Юрист Axon Partners Дмитрий Кондратьев написал для AIN.UA колонку о том, как совмещает full-time работу в двух компаниях — и почему за этой моделью будущее.


Дмитрий Кондратьев

У меня хорошая работа: я юрист в «слегка нестандартной» юридической компании Axon Partners. Но это еще не все. Мне также повезло быть частью классной продуктовой IT-компании Украины Poster, где я предоставляю услуги по модели in-house lawyer as a service.

До работы в этих компаниях я даже не представлял, что можно без раздвоения личности быть и не быть ремоутом одновременно, и что юристы, а не только IT-шники, бывают agile и работают по скраму. 

Свой среди чужих

In-house lawyer as a service — это нестандартная не только для Украины, но и для Запада модель сотрудничества юридической компании и клиента.

Вместо того чтобы просто предоставлять услуги удаленно, юридическая компания отдает юриста на full-time в команду клиента и максимально интегрирует его в повседневную жизнь компании. 

Официально я юрист Axon Partners, но всю неделю работаю в Poster. Это компания-разработчик облачной системы автоматизации для ресторанов.

Любой в Poster может поймать меня у кофеварки и просто поговорить о текущих делах вместо ожидания статуса update по телефону или почте. Когда я закрываю задачи в Poster, то работаю над новыми разноплановыми проектами в Axon. Аксоновцы считают меня своим, ребята из Poster — что я один из них.

Как пришла идея

IT-компании в Украине, как правило, работают с юристами по двум моделям:

  1. Компания обращается к юристам, те выполняют работу, считают часы и выставляют счет. Иногда юристы выделяют отдельную команду или юриста (dedicated team/lawyer) под проект. 
  2. Нанимают штатного юриста.

У каждой из этих моделей есть плюсы и минусы, все зависит от потребностей компании и особенностей ее работы. Расскажу, почему ни одна из них не подошла Poster и мы придумали новую.

Ребята из Poster создали систему автоматизации для заведений, доступную на планшете, в 2013. Когда через пару лет стартап превратился в международную компанию, Poster отдал юридическую службу на аутсорс Axon Partners. В то время цикл возвращения к юристам в Poster был примерно раз в полгода. 

С ростом компании росло количество юридических вопросов. Наконец, наступил момент, когда звонки стали звучать каждый день. Тогда в Poster почувствовали первые ограничения дистанционной работы. Среди основных:

1. Передача контекста

Если вы работаете с юристом дистанционно, он не всегда хорошо понимает внутренние процессы компании, ее историю и особенности работы. Словом — внутреннюю кухню. Много времени уходит на объяснение специфики задачи, которую штатный сотрудник, как правило, знает.

2. Дополнительное звено

CEO Poster Родион Ерошек был мостом между Axon и сотрудниками Poster. По юридическим вопросам первично обращались к нему, и уже он разруливал задачи с аксоновцами. Не было человека в команде, который мог бы закрыть часть юридических вопросов без привлечения к этому руководителя. 

3. Внедрение

Аутсорс может сделать классную консультацию, описать, как все должно быть. Но кто все это будет внедрять и контролировать? Аутсорсинговой компании сложно это сделать дистанционно.

4. Скорость

Намного быстрее обсудить какой-то вопрос в офисе, чем договариваться о созвоне или переписываться по почте. Кроме того, какой бы хорошей не была юридическая компания, она работает с множеством клиентов, а это значит, что не все вопросы можно решить мгновенно. За срочность надо платить. Как правило, в юридических компаниях за это берут двойную ставку. 

Можно было нанять штатного юриста. Это неплохо работает, когда задач стабильно много. Но оказалось, что найти в Украине хорошего кандидата с опытом работы в сфере информационных технологий — задача не из легких. К тому же работа для штатника со временем становится однотипной и неинтересной.

В тоже время аксоновцы уже начали экспериментировать с новой услугой: юрист из Axon не просто закреплялся за клиентом, а один раз в неделю или неделю в месяц работал в его офисе. Так юрист лучше понимал задачи и был доступнее для команды клиента.

Но в Днепре, куда Poster искал юриста, не было офиса Axon. Появилась идея взять человека с рынка и интегрировать его сразу в две команды. Таким человеком стал я. Пока что Poster является единственным клиентом, у которого аксоновец находится 5 дней в неделю, но Axon Partners планируют масштабировать эффективную модель.

Дмитрий Кондратьев с коллегами из Axon Partners

Как устроен рабочий процесс

У меня два скрам-пленинга, в два раза больше корпоративов, жаль только не два гонорара.

Poster платит Axon фиксированную сумму, Axon мне — гонорар. Начальника у меня тоже нет. В Axon Partners — холакратия. Это когда у сотрудников нет необходимости в иерархии. Они могут сами принимать и применять решения, не согласовывая их ни с кем.

Как работает Axon Partners

Все аксоновцы-юристы, кроме своих задач, вовлечены в маркетинг, HR, внутреннюю политику или финансы. Каждый сам выбирает, чем он хочет управлять. Таким образом компанией управляют все. Сферы, которыми могут управлять юристы, мы называем функциональными кругами.

Каждый юрист добровольно может принимать участие в нужном ему количестве кругов. Например, если ему интересно, он может войти в круг финансов. Люди в этом круге контролируют финансовую часть деятельности компании.

В рамках этого круга, к примеру, есть функции: согласование расходов на мероприятие или контроль счетов. Решения принимаются голосованием, у всех одинаковое право голоса, будь то владелец компании или простой сотрудник.

Каждое утро понедельника у нас аксоновский скрам-пленинг онлайн. На нем  присутствуют аксоновцы со всех офисов (Киев, Львов и Харьков). Цель встречи — синхронизация: вводим друг друга в курс новых задач, обсуждаем продвижение по старым, определяем кому нужна помощь, а затем сами выбираем себе задания на неделю.

Не начальник спускает задачи подчиненным, а сотрудник сам выбирает задачи, которыми он хотел бы заниматься.

В качестве инструмента для планирования в Axon мы используем Odoo и Trello, созваниваемся в Hangouts, переписка — в Slack.

Что на стороне Poster

Рабочим днем ранее, в пятницу, у меня аналогичный скрам-пленинг в Poster. На нем с СЕО Poster Родионом Ерошеком и коллегой из Axon обсуждаем, что удалось сделать за неделю, чего еще хотим достичь, планируем и приоритизируем задачи на следующий недельный спринт. Тут тоже Trello, Hangouts и Telegram-чаты.

Преимущество модели in-house lawyer as a service — это то, что я не обыкновенный штатный юрист, ограниченный, как и любой человек, своей личной компетенцией. За мной — тридцать юристов с большим опытом.

Если что-то не успеваю или в чем-то у меня меньше опыта — пишу в аксоновский Slack и задачу по Poster может закрыть другой юрист. Если прилетает срочное задание от Poster, то могу все бросить и сосредоточиться на нем, что тяжело воплотить, когда ты работаешь в юридической фирме и у тебя всегда есть не менее срочные задачи от других клиентов.

Я также могу взять задачи других клиентов Axon, если в Poster остается свободное время. На мне, например, все рабочие вопросы аксонов в Днепре, а еще регистрация авторских прав и патентование в Европе и Штатах.

Возможность прокачать свою экспертизу в других проектах добавляет мотивации, ведь классический инхаус со временем начинает вариться в одних и тех же задачах и перестает расти. А кому оно надо.

Это также плюс для Poster, потому что мой опыт в решении задач других компаний может пригодиться и им. 

Каждые два месяца у нас one-on-one встречи с Родионом. Это не только обоюдный фидбэк, постановка целей и обсуждение того, что круто получилось сделать, а что нет. Это еще и колоссальное вдохновение и мотивация, возможность синхронизироваться по ценностям и планам.

Зачем юристу ментор

Я единственный юрист в Poster, но работаю не сам.  У меня есть ментор, который ведет клиента и курирует мою работу — сейчас это Юра Корнага, Product Owner в Axon. Юра принимает участие в пятничном скрам-пленинге в Poster, поэтому это еще один юрист, который всегда в курсе того, что происходит в компании. 

В Axon нет иерархии в управлении компанией, но есть иерархия в экспертизе. Если я беру задание, в котором еще не очень разбираюсь, то могу обратиться к ментору, который расскажет и посоветует решение.

Всегда лучше учиться не по книгам, а у тех, кто через это уже прошел.  

Такой подход круто работает и для Poster: исключается субъективный подход в решении задач и всегда есть второе экспертное мнение по любому вопросу.

В заключение

Я твердо уверен, что 80% всех проблем в бизнесе и жизни — это проблемы в коммуникации. И самое лучшее, что делает модель in-house lawyer as a service — это меняет качество коммуникации между юристом и клиентом.

Максимальное погружение в жизнь компании, экспертная поддержка коллег позволяют совершенно по-новому подходить к работе и добиваться крутых результатов.

Автор: Дима Кондратьев, юрист Axon Partners и Poster