AIN.UA » БизнесЧто не так с новой инициативой Кабмина по изменению ФОП для IT
EN

Что не так с новой инициативой Кабмина по изменению ФОП для IT

7747
2

Четвертого сентября премьер-министр Украины Алексей Гончарук встретился с представителями IT-бизнеса. Предмет встречи — презентация, а точнее, анонс новой системы налогообложения для IT-специалистов. Инициатива вызвала бурное обсуждение — к ней почти сразу появился целый ряд вопросов, ответов на которые нет. Примечательно, что специально созданный для таких вопросов IT-комитет в разработке новой инициативы не участвовал, утверждает заместитель главы комитета Кира Рудик, экс-руководитель Ring Ukraine. 

Издатель AIN.UA Илья Бошняков и главный редактор AIN.UA Илья Кабачинский рассказывают, что, по их мнению, не так с новой инициативой правительства.

Коротко об инициативе

Специально для IT предлагают создать специальную пятую группу ФОП. Отличаться от нынешней третьей группы она будет:

  • увеличением ЕСВ с одной до двух минимальных зарплат;
  • добавлением 1,5% военного сбора;
  • дополнительным ростом общего налога на 1% в следующие пять лет. 

Другими словами, к 2024 году платежи вырастут с нынешних 5%+ЕСВ до 11,5% + ЕСВ с двух минимальных зарплат. 

Новая пятая группа будет доступна только для ФОП с IT-кведами. При этом третью группу никто не отменял — она останется доступной для IT-кведов. 

Зачем придумали пятую группу и почему ФОП нужно переходить на нее? Официальная причина

По словам Гончарука, это решение не позволит кошмарить такие компании налоговой и другим проверяющим госорганам. Все, якобы, теперь будет законно. Кроме того, часть добавленного налога (прогрессивные проценты) пойдут на развитие человеческого капитала — благое дело: стипендии для одаренных студентов, гранты для молодых ученых и т.д.

Остались вопросы? Легче перечислить, что ясно

Чего мы хотим добиться? Если цель, чтобы IT платили больше — пообещайте что-то взамен. Только исполнимое, а не «отсутствие риска скрытого трудоустройства». Такой риск принципиально не может исчезнуть. И не «развитие человеческого капитала» со стороны за деньги индустрии. Когда компании хотели — они шли в университеты и школы — открывали курсы и покупали оборудование. А со стороны кадры уже готовил фонд BrainBasket. Обещали 100 000 айтишников к 2020-му. Сейчас такое обещание выглядит популизмом. Как будто это не та рука фокусника, в которой что-то происходит. 

Вот, что вероятно происходит в другой руке. Правдоподобной целью законопроекта выглядит поиск приемлемого для IT противовеса, чтобы протолкнуть «амнистию» для случаев фактического трудоустройства ФОП. Поэтому ее подсластили интересом самой индустрии, с которым номинально трудно спорить. Поэтому не хотят тратить время на доработку Кодекса, ведь если мы признаем трудоустройство — то надо не новый костыль делать, а оформлять как трудоустройство, делать скидку НДФЛ до тех же процентов к 2024-му. И дорабатывать кодекс, чтобы он защищал компании в том числе. 

То есть вероятно конкретная цель — фиксация трудоустройства, а не налоги в короткой перспективе. Что будет потом — никто не скажет. А так называемая «Фиксация трудоустройства» через ФОП 5-ю группу может стать основанием для противопоставления 3 и 5 групп: новых методов давления на 3-ю и при отсутствии гарантий сохранения правил игры для 5-й. Именно это случилось в Республике Беларусь. И это может стать вероятно самой большой угрозой для украинского IT за всю историю. 

Однако для IT на самом деле «фактическое трудоустройство» может отличаться от других секторов. Особенно в аутстафф- и микс-моделях, где украинская сторона обеспечивает программистам условия труда и обслуживание, но не ставит задачи и это вообще не ее программисты. 

Поэтому странно, что новую инициативу так легко «проглатывают» управляющие крупных аутсорсеров и IT-ассоциации, которые были на встрече — постят в Facebook, но не высказывают точку зрения и не занимают позицию.

Срочность. Изменения хотят принять осенью, чтобы с 1 января 2020 года они начали действовать. Как результат, времени на подготовку совсем мало. Судя по тому, как проходила встреча с Гончаруком, с IT-компаниями не вели диалог, а показали, как все будет работать. На встрече были, как обычно, IT-ассоциации и немногочисленные управляющие крупных аутсорсеров.

Где IT-ассоциации и IT-комитет? По словам Киры Рудик, профильный комитет не видел новой инициативы правительства. Почему украинские IT-ассоциации просто принимают предложение правительства — неясно. За один день в редакцию AIN.UA обратились с десяток представителей компаний, которые назвали изменения неприятными и непонятными, к ним никто не обращался за консультациями и вопросами. Беззубые ассоциации и омбудсмены никак не отреагировали на заявление премьер-министра о двухкратном повышении налогового бремени для украинских компаний. Крупнейшие компании Украины просто отказались комментировать вопрос, боясь реакции со стороны властей. В одной из топ-10 IT-компаний анонимно заявили, что останутся на третьей группе ФОП, так как повышение налогов критично для бизнеса. Еще бы, маржинальность аутсорса и аутстаффа не превышает 15%. 

Вернемся к вопросу, как государство будет гарантировать безопасность IT-компаниям и сотрудникам, работающим через ФОП? В 2016 году приняли закон «Маски-шоу стоп», который должен был обеспечить защиту компаниям от незаконных обысков. В следующие два года только AIN.UA написал о десяти обысках в IT-компаниях, о которых было известно. Не раз встречались случаи, когда компании «договаривались» и не желали выносить проблему на публику. Был случай, когда компания просила редакцию снять новость про обыск спустя несколько часов после публикации. Дошло до того, что президенту пришлось подписать закон «Маски-шоу стоп — 2». Который судя по всему также не дал результата. 

Прямо сейчас неизвестно, каким способом государство собирается обеспечить защиту IT-компаниям. Любой закон, принятый сегодня, можно будет изменить уже завтра новыми поправками. Другими словами, это лишь заданный вектор, который не обязательно таким и останется даже до указанного 2025 года. В материале mind.ua указано, что, возможно, это не единственное повышение налогов для индустрии и в будущем все может измениться. 

По сути единственная причина перейти на новую группу ФОП — защита для IT-компании? За это через пять лет компания должна будет увеличить нагрузку по выплате налогов более чем в два раза. Никаких других стимулов ни у компании, ни у тех ФОП, которые сами платят за себя налоги, пока нет. И о них никто не рассказал. 

IT Creative. Указывается, что именно создание специального фонда, куда будет выделяться 1-5%, станет стимулом компаний переводить сотрудников на новую группу. Деньги пойдут в специальный фонд IT Creative, который потратит их на стипендии для одаренных студентов, гранты для молодых ученых и т.д. Это один из самых интересных моментов. Никто не знает: 

  • почему именно 1-5% должны платить компании, а не 10% или 0,1%;
  • кто будет управлять фондом и как именно;
  • по каким критериям будут выделяться средства;
  • кто будет выбирать университеты, каким будут выделяться деньги. 

В целом, неизвестных слишком много и на данный момент нет ответа ни на один их этих вопросов. По словам Дмитрия Овчаренко, может выбираться 10 топовых вузов, куда будут направляться деньги. Вот только едва ли не каждый из них обвиняют в коррупции и воровстве денег. Теперь этих денег станет еще больше, а значит, и возможностей для воровства. 

До этого момента IT-компании ежегодно росли и, несмотря на тот факт, что людей якобы не хватает, проблем именно с джунами нет. В интервью для AIN.UA руководитель «EPAM Украина» Юрий Антонюк указывал, что через свои курсы компания ежегодно пропускает до трех тысяч человек, набирая к себе потом только треть — остальных выпускают на рынок. К тому же, до этого момента весь рынок рос и рос активно — на 20-30 тысяч специалистов ежегодно. А у каждой крупной компании уже есть свой университет/партнерство с вузами по подготовке специалистов. Компаниям они обходятся в миллионы долларов ежегодно и они готовы инвестировать эти деньги. Возможно, будет лучше не собирать деньги и тратить их через непонятный фонд, а выдавать компаниям льготы за их деятельность? 

Или может лучше сделать тестовый запуск и собрать сначала не 1%, а 0,1% и протестировать работу фонда. 

Что будет с компанией, если она останется на третьей группе ФОП? Обыски и проверки? Ничего пока не ясно. И никаких ответов нет. 

В конце концов, если государство просто хочет брать с IT-фопов и IT-компаний больше налогов, то может стоит прямо это сказать? Сейчас же мы видим, как компании просят изменить трудовой кодекс под современные реалии, а вместо этого получают x2 налогов и обещание не кошмарить бизнес. 

Должны ли IT платить больше налогов? Это сложный вопрос. Но если ответ на него окажется положительным, то точно не через новые костыли для ФОП. Это смешные деньги по сравнению с деньгами, которые можно получить от инкорпорации компаний в стране и процентами от продаж компаний, о десятках которых ежегодно пишет редакция AIN.UA. 

Авторы: Илья Бошняков, Илья Кабачинский, AIN.UA

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Смотреть комментарии

Комментарии | 2

  • Есть важный момент по рискам скрытых трудовых «Такой риск принципиально не может исчезнуть.»

    Может, если это прямо написать в законе. Именно это и предлагается. Поэтому компании не выступают против. Их юристы оценивают, что риск может исчезнуть принципиально.

    • Понимаю вас. Но не фантазируйте. Вы предлагаете прямо прописать в законе что? Что налоговикам нельзя трактовать закон как им вздумается? Или что к ЧП КзОТ не применим? Так он и так не должен быть применим.

      И да, это вопрос не законодателя, а фискалов и судов.

Последние новости
18 сен
Смотреть все
  • Продавать в интернете
  • Безопасность номера
  • Съемки на YouTube

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: