ТВ-ролик за 15 000 грн: история платформы для креативных конкурсов Advertalist

3163
5

Основатель краудсорсинговой платформы Advertalist Ольга Мучник рассказывает об истории развития сервиса, достижениях и перспективах.

Ольга Мучник

Что такое Advertalist

Advertalist — это украинская платформа для креативных конкурсов. Она объединяет заказчиков рекламы и маркетинговых акций и исполнителей. Правильный, но не всегда понятный у нас термин — краудсорсинговая платформа. Как это выглядит:

  • Заказчик формулирует задачу, определяет срок и бюджет;
  • Платформа создает креативный бриф (описание конкурса) и подбирает референсы (примеры);
  • Заинтересованные креативщики предлагают свои работы;
  • Заказчик выбирает победителя, оплачивает его работу и использует.

Сервис позволяет создавать решения для любого вида креативных категорий. Это может быть видео или радиоролик, наружная реклама, вижуалы и айдентика для определенных дат или событий, дизайн упаковки и мерча, разработка механики промо, точечные быстрые задания — например, баннеры для соцсетей или дизайн лендинга. То есть большинство услуг, которые могут заказывать клиенты у рекламных агентств.

На Западе маркетологи крупных компаний уже давно обращаются к краудсорсинговым платформам не только за дизайном, копирайтингом, видеопродакшеном, но и за разработкой новых товаров и услуг и пользовательского опыта для бренда. Advertalist готов предоставлять и такие услуги.

Среди наших заказчиков — Prostor, Roshen, WINETIME, SOVA jewelry, Sport Life. Исполнители на Advertalist — сотрудники рекламных агентств и маркетинговых отделов, а также фрилансеры из Киева и всех крупных городов Украины. Это больше 2000 авторов: копирайтеры, иллюстраторы, графические дизайнеры, SMM специалисты, маркетологи, видеографы, PR и ивент-менеджеры, сценаристы, фотографы, UX-дизайнеры.

Идея

После нескольких лет в аудите в «большой четверке» и работе в американской корпорации я решила сменить специальность и занялась программированием. Хотела создать свой продукт хотя бы в базовой конфигурации и много читала про стартапы.

Мне стали интересны платформы, которые объединяют напрямую заказчиков и исполнителей. Например, Uber объединяет таксистов и пассажиров, Airbnb — владельцев недвижимости и туристов, Craiglist — продавцов товаров и услуг и покупателей. В узких сферах можно было найти свои площадки: так Etsy объединяет производителей и покупателей хендмейда, a Artsy — художников или скульпторов и покупателей.

У меня появилась идея создать платформу, которая, минуя агентство, напрямую соединит креативщиков с заказчиками. Я поняла, что моих технических навыков не хватит, чтобы написать самой такую платформу, и поэтому решила дальше не программировать, а создать и продвигать платформу как руководитель.

По ходу создания и развития платформы, я, как Алиса в стране чудес, провалилась в какой-то незнакомый мир и из аудитора-аналитика стала фанатичным поклонником креатива в любых проявлениях. Креатива, который не просто будоражит или цепляет взгляд, а того, что соответствует выражению Эйнштейна «Creativity is intelligence having fun». Теперь я точно знаю, что хочу заниматься симбиозом креатива и бизнеса много-много лет.

Разработка

Мы разрабатывали платформу около полугода. Студия, которая изначально делала сайт, предложила сделать его на движке фриланс-платформы. В итоге он не давал необходимых функций — например, скрытия загруженных работ по требованию заказчика. Пришлось все полностью менять — мы потеряли три месяца и деньги. Затем обратились в другую студию, там за три месяца сделали тот вариант, который есть сейчас.

В проект были инвестированы собственные деньги, за которые можно было купить новую машину.

Конкуренты

Конкурентами можно назвать фриланс-платформы, например, Freelancehunt в целом и ее отдельную услугу «Конкурсы». Сервис работает с украинскими компаниями и странами бывшей СНГ. Там много заданий, но они часто точечные, не всегда креативные, по-настоящему проявить себя там сложно. К тому же уровень исполнения на фриланс-платформах обычно ниже по уровню, там другое комьюнити.

На Advertalist зарегистрированы не только фрилансеры, но и много сотрудников крупных агентств или маркетинговых отделов компаний. Это более креативная аудитория и многих из них часто вдохновляет именно креативная задача с каким-то смелым или неожиданным брифом.

Есть еще многочисленные иностранные дизайн-платформы, в том числе — 99designs и DesignCrowd. Они работают по всему миру. Там часто просят сделать логотип, нейминг, айдентику, но в основном они не выходят за пределы очень быстрых и коротких конкурсов. Там нет категорий вроде придумать персонажа, создать механику промо, дизайн витрины, радиоролик или сценарий видео как у нас.

Еще на этапе появления идеи я понимала, что такая креативная платформа возможно давно существует, но несколько недель не могла найти ничего похожего даже на англоязычных рынках, не говоря уже об украинском. Потом все-таки оказалось, что за границей существует много подобных краудсорсинговых платформ: Zooppa, Eyeka, Tongal. Это пионеры, которые в свое время получили инвестиции от $3 до $40 млн.

Каждый месяц я нахожу платформы, о которых еще не слышала. Например, Vidsy имеет узкую специализацию — там авторы (Creators) создают только видео для мобильных, в основном вертикального формата. Гиганты, вроде L’Oreal или Unilever, работают напрямую с этой платформой и проводят конкурсы для создания роликов для соцсетей, корпоративных сайтов, влогов.

Украинским компаниям сложно будет с ними взаимодействовать из-за языкового барьера, особенностей менталитета и бюджетов. Чтоб создать креатив, который сработает, нужно понимать наш рынок, культуру и аудиторию, слоганы лучше всего пишут носители языка. Ну и конечно, украинские бюджеты намного меньше, чем западные.

Достижения

Сейчас в команде Advertalist пять человек: я — руководитель, бизнес-девелопмент менеджер, менеджер по коммуникациям, дизайнер и разработчик.

На платформе прошло 16 конкурсов, недавно закончился от WINETIME. На один бриф клиента в среднем откликается 100 исполнителей. Часто клиент не может выбрать одно решение и покупает сразу 2 или 3 за дополнительные гонорары. Мы же как платформа берем комиссию в 50% от гонорара, которую также оплачивает заказчик.

Пример одной из работ

В нескольких последних конкурсах мы рады видеть тенденцию, что даем больше, чем ожидают компании. В конкурсе на новогодний key visual для сети Prostor, который длился две недели, заказчик выбрал концепт «Тайная жизнь новогодних игрушек». Он не только использовался в соцсетях, но и был оформлен в 7-секундные видеоролики. Доля стоимости креатива обычно составляет 15-20% рекламного бюджета, потом идет стоимость продакшена и львиную долю съедает размещение на ТВ.

В этом конкурсе за экспериментальные 15 000 грн. заказчик получил креатив, который в течение всех новогодних праздников показывался на СТБ, «Новом канале и ICTV с соответствующими масштабными бюджетами. Если бы мы считали ROMI (Return on marketing investment), то этот кейс показал бы рекордные результаты.

В конкурсе на дизайн сувенирной упаковки для Roshen предполагался один победитель, но работы были настолько красивыми, яркими, разными по стилю и характеру, что команда заказчика выбрала трех победителей за 110 000 грн. Теперь мы очень ждем появления на полках крутых сувенирных наборов ко Дню независимости.

Конкурсов могло бы быть намного больше, но часто приходится отказываться из-за слишком низкого гонорара или недостаточно мотивирующего и интересного брифа. Только на прошлой неделе мы по этим причинам отказали туристической компании, платежному сервису и коворкингу.

Наша задача не в том, чтобы максимально заработать, а в том, чтобы создать хорошее коммьюнити креативных, мотивированных, квалифицированных людей. И в том, чтобы заказчики были интересны для авторов.

Много крупных компаний хотели бы провести конкурс, мы вели с ними переговоры, но из-за жесткой и долгой тендерной процедуры и NDA — запрета на разглашение информации брифа, сотрудничество не удавалось.

Перспективы

Сейчас повысилась открытость заказчиков к нестандартной рекламе. Раньше у нас доминировали сетевые рекламные агентства и правила игры были достаточно предсказуемы. Сейчас бюджеты уменьшились и все пытаются выйти вперед за счет креативности, а не больших денег.

Кроме этого, многие веяния в рекламе и маркетинге доходят до нас через несколько лет. Использование краудсорсинга в маркетинге сейчас популярно на Западе, возможно, в ближайшее время наш рынок тоже будет к этому готов.

Сроки запуска новых продуктов и рекламных акций сократились, контента нужно много и быстрее. Таргетированная реклама в диджитале позволяет использовать разные баннеры или прероллы для разных аудиторий. Все это оперативно и в большом количестве может создаваться на краудсорсинговых платформах.

Автор: Ольга Мучник, основатель Advertalist

Если вы хотите рассказать о том, как работает ваш стартап, заполняйте эту форму. В случае прохождения модерации редакцией AIN.UA, они будут опубликованы.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Так а в чем отличие от фриланс биржи?

    • В самой статье много отличий, плюс в моем комментарии ниже) Не все фриланс биржи используют механизм конкурсов, а те, что используют обычно ограничиваются более быстрыми и простыми конкурсами. Например, на лого, нейминг, дизайн визиток или лендинга. Они не предполагают, что каждый исполнитель будет как креативное агентство в одном лице. Подумает не только о дизайне, но еще и о каналах коммуникации, основах стратегии, предложит механику промо и т.д. На креативных краудсорсинговых платформах именно это является преимуществом. Также отличаются бюджеты, сроки, задачи.

  • Ольга, извольте возразить тому, что «уровень исполнения на фриланс-платформах обычно ниже». Понятно, что себя похвалить нужно, но зачем коллег (конкурентов) втаптывать в грязь? 🙂

    Разница между вами и фриланс-платформами в том, что у вас продукт более индивидуальный. https://advertalist.com/ru/contests/list/ — прямо сейчас ни одного активного конкурса, последний активный был опубликован 2 месяца (!) назад.

    А на том же Freelancehunt прямо сейчас 16 активных конкурсов — https://freelancehunt.com/contests

    И за 2 прошедших было опубликовано и завершено почти 100 конкурсов.
    Понятно, что так няньчится с каждым, как няньчитесь вы, при таком потоке не получится. Но поток, наверное, должен явно говорить о том, что заказчики уходят довольные. Иначе бы не приходили снова и снова.

    Но вы большие молодцы — очень хорошо, что этот рынок у нас развивается и появляются новые игроки.

    Конкурсы forever!

    • Валентин, может прозвучало двусмысленно, но в мыслях не было никого «втаптывать в грязь». Более того, считаю вашу платформу качественным и удобным сервисом, просто для других задач. Мы неоднократно рекомендовали вас тем заказчикам, с которыми понимали, что не получится достичь нужного результата. Например из-за строгих рамок ТЗ или небольшого бюджета. И кстати платежный сервис, про который упоминается в статье, в итоге провел у вас конкурс по нашей рекомендации. Вот такие мы «конкуренты»))
      Исполнение работ на наших платформах все-таки разное, и аудитория отличается. И это нормальное, не обидное отличие. Например, у вас задача «создать дизайн пакета» подразумевает показать дизайн на нескольких мокапах. У нас увлеченный арт-директор может сделать презентацию с мокапами, мудбордом и аргументами, почему он считает такой дизайн актуальным для инстаграма, как его можно использовать в сторис, подключить геймификацию и т.д. И это происходит именно из-за того, что мы «нянчимся» с авторами. Повторюсь, что сейчас у нас задача не в потоке, а в том, чтобы доказать ценность для рынка нового инструмента. Для сравнения – Coca-Cola с маркетинговыми задачами приходит не на Upwork, а на Eyeka. Из свежих конкурсов – создать нестандартный дизайн для соков Rich, новую идею системы закрывания вместо крышек, новую концепцию Fanta для подростков, дизайн этикеток лимитированной серии Coca-Cola. И сейчас квалификация и амбиции наших авторов достигли того уровня, когда они реально могут создавать такие продукты, осталось убедить интересных нам заказчиков)

Поиск