этого автоматы, переоснастить турникеты в метро и части наземного транспорта, обучить контролеров и кондукторов, исправить неточности в том, что уже работает.

Но ездить с единым билетом уже можно. Хотя даже валидаторы в транспорте пока работают не всегда. В таком случае, как минимум до октября 2019 года, кондуктор радостно пойдет вам на встречу, достав пачку талонов. «Думала, что меня уже уволят и заменят этими карточками и валидаторами. Но вот, пока работаем», — то ли радостно, то ли с горечью отметила в одной из поездок кондуктор.

Оставить комментарий

Комментарии | 6

Поиск