6 причин, почему украинский бизнес не готов внедрять инновации: взгляд IT-провайдера

6347
1

Не все предприниматели понимают, как IT-сервисы могут помочь их бизнесу и зачем вкладывать средства в развитие инфраструктуры. Почему так происходит и что мешает компаниям становиться более технологичными – рассказал в своей колонке для AIN.UA Антон Хвастунов, коммерческий директор телеком-оператора GigaTrans и сооснователь облачного провайдера GigaCloud.

 

Антон Хвастунов. Фото: личный архив автора.

1. Низкий уровень подготовки IT-департамента

Мечта сервисной технологической компании – это клиент, который знает, чего хочет. С профессиональной IT-командой, с которой можно вести переговоры на равных. Но, увы, в реальности все по-другому. Очень часто бывает, что IT-специалисты заказчика не могут сопоставить технические решения с целями бизнеса и определить, что реально нужно их компаниям.

Типичная ситуация: клиент формирует нам техническое задание, но в процессе анализа мы понимаем, что на самом деле ему нужно что-то другое. Более того, я сталкивался со случаями, когда заказчик просто скопировал текст тендерной документации у другой компании – и никак не менял его под свои задачи.

Все это вредит развитию компании. Единственный выход из тупика – вкладывать деньги в обучение IT-специалистов. Посылать их на курсы, выделять время на самообразование, проводить сертификации, например, от вендоров. Советую уделить внимание трем основных «китам»: сети, серверная инфраструктура и IT-безопасность. По нашему опыту, образовательные мероприятия нужно организовывать не реже, чем раз в полгода – а лучше раз в квартал. С такой периодичностью мы обучаем наших технических специалистов.

2. Коррупция и решения не в пользу бизнеса

Обратная ситуация: IT-специалисты клиента отлично знают свое дело. Но принимают решение не в интересах компании, а руководствуются личными целями. Объясню на примере из нашего опыта.

Заказчик объявил тендер, чтобы выбрать подрядчика для миграции в «облако». При этом мы получили очень размытое техническое задание, почти по всем пунктам не хватало конкретики. Без деталей мы не могли оценить проект и составить ценовое предложение. Когда обратились к компании с уточняющими вопросами, с нами общались очень неохотно – IT-директор делал все возможное, чтобы нас не выбрали. 

И не только нас – им в принципе не нужен был подрядчик. IT-департамент проводил  тендер только для имитации деятельности, а на самом деле планировал всем отказать. Затем – убедить собственника бизнеса, что компании будет выгоднее не переходить в «облако», а купить физические серверы. 

Зачем это IT-директору? Скорее всего, он договорился о каком-то вознаграждении от вендора, который поставляет «железо». К сожалению, такие ситуации – все еще не редкость. Так происходит, потому что собственник бизнеса зачастую глубоко не разбирается в технических вопросах, чтобы выявить недобросовестных сотрудников. В таком случае лучше всего периодически обращаться к внешним аудиторам, которые помогут оценить и оптимизировать IT-инфраструктуру.

3. Сложности с подбором IT-специалистов 

Даже крупному IT-бизнесу сложно находить подходящих специалистов. Но у него, в отличие от непрофильных компаний, есть весомое преимущество – бюджет. Так, аутсорсинговые ІТ-компании могут себе позволить платить сотрудникам от $2-3 тыс в месяц. Бизнес, который работает на локальный рынок, – чаще всего нет. Эту проблему вряд ли можно решить в ближайшем будущем. ІТ-компании не пойдут на снижение зарплат – а значит, украинскому бизнесу придется думать, как заработать больше, чтобы нанять в штат хорошего ІТ-специалиста. 

Мы тоже ощущаем на себе эту проблему. Одно из наших решений – делаем ставку на новичков и выращиваем из них профессионалов внутри компании. Человек без опыта уже через несколько месяцев сможет закрывать определенные задачи и приносить пользу бизнесу. Но, во-первых, компания должна выделять ресурсы на его обучение – например, приставить ментора. Во-вторых, надо быть готовым, что этот специалист тоже рано или поздно покинет компанию, и придется начинать процесс заново.

Чтобы заинтересовать и удерживать сотрудников, мы предлагаем им не только материальное вознаграждение, но и другие «плюшки». Их нельзя недооценивать. Например, оплачиваемое обучение, перспективы карьерного роста, соцпакет, медстрахование, дополнительные дни отпуска за выполнение плана. Такая мотивация часто работает лучше, чем деньги. 

Еще одна распространенная проблема – адаптация новых сотрудников и «преемственность» задач. Показательная история нашего заказчика: из компании ушел ключевой IT-специалист, который не посвятил коллег в технические нюансы работы бизнеса. И человеку, которого взяли на его место, пришлось потратить полгода, чтобы самому по кусочкам собрать информацию и во всем разобраться. 

Чтобы избежать таких ситуаций, нужно тщательно вести техническую документацию по каждому модулю IT-инфраструктуры компании. Информация должна включать все этапы развертывания системы: техзадание, проектирование, внедрение, эксплуатация и поддержка. Если каждый из этих процессов будет описан, новые члены IT-команды смогут оперативно «включаться» в работу.   

4. Слишком маленькие бюджеты на развитие инфраструктуры 

Многие руководители компаний думают так: если IT напрямую не влияет на прибыль, то зачем вкладывать средства? В итоге они не обновляют оборудование, программы, не покупают необходимые сервисы у IT-подрядчиков, не тратятся на информационную безопасность и антивирусную защиту, не повышают зарплаты IT-команде.

Бизнесмен надеется на «авось». Авось сотрудник не уйдет к конкурентам, и пока можно сэкономить на его развитии. Авось серверы не «упадут», и пока можно не делать резервные копии. Крайне ошибочная стратегия. Если планомерно не развивать инфраструктуру, однажды она перестанет справляться с задачами бизнеса. Сотрудник уйдет, сервер не выдержит нагрузку – и придется тратить еще больше на восстановление. К примеру, суммарный ущерб от распространения вируса Petya, по экспертным оценкам, составил 0,5% ВВП Украины. Инвестиции в технологии и автоматизацию бизнес-процессов окупаются, и со стороны компании неразумно игнорировать эти возможности.

К примеру, один из наших клиентов – торговая сеть «Агромат»: в компании стали обрабатывать запросы покупателей вдвое быстрее благодаря внедрению CRM-системы. Кроме этого, с помощью Wi-Fi они отслеживает, как человек перемещается по магазину, чтобы удобнее организовывать экспозиции товаров. Это помогает повышать продажи. 

5. Бизнес не готов к защите от кибератак

В 2017 году вирус Petya парализовал работу многих компаний. Те организации, у которых были бэкапы, пережили атаку относительно безболезненно и вернулись к работе уже через несколько дней. Остальные тратили от месяца до полугода на то, чтобы восстановить потерянные данные. 

Хорошая новость: проблема заставила бизнес пересмотреть свои позицию о важности IT. После атаки спрос на резервное копирование информации вырос – в 3-4 раза. Потребность в услугах по киберзащите тоже возросла – но не так сильно, как нам бы того хотелось. Причин несколько: незрелость бизнеса, надежды на «авось», неготовность платить за конкурентные IT-решения – в общем, все то, о чем я говорил выше. 

У наших клиентов были случаи, когда IT-департамент убеждал руководство, что в компании все в порядке с защитой данных. А когда наши инженеры проверили, оказывалось, что бэкапы не запускаются, а система антивирусной фильтрации трафика – не настроена. Главная рекомендация – не экономить на IT-решениях по кибербезопасности. Восстановление информации обойдется бизнесу дороже, чем профилактическая защита. 

Нужно не реже раза в год заказывать внешний аудит безопасности. Особенно важно это делать после каких-либо критических изменений в IT-инфраструктуре, например, настройки нового сервера. Также важно вкладывать деньги в образование сотрудников – обучать кибербезопасности.

6. Не хватает надежных IT-подрядчиков

Иногда к нам переходят клиенты других IT-подрядчиков, потому что остались недовольны их сервисом. Честно признаюсь, что когда мы только начинали развивать наши компании, то случалось и наоборот. Но мы сделали выводы.

По словам клиентов, чаще всего они сталкиваются с двумя проблемами – «падает» инфраструктура и техподдержка медленно отрабатывает запросы. Если первое касается качества услуги, то второе – вопрос сервиса. Хороший подрядчик – тот, кто отвечает за свою работу. Не просто выполняет инструкции заказчика, а анализирует его бизнес и предлагает свои решения. Так формируется дополнительная ценность.

Я знаю кейс одного банка: на их сайт и онлайн-банкинг провели хакерскую атаку. В результате инфраструктура «лежала» почти сутки. С одной стороны, это вина компании. С другой – их телеком-оператор, зная сферу и масштабы деятельности клиента, понимал риски и не предложил сервис, чтобы защититься от вредоносного трафика. Это непрофессионально.

На рынке IT-услуг много игроков, но конкурентную борьбу выиграют те, кто умеет работать над ошибками и развиваться. Чаще всего, главная ценность и одновременно главное «узкое место» любого бизнеса – это люди. К примеру, 70% всех остановок в дата-центрах случается по вине персонала, а не оборудования. Поэтому залог хорошего сервиса – квалифицированные специалисты, которые смогут определить потребности клиента даже раньше, чем он осознает их сам.

При выборе IT-подрядчика я рекомендую не торопиться, провести тендер и рассмотреть предложения от нескольких компаний. Хороший знак для собственника – если подрядчик уже на этапе предпроекта внимательно относится к задаче бизнеса и старается не просто предложить стандартное решение, а найти самый оптимальный и выгодный вариант. Это значит, что сервисная компания умеет выстраивать партнерские отношения с клиентами.

Автор: Антон Хвастунов, сооснователь облачного провайдера GigaCloud.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск