Путешествовать во Львов, Одессу или Полтаву на электрокаре теперь так же просто, как и на обычном автомобиле. В прошлом году на трассах появились скоростные зарядки STRUM (проект энергетической компании ДТЭК), которые позволяют за 20 минут пополнить запас батареи до 80%.

Еще в 2014 году львовянин Назар Шимоне-Давида решил установить необычный рекорд на первом в городе электрокаре Tesla Model S — проехать расстояние в 560 км из Львова в Киев не подзаряжаясь в дороге. Поскольку в технических характеристиках Tesla Model S 85 запас хода — 500 км, то ехать пришлось со скоростью 65-70 км/ч и на круиз-контроле. Однако рекорд все же удалось установить.

Зарядная станция STRUM. Фото: Ольга Закревская для AIN.UA

За прошедшие 5 лет количество электрокаров в Украине выросло существенно. По данным маркетингового агентства IRS Group, по состоянию на 1 июля 2019 в Украине зарегистрировано почти 14 000 электромобилей и более 12 500 гибридных версий. Этому способствуют не только законодательные изменения, такие как отмена таможенных и акцизных сборов, но и развитие сети зарядной инфраструктуры.

«Если сейчас не устанавливать скоростные зарядки, то и вся электромобильность будет очень медленно двигаться. Наши клиенты неоднократно говорили нам, что если бы не поставили зарядных станций, то они бы не приобрели электромобиль», — говорит Денис Субботин, менеджер по техническому развитию сети электрозаправочных станций STRUM.

Не все электрокары имеют настолько большой запас хода, как Tesla. 64% зарегистрированных в Украине электромобилей — это Nissan Leaf, базовая версия которого имеет запас хода 135 км. Впрочем, даже если у вас Tesla, ехать с минимальной скоростью понравится не каждому водителю.

А заряжаться в дороге еще недавно было слишком долго и не всегда возможно – найти розетку по дороге в Одессу можно, но кто захочет ждать 4-8 часов, пока машина снова будет готова к путешествию. Именно это сдерживало многих владельцев электрокаров от длинных междугородних поездок.

Время на кофе = время на зарядку

В июне на трассах между городами-миллионниками начали появляться скоростные электрозаправочные станции STRUM, которые позволяют за 15 минут подзарядиться примерно на 100 км хода. Сетью таких станций соединили Львов, Одессу и Полтаву с Киевом.

В целом сеть электрозаправок STRUM уже имеет 23 станции. Три из них — на одесской трассе, 4 — на львовской и совсем недавно появилось 3 – на днепровской трассе до Полтавы. Еще одиннадцать — в Киеве и по одной в Одессе, Житомире и Львове. Скоростные зарядные станции размещены на расстоянии от 75 до 155 км друг от друга. Таким образом каждый электрокар, даже самый популярный в Украине Nissan Leaf, сможет доехать в Одессу относительно быстро.

Станции в одесском направлении:

  • с. Чупыра Киевской области, на парковке гостинично-ресторанного комплекса «Золотая Подкова»;
  • с. Ропотуха Черкасской области (рядом с Уманью), на заправке SOCAR;
  • с. Настасиевка Одесской области, на заправке Shell;
  • Одесса, на паркинге супермаркета METRO, ул. Аэропортовская, 29.

Станции во львовском направлении:

  • Житомир, на территории автосалона Mitsubishi, пр. Независимости, 168А/1;
  • с. Натальевка, Житомирская область, на газовая заправка Galileo;
  • с. Белая Криница, Ровенская область, автозаправка SOСAR;
  • с. Бугаевка, Ровенская область, автозаправка Shell;
  • Львов, на территории автосалона AUDI, ул. Липинского, 54Д.

Станции в полтавском направлении: 

  • Березань, Киевская область, улица Киевский Шлях, 10, на заправке Shell;
  • с. Лобкова Балка, Полтавская область, на парковке гостинично-ресторанного комплекса «Каспий-Премиум»;
  • с. Решетиловка, Полтавская область, на автозаправке Glusco

«Нас очень просили соединить города-миллионники Одессу и Львов с Киевом, поэтому мы понемногу начали расширять сеть. Например, в Одессу люди ездят не только чтобы отдохнуть с семьей, а прежде всего это город с большим портом, многие ездят по делам», — говорит Денис Субботин.

Карту всех станций можно посмотреть в мобильном приложении STRUM Charging. Оно доступно как для Android, так и для iOS. В приложении можно посмотреть, свободна ли станция. Если порт занят, в приложении он будет обозначен фиолетовым цветом. Одновременно на станции могут заряжаться два электромобиля.

«Мы отменили бронирование, так как станция настолько быстро заряжает, что в этом нет необходимости. У нас не было такого, чтобы кто-то не мог зарядиться, долго ждал, так как средняя сессия длится 15-20 минут. Люди приезжают не полностью разряженными. Такие машины, как Hyundai IONIQ Electric или Nissan Leaf, заряжаются от 0 до 80% за полчаса», — рассказал Денис Субботин.

Зарядные станции могут выдавать 50 кВт и являются одними из самых мощных в Украине. Скорость зарядки зависит от емкости батареи (чем больше батарея, тем дольше она заряжается), от состояния (чем старше, тем медленнее), от температуры окружающей среды и от объема заряженности батареи.

«Электромобиль до 80% заряжается быстро, а после 80% мощность тока начинает снижаться, чтобы не повредить батарею, чтобы все ячейки были заполнены электроэнергией», — подчеркивает Денис Субботин.

Сколько стоит быстрая зарядка?

Зарядка от скоростного порта постоянного тока CHAdeMO мощностью 50 кВт стоит 9 грн/кВт*ч. При зарядке на портах переменного тока Type 2 мощностью 22 кВт*ч — цена 4,5 грн/кВт.

Владелец электромобиля может приобрести необходимое количество электроэнергии в киловатт-часах через приложение, оплатив их банковской карточкой. Перед началом каждой зарядной сессии на счету должно быть не менее 25 кВт.

Кроме того, каждому клиенту выдают карточку, с помощью которой можно зарядиться, даже если разрядился телефон или отсутствует мобильная сеть.

«В каждой станции есть «белый список», в который внесены все клиенты, у которых пополнен счет. Даже когда нет связи — они все равно зарядятся и поедут дальше», — отмечает менеджер по техническому развитию.

Зарядная станция показывает время, необходимое для зарядки, и процент заполненности батареи.

«Наши клиенты говорят, что машина заряжается настолько быстро, что они не успевают выпить кофе», — говорит Денис Субботин.

Различные модели электромобилей имеют несколько типов разъемов для зарядки. Эта проблема легко решается с помощью переходников, поэтому на станциях STRUM могут заряжаться абсолютно все электромобили.

«Если сравнивать расходы на 100 км дороги, то заряжаться на скоростных электрозарядках выходит дешевле, чем газ», — говорит Денис Субботин.

Впрочем, по его словам, 90% владельцев электромобилей заряжаются дома. От бытовой розетки или чарджера. По ночному тарифу это получается вдвое дешевле.

В Одессу за 7 часов

Для того, чтобы протестировать работу зарядных станций, мы решили прокатиться на электрокаре Hyundai IONIQ Electric к одной из ближайших станций в одесском направлении. Зарядная станция расположена на территории гостинично-ресторанного комплекса «Золотая подкова», что в 120 км от Киева.

Перед поездкой подзаряжаемся на скоростной станции STRUM, установленной на парковке ТРЦ «Магеллан» возле метро «Теремки».

«Когда я впервые поехал на электромобиле в Одессу, то у меня занимало примерно 20 минут на зарядку. Летом Hyundai IONIQ Electric может проехать 200-210 км на одном заряде. Зимой немного меньше, потому что энергия будет использоваться еще на обогрев салона», — рассказывает в дороге Денис, поясняя, что с 2017 г. ДТЭК переводит свой автопарк на электромобиле и в компании уже 23 электрокара. .

Электромобиль едет очень тихо, слышно только шум от шин. При этом водитель развивает максимально разрешенную скорость — до 130 км/ч. Примерно через час прибываем на территорию гостинично-ресторанного комплекса. Станция свободная, поэтому ставим электромобиль на зарядку.

Ранее, по словам Дениса, поездка в Одессу на Hyundai IONIQ занимала целый день. Сейчас — примерно 7 часов с перерывами на кофе, обед и подзарядку. Это примерно на 2 часа дольше, чем ехать обычным автомобилем, нигде не останавливаясь по дороге.

Пока мы пили кофе и общались, за 20 минут электромобиль подзарядился с 47 до 94% на 14 кВт. Этого хватит примерно на 110 км пути. Стоимость подзарядки — 126 грн.

«Зарядную инфраструктуру во всем мире развивают либо сами автопроизводители, либо энергетические компании. ДТЭК инвестировал в эту инновацию уже более 30 млн грн. Уже сегодня ездить на электрокаре за город сопоставимо по комфорту с традиционным авто. Следовательно преград для выбора в пользу экологичного транспорта все меньше — резюмировал руководитель сети Игорь Ковалев.