EN

Машина времени: куда едет автомобильная индустрия и как это изменит нашу жизнь и рынок

3541
1

В своей статье Алекс Агизим, CTO, Automotive and Embedded Systems в EPAM рассуждает о будущем автомобильного рынка с точки зрения технологий: автопилотов, каршеринговых сервисов и софта для машин.

Чем больше развивается рынок автомобилей, тем более громкие заявления о его будущем звучат. В апреле этого года очередное «пророчество» прозвучало от главного дисраптора авто- и космической индустрии — Илона Маска.

Основатель Tesla анонсировал, что однажды его самоуправляемые автомобили будут зарабатывать своим владельцам деньги. Вопрос логичен и прост: если автомобиль умеет ездить сам, то зачем ему пылиться на стоянке, пока он не нужен владельцу?

Это именно анонс и реальные перспективы, а не гадание на хрустальном шаре. Почему Маск прав, и какие три тренда ожидают нас в автомобилях будущего?

Тренд №1: отпусти руль

Рано или поздно автомобили станут полностью самоуправляемыми. Смелые попытки мы наблюдаем уже сегодня, хоть пока еще далеко за рубежом, где есть дороги. Mercedes, Tesla, BMW, Volvo — все в той или иной степени показывают, что автопилот — уже реальность.

Конечно, в новостях автопилоты пока проигрывают. Компании то усиленно вкладываются в self-driving, то, как Uber, сворачивают это направление. Но основная проблема не в том, что тяжело построить робота, который будет управлять машиной так же или лучше человека.

Проблема — в наших ожиданиях. Как любая авиакатастрофа затмит по силе эмоционального воздействия автокатастрофу, любая авария, которая происходит с самоуправляемой машиной — событие из ряда вон. Все ожидают, что робот будет вести автомобиль без единой ошибки. Это неправильное предположение.

Во-первых, робот уже водит лучше человека. В I квартале 2019 года Tesla отчиталась, что при использовании автопилота происходила 1 авария на 4,62 млн км при средней аварийности в США раз в 700 000 км. Во-вторых, пока наблюдается лаг в регуляторке. Если в аварию попадает водитель-человек, понятен виновный, работа страховой и т.д. С автомобилем-роботом процессы не отлажены.

Ситуация приобретает другие черты, если мы сделаем разные дороги для самоуправляемых автомобилей и обычных.

Представьте себе отдельную дорогу, по которой передвигаются автомобили со всеми нужными сенсорами и датчиками. С их помощью они обмениваются информацией друг с другом, с инфраструктурой, полностью регулируют свое движение. Без вмешательства человека на таких закрытых дорогах аварий почти не будет, или будут единичные и нетяжелые.

На смешанных дорогах этот эффект не будет таким ярким. Но все же автопилот снизит количество аварий.

Остается вопрос: когда такие дороги появятся? Парадоксально, но в Украине это может произойти быстрее, чем, к примеру, в развитых странах Европы, от которых мы отстаем.

Можно предположить, что однажды вместо, чтобы догонять соседей, мы просто выстроим совсем по-новому: разделим дороги для автопилотного транспорта и для ручного. Вполне возможно, что это даст нам рывок — ведь не нужно будет оглядываться на старое
наследие. Однако это вопрос минимум 5-10 лет для первых сотен километров таких дорог. Поэтому вряд ли стоит ожидать таких нововведений раньше 2030 года.

Тренд №2: поделись автомобилем

Мы движемся от личного пользования автомобилем к shared economy. Сейчас это кажется далеким, но посмотрите на 10 лет назад. Кто тогда мог предсказать, что среди компаний с самой высокой капитализацией окажутся такси-сервисы вроде Uber, Lyft, Bolt? А если принять во внимание первый тренд, то каршеринг становится абсолютно логичным этапом.

Frost & Sullivan, Future of Car Sharing Market to 2025

Об этом и говорит Илон Маск. К примеру, у вас есть самоуправляемая Tesla. Она может привезти вас на работу и в лучшем случае стать на полдня на зарядку. В худшем — просто пылится и ждет вас с работы.

Если вы не таксист, автомобиль в личном пользовании у вас работает на 15-20% своего потенциала. Но это глупо. Ведь в то время, пока он вам не нужен, автомобиль может зарабатывать деньги.

Пока вы сидите в офисе, автомобиль может временно перейти к оператору каршеринга. Машина выполнит несколько заказов по перевозке. Часть заработанных на этом денег идет вам, как владельцу, часть в виде своей комиссии возьмет оператор. А вечером — или когда вам потребуется — автомобиль будет ждать вас под офисом.

Илон Маск заявляет, что Tesla сама построит маркетстор, в который вы сможете отдавать свой автомобиль. Компания продолжает традиции Apple: максимальная закрытость и все свое. Но монополистом Tesla вряд ли будет, как и не стала им компания из Купертино.

На этот тренд есть возражение, что автопроизводителям каршеринг невыгоден, ведь тогда упадут продажи. Ситуация же — в точности наоборот.

Если перейти к shared-модели, автомобиль будет задействоваться на 80-85% вместо 15-20 и значительно быстрее выработает свой ресурс. Оборот автомобилей на рынке станет в разы интенсивнее. Значит, спрос на производство автомобилей на рынке вырастет. Автопроизводителям он тоже только на руку.

Тренд №3: пиши под автомобиль

Согласно данным McKinsey, автомобили, работа которых зависит от ПО, сейчас составляют 10% в сегменте среднегабаритных авто, в то время как к 2030 году количество таких машин достигнет 30% для всех категорий по размеру.

Если развить эту мысль, в будущем программная составляющая автомобилей будет проектироваться как платформа. Это позволит оптимизировать затраты на разработку новых фич для авто. Что это значит?

С механической точки зрения автомобиль — уже давно платформа. Мы знаем, что автомобили разных марок у одного производителя или даже между разными производителями достаточно унифицированы. Есть внешние компании, которые делают коробки передач, двигатели и т.д. Автопроизводитель же делает дизайн, а потом 80% автомобиля собирает из готовых компонент, которые немного тюнингируются по его запросам. Посмотрите на Porsche Cayenne — это та же Audi Q7. Только кузов и интерьер другие.

В software и электронике такого подхода нет. Стандартизируются протоколы связи, межкомпьютерное взаимодействие внутри автомобиля, архитектура. Но индустрия еще далеко не там. С точки зрения электроники и особенно ПО практически каждая модель
автомобиля каждый раз строится почти с нуля. Это стоит много времени и денег.

Удешевить и ускорить процесс может платформенный подход к созданию автомобильного ПО. Software-компании это умеют делать уже давно. Но автомобили традиционно занимались ходовым железом. Пока что им сложно перестроиться на новые рельсы.

Наверняка с точки зрения программно «прокаченного» бренда вам снова приходит на ум Tesla. И это действительно так. Но Tesla, делая свою платформу ПО, почти один в один повторяет путь Apple с мобильными телефонами. В самом крайнем случае они разрешат
людям разрабатывать свои приложения. Однако это будет закрытая платформа.

Но, как не стал Apple монополистом в мобильной индустрии, так и в автомобильном ПО у Tesla будет конкурент. Скорее всего, проклюнется некий аналог Android. Очень вероятно, что именно Google будет локомотивом второй платформы. Уже сегодня он вкладывает много усилий, чтобы интегрировать Android в автомобиль, как встроенную операционную систему (не путать с Android Auto).

Устройства с Android сегодня занимают 60-90% мобильного рынка. Производители мобильных телефонов платят Google лицензию за использование операционной системы. Как мы уже говорили выше, объем и оборачиваемость рынка смартфонов колоссальная. Зачем же Google небольшой и капризный рынок автомобилей?

Это похоже на долгосрочную стратегию. Допустим, у компании получилось, и через 10 лет 50% автомобилей используют Android. Значит, Android-разработчики смогут с одинаковым успехом и инструментами создавать приложения и сервисы как для мобильных устройств, так и для автомобилей. А это — экосистема. Она позволит отлично интегрировать все, что происходит с мобильными сервисами и с мобилити-сервисами.

Скорость разработки растет. Скорость имплементации и проверки рынка — тоже. Если вы завтра придумаете новый «Instagram для автомобиля», вам больше не придется 5-10 лет оббивать пороги автопроизводителей для интеграции.

Итого, нас наверняка ожидает уже привычная битва закрытых и открытых. На стороне первых — Tesla и, возможно, Apple, если надумает сделать свой автомобиль. На стороне вторых — что-то вроде Android или даже сам Android. Но сам платформенный подход
неизбежен.

Просто взгляните на развитие смартфонов до 2007 года и после — и все поймете.

Автор: Алекс Агизим, CTO, Automotive and Embedded Systems в EPAM

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • На самом деле одна из самых частых проблем это конечно же то, что многие машины просто элементарно не защищают руль нормально. По прошествии времени может начаться люфт руля, потому лучше сразу же подумать о том, как защитить полноценно руль. Ну а если уже случилось, то лучше будет конечно же починить по быстрому. Я обрадую многих автомобилистов, это может каждый сделать, тут не нужны какие то особые умения и знания. Сейчас каждый сможет просто без проблем починить там руль и решить эту проблему. Можете как раз для этого изучить данную статью https://avtotachki.com/chto-takoe-lyuft-rulya-ego-prichiny-i-ustranenie/
    , где как раз таки максимально детально описано как этот самый люфт определить как бы и как самое главное устранить его. Потому обязательно ознакомьтесь, я думаю, что это будет полезно, так как от этого никто не застрахован. Я сам не знал, что со мной такое случится, но случилось же. Потому нужно быть осторожным и обращаться только к профессионалам по этому делу и тогда уже точно проблематики быть не должно.

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск