Крупные террористические группировки начали обращать внимание на криптовалюты. Теперь они могут безнаказанно собирать пожертвования и проводить транзакции в сети. Что с этим делать — пока непонятно. Издание The New York Times описало, как исламисты обратились к токенам. AIN.UA пересказывает материал.
Биткоин давно распространен среди нарушителей закона: в даркнете за криптовалюту продают наркотики и оружие. Причины понятны — любой может создать кошелек, а центрального распорядителя, вроде PayPal, в системе нет.
Но крупные террористические группировки, вроде ХАМАС или ИГИЛ, тоже начинают обращать внимание на биткоин. Раньше они спокойно обходились без цифровых денег, несмотря на санкции со стороны западных держав.

ХАМАС, которая контролирует прибрежную территорию в Палестине, выживал на пожертвования от зарубежных правительств вроде Катара, которые достигали сотен миллионов долларов. ИГИЛ живилась налогами, которые собирали на подконтрольных территориях. Но времена изменились.
Санкции против ХАМАС стали эффективнее, а ИГИЛ потеряла большую часть территорий. В ответ на экономические ограничения, террористы обратились к биткоину. К примеру, сирийская «Хайят Тахрир аль-Шам» в июле опубликовала видео, в котором детально объясняла происхождение биткоина и рассказывала, как совершать с его помощью пожертвования. Популярны в Сирии и призывы, которые распространяются через Telegram.

Военное крыло ХАМАС, так называемые бригады «Изз ад-Дин аль-Кассам», завели сайт на семи языках для сбора криптовалютных пожертвований. Его посетители получают уникальные биткоин-адреса, на которые можно отправлять средства. В результате, отследить денежные потоки почти невозможно.
Эксперты уверены, что такая диверсификация — растущий тренд и в будущем экстремисты будут все активнее прибегать к технологиям. На проблему уже обратили внимание американские чиновники: об этом говорил глава Минфина США Стивен Мнучин и его заместитель по вопросам терроризма и финансовой разведки.
В принципе, ситуация не новая — еще в 2016 году иракские террористы запустили криптовалютную краудфандинговую кампанию. Но тогда исполнителям не хватало сноровки: использовался один адрес, за которым было легко уследить правоохранителям, а собранная сума составила всего несколько тысяч долларов. В прошлом году бригады «Изз ад-Дин аль-Кассам» держали часть средств на кошельках американской Coinbase — их нашли израильская компания Whitestream и аккаунты заблокировали.

Но террористы учатся на своих ошибках. «Изз ад-Дин аль-Кассам» теперь заводят полностью автономные кошельки, а также дают каждому «донору» уникальный адрес. Эксперты по-прежнему уверены, что собранные ими суммы невелики, но за ними все сложнее уследить.
В попытке урегулировать ситуацию, Минфин США настаивает на введении международных правил, которые потребуют от криптовалютных обменников проводить ID-проверку каждого отправителя.

Это должно облегчить поиск нелегальных транзакций. Но и здесь террористы будут на шаг впереди — они уже готовы обходить правила, частично благодаря переходу с биткоина на криптовалюты, обеспечивающие лучшую анонимность.
Хуан Зарате, советник по борьбе с терроризмом в администрации Дж. Буша-младшего, говорит:
Думаю, террористические группировки сейчас в экспериментальной стадии — они придумывают, как лучше все организовать. Проблема в том, что мы видим, как они продолжают экспериментировать.