Евгений Кочергин, Aurum Group — о 5 миллиардах гривен, двух покрышках и цифровой трансформации закупок

7494

Корпорация Aurum Group работает с 2005 года на стыке технологий машиностроения и насосостроения, вагоностроения и ЖД-грузоперевозок, химпрома, а также инвестиций в агросектор и недвижимость. Всего компании группы объединяют 1,5 тыс. специалистов. 

Мы всегда старались уйти от стандартов «импорт — лучше» и сформировали собственную философию, которую проще всего охарактеризовать лозунгом «купуй українське». Многие помнят выступление на форуме Rail Cargo Spring 2019, где мы рассказывали, как в 2018 году Украина приобрела вместо новых украинских изношенные на 90% российские вагоны. 

По нашим подсчетам был упущен шанс стимулировать развитие национального вагоностроения на сумму в 5 млрд грн! А РФ получила 1,1 млрд гривен, продав «вагоны» с вдвое превышенными сроками эксплуатации. Федерация работодателей Украины поддержала доклад и своей инициативой способствовала принятию закона, накладывающего эмбарго на импорт б/у вагонов от «соседей».

Мы считаем, что обязательно нужно поддерживать внутреннего производителя. Поэтому Aurum Group осуществляет 97% всех закупок у украинских компаний. Делать это с выгодой помогает в том числе и рациональный подход к снабжению.

Как перевести процессы в «цифру»

Закупки не являлись проблемой, но создавалось впечатление, что что-то происходит максимально неудобно и неэффективно: бумажная работа, пространство для недобросовестных специалистов, ручной сбор подписей и муторный процесс согласования. Поэтому руководство решило централизовать и автоматизировать процесс снабжения под контролем тендерного комитета.

Мы планировали сэкономить за счет консолидированных и Data-обоснованных закупок для смежных отраслей бизнеса. Нам очень нужна была единая политика ценообразования и планирования. Требовалось и двойное согласование, минимизирующее нестыковки при разрозненном проведении закупок. В итоге такую функцию нам удалось реализовать. Окончательный выбор партнеров мы делали на основании следующих факторов:

  • доступность решения;
  • технологичность;
  • гибкость;
  • возможность сложной интеграции;
  • известность электронной торговой площадки (ЭТП);
  • большое количество поставщиков. 

Тогда мы познакомились с Алексеем Щербатенко (идеологом площадки SmartTender). Нам показался удобным формат бесплатного доступа поставщиков к участию в тендере.

Вызовы цифровой трансформации 

Новая система закупок была создана всего за 3-4 месяца. Мы понимали, что не обойдется без сопротивления и неприятия на местах. Большинство людей враждебно воспринимает инновации и изменения привычного уклада профессиональной жизни. Поменять их отношение — это самое сложное. 

По опыту молодежь обычно готова учиться работе с ЭТП без вопросов. А вот старшее поколение делает это уже не так охотно. Хотя у нас есть одна 57-летняя сотрудница, которая в числе первых освоила функциональность площадки и стала своеобразным гуру онлайн-торгов.

Департамент сегодня

У нас есть строгий регламент для любой закупки — внушительная стопка из 62 страниц текста. Но внутреннему заказчику достаточно лишь подать нам ТЗ, то есть — объяснить, что именно нужно закупить и в каком объеме.

Каждая закупочная процедура рассматривается тендерным комитетом из 5-8 человек в зависимости от вида закупки. Эти люди занимаются:

  • формированием консолидированных заявок на закупку; 
  • поиском лучшей цены с учетом дополнительных факторов; 
  • планированием и бюджетированием закупок бизнес-единиц; 
  • анализом рынка;
  • проведением переговоров и многим другим.

Не обходится и без немного курьезных случаев использования новых возможностей Департамента снабжения. После окончательного перехода на электронные торги самая странная закупка за все время — это 2 покрышки, которые понадобились одному из внутренних заказчиков. Мы их закупили, конечно.

Для чего нужен цифровой формат

Для нас электронная площадка — это щуп, которым мы постоянно проверяем рынок, инструмент, экономящий время. Также это испытательный полигон для безопасного «набивания шишек», проверки гипотез и поиска оптимальных путей.

За короткое время повысилась конкуренция среди поставщиков — в среднем всегда есть 5-7 участников (за исключением закупок специфичных номенклатур). К примеру, мы покупали один и тот же товар у небольшого числа хорошо знакомых нам поставщиков. Казалось, что других и нет! А когда попробовали провести онлайн-тендер — появились такие участники, которых мы никогда не знали и не видели.

В корпоративном бизнесе альтернатив централизации уже нет и не может быть. Закупки всегда считаются зоной риска, где возможны и коррупция, и нерациональные расходы. Диверсифицированная компания обязана создать единый орган закупок, которому сможет спокойно доверять собственник.

Попутно мы практически полностью отказались от бумаги. Возможности площадки используются для аналитики. Управляющая компания получила контроль над закупками предприятий. А консолидированные объемы экономят наши деньги. Если взять бизнес, состоящий из множества направлений, то самостоятельные закупки — это большой разброс цен на местах. После централизации цена всегда одна — лучшая с учетом других параметров. И больше не может быть разницы в тысячу гривен за единицу одного и того же товара.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск