Почему технологический пузырь не лопнет — объяснение The Atlantic

4935

Журналист The Atlantic Энни Лоури написала, почему IT-сферу считают пузырем, но это понятие давно устарело. AIN.UA приводит адаптированный перевод материала.


Что происходит

В 2011 году на страницах деловых изданий разговоры шли о технологическом пузыре. The New York Times и The Wall Street Journal писали о переоцененных бизнесах, а также напоминали уроки «пузыря доткомов» конца 1990-х.

Со временем, опасения пропали. Технологический пузырь так и не лопнул — он просто перестал вызывать беспокойство. Инвесторы продолжили вкладывать, а оценки — расти. Компании выходили на IPO, поглощались, преуспевали и разваливались. Бизнес-обсуждения тоже перешли к другим темам. Но возможно, паника 2011 года способна многое рассказать о том, как сегодня устроена Кремниевая долина.

В 2011 году люди опасались, что компании не зарабатывают денег. Инвесторы вкладывали миллиарды в стартапы, которые практически не имели прибыли. К примеру, Snapchat оценивается в миллиарды долларов, вообще не имея выручки, не говоря уже о доходах.

Ситуации не помогало и то, насколько оторванной от реальности кажется Кремниевая долина и Сан-Франциско. Там говорят о голодании, принимают галлюциногены для увеличения продуктивности и оплачивают криозаморозку после смерти. И это веселье не заканчивается.

Почему Долине не грозит крах

Оказалось, что инвестиционных денег больше, чем кто либо ожидал.

Первый их источник: зарубежные инвесторы из Китая, Саудовской Аравии и Японии. Компании вроде SoftBank вкачали астрономические суммы в стартапы и подняли оценки компаний.

Второй источник средств: гиганты технологической экосистемы. Amazon, Google и Facebook перераспределили сотни миллиардов долларов между другими игроками через покупки и поглощения. Facebook потратил $20 млрд на WhatsApp, а Microsoft — $26 млрд на LinkedIn и еще $7,5 млрд на GitHub. Такие сделки стали возможны, только потому, что компании-покупатели были очень прибыльны.

Если смотреть шире, то устойчивый технологический пузырь совпал с общим подъемом корпоративных доходов. Это подогрело оценки и увеличило суммы, которые тратятся на слияния и поглощения.

Все это позволяет компаниям дольше оставаться частными и не выводить акции на биржу. Сейчас проходит гораздо меньше IPO, чем во времена прошлого, настоящего технологического пузыря. В Долине появились финансовые ресурсы, аналогов которых раньше не существовало.

Почему не стоит переживать

Если говорить о пузыре, то что в нем должно лопнуть? Многие из крупнейших компаний никогда не приносили дохода (особенно выделяется Uber). Но другие весьма преуспели.

В 2011 году журнал Esquire опасением описывал LinkedIn, которая при выручке в $15 млн имела оценку в $9 млрд. Теперь у компании полмиллиарда активных пользователей и ее квартальная выручка превышает $1 млрд. Как оказалось, владение огромными массивами персональной информации — хороший бизнес.

Точно так же хорошо быть компанией, растущей как на дрожжах благодаря частным инвестициям. Так что пузыри называют пузырями, потому что они лопаются. А сейчас, несмотря на весь шум, на это нет никаких указаний.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск