AIN.UA » E-commerceПодделки на маркетплейсах: как с ними борются в ЕС и что делать украинским покупателям
EN

Подделки на маркетплейсах: как с ними борются в ЕС и что делать украинским покупателям

1895

Кто несет ответственность за продажу подделок, как наказывают виновных на Западе и как дела обстоят в Украине — об этом в своей колонке для AIN.UA рассказывает юрист Илларион Томаров.

Между производителем товара и покупателем всегда стоит магазин. Раньше это был традиционный магазин с витриной и продавцами, а еще раньше – рынок. Сегодня торговля переехала в онлайн. eBay, Aliexpress, OLX и Prom.ua – это витрины, где любой может выставить свой товар перед миллионами покупателей. Но услугами площадок пользуются не только добросовестные предприниматели, но и продавцы подделок. Интернет – идеальное место, чтобы продавать контрафактные товары, оставаясь незамеченным.

В этой игре четыре участника: владелец бренда, продавец подделок, покупатель товара и владелец онлайн-площадки, где встречаются продавец и покупатель. Должен ли владелец сайта содействовать владельцу бренда в защите потребителя от подделок или нести ответственность за нарушения?

Бороться с продажей подделок – задача владельца торговой марки. Когда речь идет о площадке с  миллионами объявлений, среди которых есть и оригинальные товары, и подделки, нельзя просто взять и заблокировать весь сайт. Сами площадки формально не нарушают права на торговую марку, но представляют техническую возможность, а значит могут прекратить нарушение.

В Евросоюзе применили известный американский подход «safe harbor»: информационный посредник (которым является онлайн площадка) освобожден от ответственности за нарушение торговой марки, если он выполнил два условия:

  1. Есть возможность подать жалобу на нарушение.
  2. Он реагирует на жалобы: удаляет или блокирует контент, который нарушает права (предоставляет данные о нарушителе).

Как «save harbor» работает на практике: опыт ЕС

В деле L’Oréal vs eBay C-324/09 (2011) Европейский суд справедливости выяснил, нарушает ли онлайн-площадка права на торговую марку, если на ней размещены контрафактные товары.

Ebay защищался статьей 14 Директивы об электронной коммерции 2000/31/EC, которая освобождает владельца сайта от ответственности за нарушение торговых марок, если на сайте выполнены оба условия «safe harbor».

Интернет-платформа не освобождается от ответственности, если она сыграла активную роль в совершении нарушения. Например, продвигала либо рекламировала объявления контрафакта на сайте. Если владелец сайта-площадки не совершал активных действий, но его уведомили, что объявление нарушает права на ТМ, при этом он не совершил никаких действий по его удалению/блокированию, «safe harbor» его не защищает.

Суды могут обязать владельца интернет-площадки прекратить нарушение (удалить объявления, заблокировать аккаунт продавца), а также принять меры для предупреждения нарушений в будущем. В этом решении суд не разъяснил, что именно посредники должны сделать, чтобы превентивно бороться с продажей подделок.

Как бороться с подделками в Украине

Для украинского потребителя, который купил подделку в онлайне, есть три сценария:

  1. пожаловаться в службу по защите прав потребителей;
  2. самостоятельно подать жалобу через маркетплейс, чтобы он разобрался и наказал нечестного продавца;
  3. сообщить владельцу бренда или официальному импортеру о точке продажи контрафакта.

Разберем каждый.

(Не)защита прав потребителей

Продавать фальсифицированную продукцию запрещает Закон Украины «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 6). Местный орган по защите прав потребителей может запретить предпринимателю продавать фальсифицированную продукцию (п. 7) ч. 1 ст. 26 Закона).

Для этого нужно подать жалобу (можно подать электронное обращение на сайте и скачать образцы письменных жалоб) и приложить доказательства покупки. Служащие могут отобрать образцы, чтобы провести экспертизу и установить, что товар фальсифицирован. Однако на этом часто все заканчивается и вот почему.

Если объявление разместил гражданин без статуса предпринимателя, онлайн-площадка чаще всего не будет требовать документы, подтверждающие его статус. Торговец контрафактом выберет этот вариант и укажет о себе недостоверные сведения. Если не установлена личность нарушителя, орган по защите прав потребителей не сможет его наказать.

Жалоба маркетплейсу

Онлайн-площадки, как правило, дают возможность пожаловаться на продавца, ведь они владеют самым эффективными методом противодействия торговле подделками. Но будем честными – единственное, что по-настоящему сдерживает от активной борьбы: потеря дохода от рекламы, которую покупают торговцы контрафактным товаром.

Проактивный подход мирового лидера ecommerce выглядит так: 28 февраля 2019 года Amazon объявил о запуске Project Zero для борьбы с контрафактом. Его функционал позволит брендам самостоятельно автоматизировать удаление объявлений о продаже подделок. Это своего рода ответ на запущенную Alibaba под давлением американских fashion и luxury брендов Intellectual Property Joint-Force System, которая спустя пару лет получила одобрительные отзывы. 

Жалоба бренду

Пока украинскому потребителю эффективнее всего сообщить любимому бренду о купленной подделке напрямую. На официальном сайте бренда чаще всего есть форма обратной связи, иногда — специальный контакт для информации о продаже подделок. Если сложно найти сайт, используйте социальные сети. Большинство брендов есть в Instagram, где подписчик может написать о покупке контрафакта.

Бренд реагирует или игнорирует (например, потому что расходы на преследование нарушителя намного выше, чем ущерб от его деятельности). Обычный сценарий реакции на продажу подделки выглядит так: представители бренда связываются с подписчиком и узнают подробности, потом нанимают местных юристов, чтобы собрать доказательства нарушения, оценить ущерб и подать иск в суд и обратиться в полицию.

Как «safe harbor» работает Украине

Чаще всего украинская интернет-площадка в случае претензий от владельца торговой марки не предоставляет данные о нарушителе и не спешит блокировать объявления и аккаунт.

Если владелец сайта оказался в роли ответчика – он защищается условиями использования сайта, где ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности переложена на человека, который опубликовал объявление о продаже контрафакта.

Но если владелец сайта получает прибыль от того, что способствует клиенту нарушать права владельца бренда, разве не должен он прекратить такие действия?

С 2015 г. в Законе Украины «Об электронной коммерции» есть норма: поставщик услуг не несет ответственность за содержание информации и за причиненный вред, если выполнены условия «safe harbor».

Проблема в том, что большинство участников рынка e-commerce в Украине просто не указывают на сайте данные о продавце товара. О каком соблюдении «safe harbor» может идти речь?

С сентября 2017 года вступило в силу Соглашение об Ассоциации Украины и ЕС, где целый раздел посвящен ответственности информационных посредников за нарушение прав интеллектуальной собственности в интернете. В марте 2019 года истекает срок для имплементации этих требований в законодательство Украины (мы пока не заметили даже законопроекта).

Онлайн-площадки – информационные посредники согласно ст. 244 Соглашения об ассоциации, поэтому суды могут вынести предварительный судебный запрет для предотвращения возможных нарушений прав интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в Украине отсутствует практика применения этой нормы.

Как показывает практика США и ЕС, пока не будет хотя один громкий судебный процесс, где с онлайн-площадки, которая игнорирует жалобы правообладателя на торговлю контрафактным товаром, взыщут убытки как с обыкновенного нарушителя, никто добровольно не начнет способствовать защите потребителей от подделок.

Лидерам украинской электронной коммерции стоит обратить внимание на меры, принимаемые  зарубежными площадками для противодействия торговли подделками:

  1. идентифицировать лиц не только для коммерческих объявлений, а также для рекламы и для групп товаров с высоким риском (например, алкоголь);
  2. быстро отвечать на жалобы о нарушении торговых марок блокируя объявления, а в случае повторных жалоб – закрывать аккаунт;
  3. предоставлять владельцам брендов информацию о лицах, которые продают подделки.

Автор: Илларион Томаров, советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Смотреть комментарии

Комментарии | 0

  • Бизнес на госданных
  • Съемки на YouTube
  • ФОП для IT
  • Nimses
  • Бизнес в e-commerce
  • Продавать в интернете
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: