Как не потерять в цене: 10 юридических советов основателям стартапов — колонка Нестора Дубневича, Legal Nodes

4725

Нестор Дубневич, сооснователь и COO украинского стартапа Legal Nodes, написал для AIN.UA колонку о важности юридического due diligence. Он рассказывает, как основателю уберечь себя от финансовых потерь при экзите.


От 15% до 25% цены стартапа рискует потерять фаундер, который откладывал решение юридических проблем в долгий ящик. Такие проблемы обязательно всплывут в процессе проведения покупателем стартапа юридического due diligence, который всегда предшествует поглощению (так называемому экзиту).

Что такое «юридический due diligence» и откуда берутся 25%

Юридический due diligence — проверка юридической документации компании для оценки ее рисков перед поглощением (покупкой).

Практика показывает, что стартапы на ранних стадиях не беспокоятся о юридических вопросах из-за ряда вполне обоснованных причин: медлительность юристов, высокая стоимость их услуг и, зачастую, неспособность понять технологическую составляющую стартапа, чтобы правильно ее оформить.

Из-за этого в процессе проведения юридического due diligence перед сделкой по поглощению, всплывают серьезные юридические проблемы. Самые типичные из них:  

  1. Неоформленные права интеллектуальной собственности, незарегистрированный товарный знак (потенциальные проблемы с лицензированием разработок в будущем, риски для бренда, доменов).
  2. Отсутствие договоров и политик работы с персональными данными клиентов (потенциальные штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных).
  3. Неоформленные отношения с командой (потенциальные штрафы за нарушение трудового законодательства, а также потенциальные убытки в случае ухода ключевых сотрудников).
  4. Пробелы в финансовой отчетности (потенциальные штрафы от налоговой).

Покупатель перед сделкой о поглощении суммирует все потенциальные штрафы/риски, и на получившуюся сумму «дисконтирует» стоимость экзита. Зачастую, скидка составляет 15% — 25% от суммы покупки, которая обсуждалась до прохождения due diligence. Весьма неприятный сюрприз для фаундеров.  

Чтобы этого избежать, уже на ранних стадия нужно задуматься о базовых, но важных юридических моментах.

1. Оформление интеллектуальной собственности стартапа.

Рекомендация: подписывайте соглашения о передаче прав интеллектуальной собственности с каждым фрилансером/подрядчиком/сотрудником, который что-то создает для вашего продукта (код, лого, дизайн, тексты и др.). Не сомневайтесь, юрист покупателя спросит о каждом объекте интеллектуальной собственности из которых состоит продукт.

2. Регистрация торгового знака.

Рекомендация: зарегистрируйте торговый знак для своего бренда. Это обезопасит вас от недобросовестных конкурентов, которые могут зарегистрировать ваше наименование раньше, а потом на этом основании забрать все похожие домены.

3. Разработка Terms of Use для веб сайта/приложения.

Рекомендация: не копируйте ToU с чужих сайтов. Во-первых, они могут не соответствовать законодательству стран, в которых вы работаете. Во-вторых, в них, скорее всего, будут отсутствовать необходимые дисклеймеры, которые должны защитить вас от необоснованных жалоб пользователей. Лучше заказать кастомизированную редакцию у юриста.

4. Разработка Privacy Policy для веб сайта/приложения.

Рекомендация: проконсультируйтесь с юристом по поводу специфических требований в работе с персональными данными граждан отдельных стран/регионов, в которых работает ваш продукт. В некоторых из них потребуется авторизация, в некоторых – дополнительные процедуры, которые должны быть отображены в политике. 

5. Разработка и внедрение внутренних политик компании для работы с персональными данными.

Рекомендация: одной Privacy Policy на сайте будет недостаточно, чтобы гарантированно не попасть под штраф регулятора. В процессе due diligence юристы также проверяют:

  •  наличие договоров с третьими лицами, с которыми стартап обменивается персональными данными; 
  • внедрение внутренних политик для сотрудников на случай утечки персональных данных или получения запросов от пользователей на удаление их персональных данных.

6. Аудит opensource-лицензий, которые использовались при разработке продукта.

Рекомендация: проследите за тем, чтобы разработчики вашего продукта фиксировали каждую «открытую лицензию», когда используют open source код в разработке. Если ваша бизнес-модель предусматривает дистрибуцию программного обеспечения, а «открытая лицензия» на open source код, который использовался при разработке, это запрещает – необходимо будет либо менять бизнес-модель, либо исходный код самого продукта.

7. Подписание соглашения между основателями стартапа.

Рекомендация: зафиксируйте все договоренности, достигнутые до момента создания стартапа, в Founders Agreement. Это «конституция» для сооснователей, в которой расписаны доли, функции каждого в стартапе, условия вхождения новых партнеров, выхода старых и др. Чем детальнее подготовлен данный документ – тем больше гарантий того, что сотрудничество фаундеров будет долгим и продуктивным.

8. Выдача опционов для сотрудников.

Рекомендация: оформите все системы мотивации, условия повышений и выдачи опционов для команды в соответствующих документах. Покупатель стартапа в большинстве случаев заинтересован не только в вашем продукте, но и в самой команде, которая создала этот продукт и способна развивать его дальше. Поэтому в процессе due diligence перед покупкой он захочет убедиться в том, что команда хорошо мотивирована.

9. Оформление корпоративных документов для компании стартапа.

Рекомендация: перед экзитом убедитесь, что вы:

  • распределили акции компании между сооснователями в соответствии с договором; 
  • надлежащим образом оформили все необходимые протоколы о сборах учредителей/директоров;  
  • внесли необходимые изменения в государственные реестры.  

10. Раскрытие всех «существенных договоренностей» с третьими лицами.

Рекомендация: будьте осторожны, когда обещаете контрагентам эксклюзивные условия сотрудничества, выдаете эксклюзивные лицензии на продукт или договариваетесь о чем-то другом, что как-то ограничивает ваши возможности рыночной экспансии. Покупатель стартапа будет об этом очень подробно спрашивать, и нераскрытие данной информации в будущем может повлечь большие санкции для основателей, которые сделали экзит.

В итоге

Каждый фаундер стартапа мечтает об экзите как о награде за сверхчеловеческие усилия в работе над технологическим решением. Получить дисконтирование суммы экзита в шаге от семизначной суммы сделки — большое огорчение.

Но если в процессе развития стартапа фаундеры следуют нескольким простым правилам, описанным выше – при прохождении due diligence они с легкостью смогут предоставить всю необходимую информацию. Это поможет быстро закрыть сделку и получить полную сумму от успешной продажи стартапа.

Автор: Нестор Дубневич, сооснователь и COO Legal Nodes

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск