Что думают руководители IT-компаний о создании 5-й группы ФОП и повышении налога до 10%

7302
12

В конце февраля в Раде зарегистрировали законопроект №10094, которым предлагается создать отдельную – пятую – группу единого налога исключительно для представителей IT-отрасли Украины. В проекте предлагается закрепить за ФОП, работающими в сфере IT, ставку налога на 10% к 2025 году. 

Редакция AIN.UA опросила руководителей украинских IT-компаний о том, как они относятся к новой инициативе и готовы ли они поддержать возросший в два раза налог. 

Редакция AIN.UA задавала всем компаниям следующие вопросы:

  1. Одним из инициаторов стала IT-ассоциация IT Ukraine. Вы участвовали в обсуждении / получали такое приглашение от IT-ассоциации / городского кластера / других ассоциаций?
  2. Как вы относитесь к новой инициативе, что налоги вырастут в два раза? Поддерживаете / нет?
  3. Как вы считаете, новая инициатива одинаково пропорционально увеличит нагрузку на большие и малые аутсорс-компании или малым/большим придется сложнее? Не играет ли она больше на руку крупным компаниям?
  4. Вас не пугает, что из-за нового закона все IT-специалисты будут в отдельной группе, полностью показав себя и свои доходы?

_____________

Александра Альхимович, руководитель «Luxoft Украина»

  1. Да, как член IT Ukraine мы участвуем в обсуждении проектов и предложении Ассоциации. Потому мы поддерживаем те наработки экспертов финансово-правового комитета Ассоциации, которые были учтены при подготовке законопроекта. Однако предложения рабочей группы IT Ukraine– это лишь старт процесса по изменению трудового права и налогообложения в отрасли.
  2. Само наличие инициативы – хороший знак, что представители бизнеса и власть совместно работают над урегулированием вопросов трудового права и налогообложения в IT-отрасли Украины. Этот законопроект учитывает потребности бизнеса, однако еще далек от совершенства. Например, сюда включены только IT-специалисты, но представителей креативных индустрий, использующих упрощенную систему налогообложения, больше. Дело не в налоге, выделении в отдельную ситуативную группу, а в изменении трудового права и приведение его к современным нормам, использующимся в мировой практике. Принятие изменений в трудовое право и урегулирование вопросов налогообложения в креативных индустриях должны обеспечить понимание перспектив отрасли в стране и обеспечить стабильность и определенные гарантии со стороны государства. Об этом мы говорили на встрече с президентом и премьер-министром на прошлой неделе.
  3. Все IT-специалисты, с которым сотрудничает Luxoft, регулярно декларируют свои доходы и платят налоги согласно требований законодательства. Просто вывод специалистов в отдельную группу не решит вопросов поддержки отрасли и обеспечения долгосрочных перспектив ее развития.
  1. Да, Innovecs является членом IT Ukraine Association, и мы были приглашены в рабочую группу, обсуждали и вырабатывали совместные решения. К сожалению, мы не были на приеме с президентом Порошенко и премьер-министром, но мы в целом поддерживаем движение в более понятное и прозрачное поле налоговой нагрузки.
  2. Для нас принципиально важно прийти к конструктивной договоренности между IT-индустрией и фискальной службой Украины, определить прозрачные правила игры, избежать усложнений с ФОПами. Это может создать небольшую дополнительную нагрузку как на компанию так и на зарплаты сотрудников, но в целом это даст нам возможность заниматься бизнесом, а не поиском устойчивых решений.
  3. Мы считаем, что новая инициатива одинаково увеличит нагрузку между большими и маленькими компаниями, но в то же время, упростит налоговые процедуры и в целом определит правила игры для всей индустрии. Для компании выгоднее работать в белом поле управления, чем постоянно находится в подвешенном состоянии .
  4. Нас это не пугает, так как мы всегда находились в белом поле, мы никогда не скрывали наши доходы, и со стороны заработка, и со стороны всех налоговых деклараций.

Wargaming, пресс-служба компании в Украине:

  1. Киевская студия разработки Wargaming «Перша студия» входит в IT-ассоциацию Украины и принимала непосредственное участие в обсуждении данной инициативы.
  2. Предложенный вариант устраивает всех. Рост, о котором идет речь – будет постепенным.
  3. Крупные компании будут платить больше, однако это должно повысить уровень их защищенности со стороны государства. Небольшие и мелкие компании смогут найти пути оптимизации нагрузки – таких путей по прежнему достаточно много.
  4. Нет, не пугает. Более того – мы считаем положительным тот факт, что IT-индустрия будет рассматриваться отдельно от остальных, использующих ФОП для налоговой оптимизации

Сергей Тиминский, COO OmegaPay:

  1. Никаких приглашений к обсуждению данного вопроса не поступало.
  2. Не поддерживаю данную инициативу. Самый главный вопрос — почему IT-специалистов необходимо выделять в отдельную когорту? Далеко не все специалисты в IT-сфере зарабатывают существенно больше других категорий граждан. Тот же хороший сантехник/электрик вполне может зарабатывать на уровне средней руки разработчика ($1,5-2 тысяч). На каком основании тогда IT-специалистов обязывают платить больше налога чем других специалистов? И абсолютно не справедлива данная ситуация к тем, кто зарабатывает меньше — специалистам уровня junior. Если бы речь шла о прогрессивной налоговой ставке, увеличение налога еще как-то можно было бы понять и принять, но говорится исключительно о увеличении налога для всех занятых в отрасли, вне зависимости от того, превышает их доход средний по стране или нет.
  3.  Уверен, что 90% малых аутсорс-компаний уйдет в практически полную тень. На счета ФОП будет выплачиваться какая-то минимальная сумма, с которой будет уплачен налог, а основной доход сотрудника ему будет поступать на карту Payonner/Epayments/MrPay или подобных.Что касается крупных компаний, учитывая их обороты и размер штата, схема ухода в тень будет несколько сложнее, но ничего не реального. Уверен, что часть преференций за поддержание инициативы по повышению налогообложения полностью перекроет дополнительные расходы.
  4. Самый важный момент. Считается, что если человек работает в IT-сфере это априори обеспеченный человек у которого всегда водятся деньги. Учитывая криминогенную обстановку с стране выделять всю отрасль в отдельную группу, крайне не безопасно.
  1. Приглашение не получали, не участвовали.
  2. Я поддерживаю. Во-первых, IT чаще всего зарабатывает в долларе, в IТ-секторе сейчас самые высокие зарплаты. Когда я общаюсь с «не IT», у них зарплатные фонды в два или три раза ниже. Поэтому IT-сектор сейчас является некой финансовой прослойкой у которой от 10% точно ничего плохого не случится. Забирать у касирши супермаркета, у которой зарплата 4 000 грн — это кощунство, но если разработчик получает $2000 и [после уплаты налогов] получит $1800 — ничего страшного не случится.
  3. Я считаю, что ни малым, ни большим аутсорс-компаниям эта инициатива не повредит, потому что у обоих средняя зарплата в 5-10 раз выше, чем средняя зарплата по рынку. Например, в Швеции существует прогрессивный налог. Это когда, условно, человек получает $1000 — платит $100 налога, другой человек получает $2000 долларов — платит $900 налога. То есть человек, который зарабатывает в разы больше, платит гораздо больше налога, и разница от почти безработного до директора в пару тысяч евро. Лично я за отбеливание, но чтобы глобально выйти в полную белую зарплату +43%, как хочет законодательство — этого не выдержит ни один бизнес, потому что ни у кого нету такого запаса маржи (маржа в среднем 10-15%). А тот вариант, который предлагается в данной инициативе — по 1% в год — думаю, мы переживем. Под это можно подстроиться, это не шокирует, это не -20 или не +40, тут достаточно поступательное движение. Даже повышение на 1% в год клиентской цены не составит особого труда. Украина рано или поздно должна понять, что платить налоги это также нормально, как подписаться на Apple Music, покупать софт, платить за авторские права, покупать фотографии — это все уже приходит, но медленно.
  4. Вот тут есть нюансы. Их теперь могут пугать или шантажировать, выводить списки, и этого бы не хотелось бы. То есть отдельную группу не хотелось бы. Очень узко описаны КВЭДы. Их нужно больше расширить или расписать. Потому что смущает, что просят 15%, если будут другая деятельность. Но если, например, взять консалтинг или тот же дизайн веб-сайтов, то тут все так очевидно. Ведь дизайн — это составляющая продукта программирования и не понятно — она будет входить в эти 15% налога или не 15%.

В целом, на инициативу смотрю положительно, если таких законов будет больше, которые не шокируют, а будут приучать людей платить. Главное не скачками, не рывками и не так, что ребята «вышли в белую», засветили свои обороты и завтра пришла какая-то инстанция и их чп*кнула. Если это будет поддерживаться, приветствоваться и не будут какие-то органы этим пользоваться, то это положительно скажется на стране.

  1. Нет. Впрочем, мы не особенно активно участвуем в жизни городского кластера, поэтому возможно такое обсуждение имело место.
  2. По сравнению со статус кво — конечно, неприятно. По сравнению с недавней инициативой Кабмина — намного лучше. Это похоже на долгосрочный компромиссный вариант, с разумным и предсказуемым планом внедрения.
  3. Любые дополнительные расходы легче переносить крупным компаниям потому что у них как правило больше рейты. В новой инициативе есть фиксированное повышение ЕСВ, которое явно будет тяжелее для небольших фирм. С другой стороны очень маленьким фирмам проще поднять пиратские паруса и уйти в тень в ответ на особо жесткие изменения.
  4. По сути сейчас это уже так потому что есть КВЭДы и все данные легко доступны.

Андрей Хорсев, 908:

  1. Я понятие не имею, кто это.
  2. Когда есть план — уже хорошо. Можно сказать, что налоги вырастут в 2 раза, можно сказать что на 5%. В данном случает это эффект низкой базы.
  3. Я не знаком с бизнесом аутсорс-компаний.
  4. Они и сейчас полностью показывают доходы и домашние адреса. На данный момент в категории «Компьютерное программирование, консультации и связанная с ними деятельность» зарегистрировано 129 500 предпринимателей: бизнес подразумевает публичность, это необходимо для здорового климата.

Дмитрий Добрицкий, CEO Mind Studios:

  1. Нет, к сожалению, я не участвовал в обсуждении.
  2. Нет, потому что, на мой взгляд, это тоже плохое решение. Точнее оно не решает первопричину проблемы и является по сути сделкой-компромиссом.  IT-шники ничего взамен не получают кроме того, что % будет расти постепенно, а не срочно. Первоначальная инициатива с пересмотром процентной ставки для ФОП-ов критиковалась по двум основным причинам:
    1. Аутсорс в своем подавляющем большинстве низкомаржинален, и учитывая, что компании как правило компенсируют сотрудникам эти 5% + ЕСВ, это вынудит повышать рейты, что негативно скажется на конкурентоспособности.  Можно с этим спорить и считать, что это круто или нет, но большинство небольших компаний выживают исключительно на своем рейте относительно западных компаний.
    2. Психологическая причина, состоящая в том, что не выполняется правило «ты — мне, я — тебе».  В развитых странах высокая налоговая ставка компенсируется уровнем госуслуг. В наших реалиях это не так, поэтому для IT повысят налог, но взамен государство ничего улучшать не собирается.
  3. Смотря что считать малой компанией. Крупным компаниям конечно будет легче справиться с возросшей нагрузкой, во многом благодаря большей, как правило, марже. Ощутимее всего изменения будут, на мой взгляд, как раз у «средних» компаний, тех, которые работают со средним рейтом $25-$35.
  4. Не пугает, но настораживает. Теперь будет гораздо проще изменять условия для IT, не затрагивая других ФОПов. Соответственно государство сможет более точечно влиять на IT.
  1. Нет.
  2. Смотря с какой стороны посмотреть.
    1. Не уверен, что понимаю, откуда взялось именно это число (10%), соответствует ли такой размер выплат объему и качеству предоставляемых государством услуг. Конечно, если к 2025, когда ставка достигнет 10% (в случае принятия законопроекта), можно будет сделать звонок в налоговую и с тобой заговорят как с клиентом, до работы можно будет доехать без риска потерять колесо или слететь с Нового моста стоя в проходе раздолбанной маршрутки, а на AIN.UA не будет обсуждаться очередной обыск, то техэксперты будут близки к тому, чтобы понять и принять эту ставку.
    2. Если речь о несправедливости или дискриминации других отраслей, то почему бы вместо увеличения налоговой нагрузки на наиболее развивающуюся отрасль в Украине, не оптимизировать налоговые издержки для других профессий? Банально, но думаю, что казну можно было бы неплохо пополнить, понизив налоги в других отраслях, что позволит крупному украинскому бизнесу сделать небольшой шаг из тени.
    3. Что касается бизнесов конкретной отрасли, то они могут «проглотить» лишние 5%, даже если самим IT-специалистам это будет не по душе — бизнесы просто компенсируют разницу, если рентабельность позволит. Но это уже будет восприниматься как дань, откуп за тишину и возможность работать в своем уютном офисе, а не налоговые обязательства в обмен на сервисы.
  3. Не думаю, что она на руку кому-то конкретному. Если малым это все не понравится, они просто уйдут в тень, команд по 5-10 человек много, обычно эти люди связаны личными отношениями, поэтому спокойно обойдутся без официальных соглашений, договоров, платежей и налоговых отчислений.
  4. Наверное, это упростит процесс сортировки, но, думаю, что сейчас тоже не сложно отфильтровать большую часть такого рода ремесленников по КВЭДам
  1. Я считаю, что даже 10% — это очень низкие налоги по сравнению с развитыми странами. Но главный вопрос не в этом, а в том, что у IT-компаний пока нет доверия к государству, и к его налоговой системе, и пока так будет — не будет эффективной системы сбора налогов, независимо от повышений ставки. Здесь нужны в первую очередь глобальные проактивные решения. Поэтому я считаю, что сам вопрос «поддерживаю или нет» немного некорректен в данной ситуации.
  2. Опять же возвращаясь к первому вопросу — при отсутствии доверия, как большие, так и маленькие компании найдут способы снижать свою налоговую нагрузку. До сих пор на рынке к сожалению считается нормальным вообще не оформлять сотрудников и работать по-черному — это опять же проистекает из проблемы, которую я озвучил выше.

Василий Иванов, руководитель КeepSolid:

  1. Нет, мы такое приглашение не получали.
  2. Для нас, как продуктовой компании, это выглядит даже интересно. Долгое время Украина была представлена исключительно аутсорс-составляющей. И такая отрасль выживала за счет низких накладных расходов, что было выгодно иностранным заказчикам. Сейчас, с повышением налогов, стоимость заказов увеличится и каждый работодатель будет на распутье — повышать стоимость контракта или уменьшать свою маржу. Что обязательно приведет к сокращению самых неэффективных проектов. Производной от этого сокращения станет стремление специалистов повышать свой уровень знаний, т.к. теперь придется бороться за некоторые рабочие места, а не просто выбирать между 4-5 предложениями. В продуктовых компаниях нет понятия маржи между тем, сколько платит заказчик и сколько стоит специалист. У нас все зависит от результатов. Можем запустить успешный продукт — зарабатываем. Не можем запустить — никакие налоговые каникулы не спасают.
  3. Выделение IT-специалистов в отдельную группу не пугает. Показать свои доходы как факт результативности не представляет из себя ничего плохого. Да, мы часто слышим криминальные новости и упоминание денег в этом контексте всегда вызывает неприятные ощущения. Будем рассчитывать на то, что повышение налоговой ставки положительно изменит эту проблему в пользу специалистов, которые приносят стране деньги и достойны быть защищенными за это.

Алексей Федоров, руководитель deco.agency:

  1. Нет.
  2. За счет пошаговости и +1%/год считаю вполне нормальным компромисным вариантом, поддерживаю. Еще ж потолок по обороту предлагается увеличить, это вообще победа.
  3. Сложно бы пришлось, если б ФОПы рубанули вообще, а 10% (обращаю внимание, что аж через 5 лет) — это еще очень даже неплохая ставка, если учесть, что все включено, а не нужно геммороиться, как ТОВкам.
  4. Не вижу в этом ничего плохого, наоборот, отрасль будет проще мерять. А относительно «прозрачности» — так о нас и так знают намного больше, чем нам кажется, что мы показываем.

Анонимно, руководитель IT-компании:

  1. Мы не участвовали в обсуждении и не получали приглашения от каких-либо структур. На самом деле, мы не принимаем участие в подобных инициативах (кластеры и т.д.). Может быть – поэтому и не получили. Тем не менее, само обсуждение стало откровением.
  2. Изменение налогового законодательства и выведение в отдельную группу ФОПов для IT-сферы может как позитивно, так и негативно отразиться на развитии сферы. Важно помнить, что налоги – это наша плата государству за сервисы, которое государство должно оказывать. Если это как-то окажет влияние на лоббирование на государственном уровне индустрии в других сферах (облегчение контрактных, валютных обязательств, НнВК для IT сферы, больший государственный заказ на IT-специальности и сотрудничество в этой сфере с лидерами рынка и т.д.) – то я считаю позитивное изменение. Если не повлияет – то считаю, что ничего хорошего не произошло.
    Не понимаю, почему именно сферу IT вывели в отдельную группу и почему оказание любых других услуг по 3й группе не выведено аналогично.
  3. Думаю, что для всех будет сложнее, т.к. все получат +5% к нагрузке (если компенсацию берут на себя). Снизится маржинальность – соответственно снизится скорость развития. Крупные компаниям будет несколько легче из-за размеров абсолютной прибыли, которую можно пустить на развитие. Не думаю, что кому-то играет на руку (чисто математически) данная активность, т.к. размеры и скорость роста рынка разработки позволяют говорить об устойчивом росте. Скорее, просто будет перераспределение скоростей роста и смена векторов.
  4. Думаю, что это будет несущественным фактором. Скорее всего, государство и так имеет доступ и возможности все знать. Элементарно – по налоговым декларациям либо по выпискам из банков.

Анонимно, руководитель крупной IT-компании:

  1. В формировании законопроекта мы не участвовали, но IT Ukraine собирала наши комменты и проводила сессии, где можно было пообщаться, подискутировать в феврале в разных городах.
  2. В целом я не вижу острой необходимости делать это прямо сейчас. Необдуманные агрессивные предложения со стороны государственного регулирования приходят на эту тему с частотой в 2-3 года и все они дальше законопроекта никогда не поехали. Потому что даже в госсекторе понимают, что компании которые не вытянут новой налоговой нагрузки просто уйдут в тень, как было до введения ФОПов. Соответственно, разговор сейчас о альтернативном, более взвешенном подъеме — это желание использовать поднятый политическими деньгами хайп для того, чтобы сдвинуть тему с места. С другой стороны в перспективе, это важное действие. Рано или поздно текущую ситуацию кто-то сдвинет потому что она «не сбалансирована». И лучше разумные предложения, чем сумасбродные в ключе «пусть прячутся в тень, мы их там выловим». Кроме того, есть большое долгосрочное обсуждение связанное с тем, чтобы перенести налоговую нагрузку на самого ФОПа (сейчас мы добавляем 5% от себя к зп. Так делают многие компании, насколько я знаю). В случае прогрессивного налога, как в схеме, которую сейчас предлагает IT Ukraine, это психологически (для сотрудников) сделать легче — постепенно разнося увеличивающуюся нагрузку между компанией и человеком. Это упростит формирование культуры налогоплательщика постепенно (для начала хотя бы у IT-шников), по сравнению с резким изменением в случае «силового» изменения законодательства. При том, что прямо сейчас острой необходимости вводить новшество нет — возможно это разумный ход для того, чтобы ближайшие 5 лет были более прогнозируемыми
  3. Склоняюсь к тому, что это большая проблема для малых.  Для меньших компаний это может стать close-фактором, если они работают у маржинального порога. Но опять таки — компании с такой моделью могут помереть «от чего угодно»: они не стабильны и в целом мы, возможно, говорим или об «очищении» рынка с высвобождением сотрудников или о серии локальных относительно «дешевых» поглощений более крупными игроками.
  4. По поводу visibility и гарантий — все более менее сформированные компании так или иначе на виду, а ФОПы привязаны к ним. Я бы не столько говорил о том, что все айтишники будут на виду, сколько что еще пойди найди всех неайтишников в этой новой группе.

_____________

Оставить комментарий

Комментарии | 12

  • «Забирать у касирши супермаркета, у которой зарплата 4 000 грн – это кощунство, но если разработчик получает $2000 и [после уплаты налогов] получит $1800 – ничего страшного не случится.»

    Хуцпа уровня бог.

  • Спасибо за разные точки зрения.
    Да, если смотреть на налоги программиста который работает в компании в большом городе — это одно.

    Другое дело — когда фрилансер и живет в небольшом городе.
    И в этом нужно обеспечить себе рабочее место, купить ноутбук/комплектующие, лицензионные программы(если уж по высоким стандартам работать и реально по-честному), вложиться в рекламу хоть какую-то…
    Рисков и затрат на ведение бизнеса — больше.

    Платить двойной ЕСВ — реально не каждый потянет.
    5-10% налогов — тут смотря какая окупаемость.
    Двойной ЕСВ повышает порог входа и окупаемость для новых IT-предпринимателей.
    Именно IT-предпринимателей на фрилансе, не тех кто в компаниях работает в статусе ФЛП.

    Если реально не будут трогать 3-ю группу и текущую ставку ЕСВ для мелких фрилансеров — то буду рад.

    • Государство никогда не заботили ваши проблемы, и по всей видимости не стоит начинать) Понятное дело что в ИТ денег много, потому давайте пока трогать ФОПов по ИТ и поднимем им налоги, а бизнесы депутатов будут по прежнему на ФОПах держаться! Помнится мне что изначально проблема была в этом, а вот как ловко тему перевели) Но в целом согласен, я думаю многие просто скинут ФОП и уйдут в тень, тем более что сейчас множество сервисов позволяет принимать деньги за работу в обход фин мониторинга вообще.

  • А никого не смущает что:
    1). Это нарушает конституцию
    2) нет никакого фин обоснования этим действием
    3) ит украина это шарашкина контора из типов не имеющих никакого отношения к фопам

    Для всех кто за — идите на х** и не попадайтесь мне на глаза

    • Все верно.
      Никто не выбирал их. И они не имеют права выступать и решать за 200к людей.
      Думаю каждый обязан проголосовать за такие конторы типа люкса и инновекса путем ухода из них.

    • дык суть этой всей статьи в том что отзывы дают люди к ФОПам которые никакого отношения иметь не должны, кроме того как эти большие компании уклоняются от налогов

  • А что в замен предлогает государство?
    Создаст ли оно внутренний рынок?
    Будет ли отчетность: кем, когда, а главное на что были/будут потрачены налоги?
    Почему «группа» не задает эти вопросы?

    • При власти коммунисты, которые себя сейчас по разному называют. Они все бывшие секретари, дети красных директоров, все бывшие. А как известно из истории, что коммунисты научились только забирать и распределять. Та что ответ нет, не создаст.

  • 1. Налоги нужно платить. Даже если в стране коррупция и те кто не производит НИЧЕГО (прокуроры, судьи, налоговики, и др.) которые живут круче многих, нет большинства бизнесменов миллионеров.
    2. Мы пытаемся играть с государстовм в шахматы а оно с нами всегда играет в карты (при том карты с той стороны всегда крапленые).
    3. Платить налоги нужно, но по возможности их минимизировать.


  • Интервью Ревы. 5 часов назад выложили. Весьма интересное интервью о социальной политике, о том куда идут деньги.

    Я бы хотел видеть понятную отчётность по налогам. Не верю что вся сумма налогов уйдет именно для тех социальных нужд, которые задумываются. Министрам и депутатам нужно почаще демонстрировать результат и я говорю не об их супер-дорогих машинах и украшениях, и не о недвижимости в гектар.

Поиск