Почему стартапам лучше производить продукт в Украине, а не в Китае. Опыт Jollylook

5921
3

Евгений Иванов, сооснователь и CEO компании Jollylook, которая производит одноименную фотокамеру, поделился советами о том, как наладить производство в Китае — и почему стартапам лучше собирать свою продукцию в Украине. 

Евгений Иванов

В начале 2017 года мы провели успешную кампанию на Kickstarter и собрали $377 000 на производство нашей камеры Jollylook. У нас был только прототип — производства никакого не было. Мы понимали, что нам нужно сделать 8500 камер для бекеров, и даже примерно знали, как наладить производство благодаря опыту одного из сооснователей компании Олега Халипа.

Но дальше мы столкнулись со многими трудностями. Они были настолько существенными, что нам пришлось перевезти производство в другую страну. Вот как мы преодолели их — и какие выводы сделали.

Начало производства в Китае

У нас было всего два варианта по месту производства — Украина и Китай. Сначала мы хотели собирать камеры здесь, но затем отказались от этой идеи. Мы увидели, что в Украине банально нет фабрик, которые могли бы производить нужные нам элементы — линзы, изделия из пластика, металлические ролики и так далее. Поэтому мы сделали выбор в пользу Китая.

Мы начали с поиска партнера, который представлял бы наши интересы в Китае. Это такая компания-посредник, которая общается непосредственно с местными фабриками и контролирует сроки выполнения работ. Мы нашли такую компанию, подписали с ними договор и в мае 2017 года полетели в Китай.

Одной из задач нашей компании-посредника был непосредственно поиск фабрик. Эта фирма подобрала несколько вариантов по нашим критериям, а мы уже лично выбирали самый оптимальный. По итогам нашего первого визита в Китай мы заключили партнерство с восемью фабриками и запустили производство камеры.

Совет: если вы собираетесь производить что-то в Китае, найдите сначала компанию-посредника:

  • Это поможет в поиске фабрик. Найти завод в Китае очень сложно — у многих банально нет сайта.
  • Компания-посредник общается непосредственно с фабриками. Это полезно, так как в Китае мало кто разговаривает на английском языке.
  • Такая компания может контролировать производство на месте. У предпринимателей в этом случае есть только одна альтернатива — ехать жить в Китай и контролировать все самостоятельно. Так как мы сотрудничали сразу с восемью фабриками, мы решили воспользоваться услугами компании-посредника.

Забегая наперед, наш китайский партнер оказался очень хорошим — поэтому если вы найдете достойную компанию, то проблем возникнуть не должно.

Олег Халип

Проблемы с китайскими фабриками

Трудности у нас начались почти сразу после начала производства. Первые 500 аппаратов получились хорошего качества, а затем пошел брак. Мы узнали об этом от бекеров, которым пришли камеры. Проблема была с фабрикой, которая собирала фотоаппарат. Мы выяснили, что при производстве она использовала не тот клей который оговаривали. Из-за этого, когда камеры доходили до бекеров, они просто разваливались.

Затем мы стали узнавать о других проблемах этой фабрики. Там была сильная текучка кадров, сотрудники собирали камеры не аккуратно — а это было важно, так как мы собираем камеры вручную. В дальнейшем выяснилось, что человек который был ответственный за производство, ушел из этой фабрики. На нее пришел другой человек из-за чего плохо передавалась информация (в результате мы летали в Китай еще четыре раза). В общем, на некоторые моменты мы не могли повлиять — а из-за них страдало качество продукции.

Фабрики в Китае — это всегда лотерея. В нашем случае условия были еще жестче. В Китае нет завода, который когда-либо производил фотоаппараты из картона. Наша фабрика производит изделия из этого материала, и нам пришлось учить их собирать камеры. Это сильно повлияло на качество продукции.

Совет: если вы производите продукцию, у которой есть аналоги, то в Китае можно найти хорошего производителя. Если же вы производите уникальный товар, то запустить китайское производство с нуля будет сложно. Более того, если ваша продукция собирается вручную, то производство стоит налаживать как можно ближе к себе — чтобы все контролировать.

Тем бекерам, которые получили бракованные камеры, мы пообещали сделать замену на новые. Сейчас, собственно, мы этим и занимаемся.

Производство в Украине

Перевод производства в Украину

Итак, фабрика собрала первые 500 камер хорошо. В следующей партии из 1000 фотоаппаратов многие были бракованные. Потом же фабрика собрала нам еще 4000 устройств, где бракованными было 90% экземпляров.

В этот момент мы поняли, что производить в Китае нашу камеру невозможно. Несмотря на все договоры и инструкции, фабрика сделала нам почти полностью бракованную партию. Тогда у нас оставалось всего два выхода — объявить о неудаче и все закончить или перевести производство в Украину. Мы выбрали второй путь.

На наше решение повлияли также отношения с фабрикой. Под конец она уже была откровенно не заинтересована в сотрудничестве с нами из-за того, что была вынуждена тратиться на переделывание наших камер.

В итоге производство в Китае оказалось для нас не только проблемным, но и достаточно дорогим — нам с Олегом пришлось вкладывать собственные средства.

Поэтому мы взяли все фотоаппараты и запчасти, загрузили их на корабль и отправили в Украину. Всего в Китае мы заказывали производство 10 000 камер. Нам сделали 8000, из них полностью собранных было чуть больше 4000, остальные были собраны частично. Еще для 2000 аппаратов у нас были только детали. Все это мы взяли и перевезли в Украину.

Этот процесс занял примерно три месяца — в августе 2018 года корабль выплыл из Гонконга, куда мы доставили груз, а в конце октября мы его получили и начали производство. Это время мы не тратили зря, а думали, как усовершенствовать камеры. Мы внесли много изменений — в частности, улучшили конструкцию, чтобы упростить сборку и сделать камеру более надежной.

Получив груз в Украине мы занялись производством. Мы решили по максимуму использовать все запчасти, поэтому разобрали 6000 камер и сейчас собираем из них новые. Картоном, который уже нельзя использовать, мы разжигали дрова и отапливали помещение зимой — это абсолютная правда 🙂

Совет: если вы можете развернуть производство в Украине, сделайте это:

  • Вы поможете развивать нашу страну.
  • Вы сможете быстро реагировать на все проблемы — а, поверьте, на производстве они случаются часто. Это позволит вам улучшить качество продукции
  • Производить в Украине не дороже, чем в Китае, но качество продукции здесь на порядок выше.

Если невозможно производить у нас, то в Китай нужно ехать лично. Важно отладить систему контроля. Один украинский предприниматель установил на фабрике в Китае видеофиксацию. Таким образом он может четко увидеть проблему и понять, по чьей вине она произошла. Вывод — попытайтесь максимально контролировать процесс производства — вплоть до таких способов.

Производство в Украине и планы на будущее

Сейчас мы собираем камеры Jollylook на своем собственном производстве. Для него мы закупили, например, лазерный станок, чтобы самим делать детали из фанеры. Кроме этого, мы нашли здесь хороших поставщиков — ребята из Харькова делают нам отличные запчасти из картона.

 

Это не значит, что мы полностью отказались от Китая — сейчас мы там производим ряд деталей, которые не можем получить в Украине. На мой взгляд такая схема — сборка и частичное производство в Украине и закупка некоторых деталей в Китае — самая оптимальная для нас на данный момент.

Всего в компании нас 27, непосредственно сборкой занимается 15. Все сотрудники находятся в Украине — в Запорожье, Киеве и Днепре. Мы общаемся через программу Basecamp, и это очень удобно — туда мы добавили еще и логистов, таможенных брокеров и китайских партнеров.

С ноября мы произвели уже почти 4000 камер, скоро будем отправлять первую партию аппаратов бекерам. Сделаем так, чтобы сэкономить на доставке — мы отправим камеры в фуллфилмент-центры в США, Европе и Азии, а оттуда их уже будут рассылать по адресам. Таким образом мы удешевим нашу доставку почти в два раза.

Кроме этого, часть наших камер мы уже продаем — просто чтобы выжить. Нам нужно платить зарплаты, покрывать аренду и другие расходы. Мы уведомили об этом бекеров, и они приняли это с пониманием. Мы продаем камеры через дилеров и с официального сайта. Jollylook покупают во всем мире, основные рынки — это США, страны Европы и восточная Азия. У нас сложилась идеальная ситуация для стартапа, когда спрос превышает предложение.

В любом случае, сейчас наша главная цель — доставить все устройства бекерам. Мы уже создали две новые модели камер, и планируем запустить их на Kickstarter в этом году. Но сначала нам нужно выполнить обязательства по прошлой кампании.

Мы также были на выставке CES в этом году. Получили много полезных контактов, пообщались с дистрибьюторами. Сейчас обрабатываем контакты, общаемся и высылаем тестовые образцы. Кроме этого, мы познакомились с представителями Fujifilm в США, сейчас обсуждаем с ними возможные коллаборации.

Общение с бекерами

С самого начала мы описывали весь наш путь в блоге на Kickstarter, честно делились всеми новостями с бекерами, чтобы держать их в курсе. Это нам очень помогло — мы сумели нивелировать негатив от задержки поставок и получили лояльную аудиторию.

Сейчас мы видим много позитивной отдачи от аудитории, несмотря на то что обещали доставить продукт еще полтора года назад. Некоторые клиенты даже попросили нас написать книгу или снять документальный фильм об этой истории — настолько она их заинтересовала.

Совет: будьте честными с бекерами. Лояльность — самое ценное, что вы можете получить на Kickstarter. Эти люди поддерживают вас сейчас и будут поддерживать в будущем, когда вы выпустите следующие продукты — а это очень важно.

Ранее AIN.UA приводил текст Никяры Пурмамбетовой о пяти совершенных ошибках при запуске стартапа. 

Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск