прислать материал
AIN.UA » СообществоКак IT-подход помог нам построить спорт-клуб Smartass — колонка Дмитрия Дубилета

Как IT-подход помог нам построить спорт-клуб Smartass — колонка Дмитрия Дубилета

4083 4

В феврале Дмитрий Дубилет вместе с женой и партнерами запустил в Киеве спортивный клуб нового формата – Smartass. На запуск проекта, в который инвестировали 30 млн грн, ушло 8 месяцев. Первые месяцы клуб работал в режиме беты – традиционном для технологических проектов, но не вполне привычном для офлайн-бизнеса. Это и не удивительно: всю свою карьеру Дубилет занимался именно развитием IT-компаний. В своей колонке для AIN.UA он рассказал, как использовал принципы построения IT-проектов для запуска и развития клуба.

В прошлом году мы вместе женой Катей по работе часто бывали в Лондоне. Там мы открыли для себя клубы нового поколения, благодаря которым прям влюбились в фитнес. Главная особенность этих клубов состоит в том, что они вывели групповые тренировки на какой-то космический уровень, благодаря чему ты идешь на каждую тренировку, как на праздник.

Тут и далее – фото автора.

Катя зажглась идеей открыть похожий клуб в Киеве. Так родилась идея создания Smartass (с английского переводится, как «умник»). В нашем клубе работает 5 фитнес-студий, ресторан, коворкинг для членов клуба и салон красоты. Для меня, как айтишника, это совершенно новый опыт.

Айтишные принципы

Smartass — это мой первый «осязаемый» бизнес. До этого вся моя работа так или иначе была связана с айти и виртуальными услугами. А тут неожиданно появилось место, где можно встречаться с клиентами, получать от них отзывы… Непередаваемые чувства!

Впрочем, и здесь у меня постоянно возникают айтишные аналогии. В клубе мы так же работаем по спринтам. Как и приложение monobank, мы регулярно выпускаем новые версии спортивного клуба. Какие-то — планово (новое расписание тренировок), какие-то — патчами (срочно исправить музыку в студии 4!). Мы ведем работу над интерфейсами (передвиньте этот стол туда). Некоторые работы требуют доработок в бекенде (засорился сток в душевых). Мы наблюдаем за пользователями и следим за юзабилити (гантели логичней положить рядом с гирями).

Стоит ли говорить, что мы придерживаемся принципов agile. Если это только не душевые, где водопадная модель смотрится уместнее.

Режим beta

Один из подходов, который мы взяли из айтишного мира — это бета-режим. Перед тем, как запуститься, мы торжественно прикрепили надпись beta к нашей вывеске.

Здесь можно справедливо заметить, что в тестовом режиме для любого бизнеса нет ничего нового. Но, согласитесь, beta звучит лучше.

Beta — это больше, чем просто буквы. Здесь мы многое взяли из опыта monobank. Бета-пользователи mono — это одна из самых больших ценностей банка. Они получают от нас ранние версии приложений, помогают отлавливать баги и, главное, постоянно делятся своими идеями о продукте.

Также, как и в monobank, бета-пользователей мы привлекали через социальные сети. За месяц до открытия мы предложили купить безлимитный пакет (сейчас в свободном доступе безлимитов нет). На это предложение откликнулось около 250 человек и купило безлимитов на 1,5 млн грн.

Сейчас у нас действует закрытая Facebook-группа для бета-клиентов, в которой мы обсуждаем новые сервисы, сообща тестируем новые фичи сайта и приложения и вообще душевно общаемся. Раз в месяц мы проводим с ними закрытые вечеринки.

Недавно мы как раз вышли из бета-режима, но, как и в monobank, хотим сохранить особые отношения с нашими бета-клиентами на постоянной основе.

Сейчас в клубе зарегистрировано 3400 клиентов.

Разработка софта

Сначала я и подумать не мог, что для запуска клуба понадобится разработать так много софта. Начальные требования к продукту вроде были несложные. В спортивной части — дать возможность покупать занятия и бронировать классы. В ресторане — просматривать меню. Ничего не предвещало беды.

Но чем больше я погружался в проект, тем больше разрастались аппетиты. Я наблюдал за пользователями и не мог простить себе их лишние клики. В погоне за юзабилити пришлось пересмотреть дизайн всех ключевых страниц. Увидев, как клиенты теряются в воронке, нам пришлось переделать флоу регистрации (в monobank, кстати, было то же самое).

Большинство доработок имеют прямой экономический смысл. Впрочем, некоторые делаются чисто из «любви к искусству».

Своя разработка vs покупка чужого ПО

Первым вопросом, на который нужно было себе ответить, разрабатываем ли мы софт с нуля или покупаем что-то готовое.

В мире есть несколько компаний, которые предлагают спортивным клубам полочные продукты (ими, например, пользуются все мои любимые фитнес-студии Лондона). Однако, изучив их предложения, мы пришли к выводу, что это окажется и дороже и, главное, менее гибко.

Покупать сторонние IT-продукты у нас не получалось ни в «ПриватБанке», ни в monobank. Вот и в Smartass не получилось.

С ресторанной ERP-системой все оказалось проще. В этих системах столько всего наворочено  — от коммуникаций между рестораном и кухней до ведения складских запасов — что о собственной разработке не могло быть и речи. Одним из требований к такой системе было наличие вменяемого API. По этому критерию самая распространенная в Украине R-keeper была исключена сразу. А в финале между Joinposter и «Айко» с небольшим перевесом выиграли вторые.

Само собой, в проекте мы используем много других сторонних решений. Например, Mailchimp и Mandrill для CRM, Asana для ведения проектов и т.д.

Спортивный блок: эквайринг, кросс-сел и Instagram

Одной из фишек нашего спорт-клуба является то, что у нас нет абонементов. Гости могут покупать разовые занятия прямо на сайте. Такая модель принята в Лондоне, она позволяет пользоваться услугами клуба без долгосрочных «комитментов» (одна тренировка стоит от 280 грн). С такой бизнес-моделью мы не могли себе позволить, чтобы оплата занятий происходила только на рецепции, как в других клубах. Она должна была происходить прямо на сайте, причем должна быть smooooooth.

Сначала мы прикрутили к сайту интернет-эквайринг от Portmone. Хороший продукт, но потом нам, как обычно, захотелось чуть больше гибкости, и мы решили использовать эквайринг от monobank, который, возможно, мы скоро запустим для внешних клиентов.

Можно привести много примеров того, где нам понадобилась гибкость в разработке. Один пример — это кросс-сел. На сайте мы даем возможность не просто бронировать классы, но и тут же предзаказывать протеиновые коктейли или еду в ресторане. Этой опцией сейчас пользуется около 20% клиентов.

Другой пример: социальная составляющая нашего клуба. Клиенты могут сделать информацию о том, какие занятия они посещают, публичной, привязав к своему профилю свой Instagram (этой опцией пользуется где-то 80% гостей). В отличие от кросс-села, прямого дохода от этой фишки у нас нет, но зато здорово строит комьюнити.

Оплата ресторанного счета. Сбылась мечта!

Еще когда мы работали в «ПриватБанке», у нас была мечта что-то сделать с невыносимым процессом оплаты счета в ресторанах. Пока тебе принесут счет, POS-терминал, пока разберешься с чаевыми. Мы готовились к запуску сервиса на основе «Приват24», которая бы радикально упростила этот процесс, пока вдруг не произошла национализация.

И вот, в ресторане Smartass мы, наконец, смогли реализовать нашу давнюю мечту. Наши гости могут в любой момент ввести номер своего столика в приложении, просмотреть чек и оплатить его (вместе с чаевыми) в пару нажатий.

Сейчас через приложение без участия официанта расплачивается около 30% клиентов.

Дискотека на тренировках

Наши занятия проходят в атмосфере, похожей на ночной клуб. В студиях играет громкая музыка, включаются разные режимы освещения — и управляет всем этим тренер. Для этого нам пришлось вместе с украинской компанией Smarttrend разработать особое приложение, которое выводится на планшеты и смартфоны тренеров. В разработке мы использовали платформу Creston.

Первые несколько недель работы клуба были сплошным кошмаром. Система постоянно выходила из строя, сбивая ритм тренировок. К счастью, наши бета-гости относились к этому с пониманием, а мы в конце концов побороли сбои, а также разработали бекап-планы.

Еще одной непростой задачей оказалась настройка вентиляции. Я иногда грешным делом думаю, не параметризировать ли мне эти настройки через какой-нибудь IFTTT, отправляя на вход информацию о температуре и количестве записавшихся клиентов на занятие. Но пока что, к счастью, сдерживаюсь 🙂

IT — это важно

В ходе работы над Smartass я в очередной раз убедился в том, что IT — это важно для любого вида деятельности. Мне сложно оценить, сколько бы проиграл Smartass, если бы у нашей команды не было любви к IT, но, уверен, что немало. Неважно, занимаетесь ли вы банкингом, агробизнесом или политикой, правильные технологии сделают ваш бизнес эффективней, а ваших клиентов — более довольными. 

Автор: Дмитрий Дубилет, сооснователь Fintech Band.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

4 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
PHUKET BOAT

Еще раз убеждаюсь что реальный бизнес намного хуже интернет бизнеса...
А запускать бизнес рассчитаный на клиента готового отдать больше 300 грн за занятие в стране где народ нищает не слишком умная идея.. В такой стране работает
либо бизнес ориентированный на ПРЕМИУМ/ЛЮКСОВЫЙ сегмент либо маштабный бизнес с большими оборотами рассчитанный на самых бедных...
Так как экономика совсем не сходиться:
Инвестиции: 30 млн грн
5 залов на 10 человек - соответсвенно максимум 50 человек при 100% загрузке за одно занятие.
150 чел - возьмем как среднее количество человек в день ( конечно же обычно будут занятия утром и днем на которых будет приходить 10% клиентов )
42,000 грн - средняя выручка в день
1,260,000 грн - выручка в МЕСЯЦ. (учитывая 250 человек безлимитчиков которые занимают места в залах в течении месяца и больше не приносят дохода после одноразового платежа)
10 тренеров уборка и сопутсвующий персонал , тоесть приблизительно
20 человек персонала с средней зарплатой 20,000 грн
400,000 грн - зарплатный фонд
100,000 грн - аренда и оплата комунальных расходов
В ОСТАТКЕ ПРИБЫЛЬ:
760,000 грн в МЕСЯЦ = 1,260,000 - 500,000
Тоесть при ОПТИМИСТИЧЕСКОМ сценарии только 4 года нужно чтобы вернуть вложенные 30 млн и это не считая дополнительных расходов на разработчиков и поддержку своего софта, ресторан и сопутсвующих бизнесов, которые не принесут больше 20% дохода... а 4 года это большой срок даже для президента, когда все в стране может измениться...
ВЫВОД: СКОРО ДУБИЛЕТ БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ФРАНШИЗУ 🙂

mr. Justice

А продажа франшизы это не бизнес? Не реальный бизнес? Понятное дело что вложив силы в разработку софта, программ - держать все при себе не имеет смысла! Я уверен что в первый месяц очередь будет больше чем чем могут вместить залы и медленно развиваться - значит заставить двигаться конкурентов (плагиатить), а продажа франшизы - это не только прибыль но и вытеснение конкурентов.
Хотя странное заявление вообще, на Пхукете очень четко выражена эта пропасть между нишами для бедных и богатых, средний сегмент не представлен вообще) Начиная от техники, заканчивая продуктами.
Но меня не сколько Дубилет и его спортзал беспокоит, а вопрос о том: спидботы быстрее окупаются чем 4 года? с учетом того что нужно какую то часть наверняка башлять местным)

PHUKET BOAT

Так я не против ФРАНШИЗ от компаний которые десятки лет на рынке с кучей своих точек.. Но я не в восторге от бизнеса , который через год работы уже будет продавать франшизу..
Так на Пхукете работают законы рынка.. сколько туристов среднего сегмента, столько и продуктов для них... Здесь толпы пакетников или китайцев, и немного ребят готовых платить за виллу или яхту..
А спидбоуты не советую покупать в таиланде... есть намного лучше варианты и кстати один из них моя компания, которую сейчас планирую продавать, но только толковому покупателю, за которого не будет стыдно перед новыми клиентами ...

Marichka Zakalughna

Діма, дякую, що поділилися досвідом! Дуже цікавий кейс, як з точки зору комунікації, так і ведення бізенсу. Підкажіть, будь ласка, чи сервіс, що допомагає розраховуватися без офіціанта доступний для інших? Чи це суто ваш внутрішній продукт?

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: