Коммунальные услуги включают в себя плату за электроэнергию, газ, горячую и холодную воду, отопление, услуги водоотведения. Оплачивать коммуналку надо, но не всегда хочется. Ведь приходится каждый раз тратить время, чтобы вникнуть, за что и сколько платить. Журналист AIN.UA сходил в «Киевские энергетические услуги», чтобы разобраться, как формируется платеж за электроэнергию и как тратить всего 1 минуту в месяц на решение энергетических вопросов. Оказалось, что энергокомпании задают сервисные тренды в сфере ЖКХ и одними из первых в ритейле внедряют голосовых роботов.

Влад Глобчак, SEO-специалист в одной из киевских IT-компаний, недавно съехал от родителей в съемную однокомнатную квартиру. До этого он никогда самостоятельно не оплачивал счета за электричество.

SEO одной из киевских IT-компаний Влад Глобчак. Фото: Ольга Закревская для AIN.UA

В квартире, где живет Влад, есть:

  • холодильник, 
  • электрическая плита, 
  • стиральная машина,
  • бойлер для воды. 

Помимо этого, Влад пользуется зарядными устройствами для своих двух смартфонов и ноутбука, за которым в среднем дома проводит четыре часа в день, и около шести на выходных. Половина лампочек в квартире – энергосберегающие.

В теплое время года Влад потребляет почти 200 кВт∙ч электроэнергии в месяц. В зимний период – больше, так как обогревает квартиру в 46 квадратных метров двумя электроконвекторами – это такие электрические батареи.

Сейчас расчетом его коммунальных платежей занимается арендодатель, который просто присылает ему квитанцию об оплате. Влад оплачивает и сообщает об этом арендодателю. Но хочет платить за электроэнергию самостоятельно.

Кому платить за электроэнергию

В Киеве электроэнергию Владу поставляет компания «Киевские энергетические услуги». Она продает электричество населению с 1 января 2019 года. Такие поставляющие компании появились после проведения первого этапа реформы рынка электроэнергии, когда функции бывших облэнерго по поставке (продаже) и распределению электроэнергии сетями разделили на отдельные независимые бизнесы.

В каждом регионе государство определило по одному поставщику, который предоставляет электроэнергию населению и малым небытовым клиентам (среднему и малому бизнесу, бюджетным организациям). Такие компании называются поставщиками универсальной услуги и поставляют электроэнергию по регулируемому государством тарифу. На территории Киева таким поставщиком государство определило именно «Киевские энергетические услуги».

Суть реформы рынка электроэнергии в целом состоит в том, чтобы клиенты могли самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии в зависимости от предлагаемых цен и условий обслуживания, как, например, с мобильным оператором или банком. Такой же рынок электроэнергии работает в странах ЕС. В Украине выбирать поставщика или напрямую закупать электроэнергию на свободном рынке через биржу пока что могут только крупные предприятия, но по завершению переходного периода (после 2020 года) население также сможет самостоятельно выбирать своего поставщика.

Цены на электроэнергию

Единую цену на электроэнергию для населения в Украине устанавливают государственные органы (раньше это была Нацкомисия по регулированию в энергетике и коммунальных услуг, а с 01.07.2019 такие полномочия имеет Кабмин). Для основной части населения, потребление первых 100 киловатт*часов электроэнергии в месяц стоит 90 копеек за каждый кВт∙ч. Тот объем, который идет свыше 100 кВт∙ч (особенности есть у многодетных семей, при электрообогреве и др.), тарифицируется по 1,68 грн. за кВт∙ч. Все тарифы на электричество Влад может посмотреть в платежке или на главной странице сайта «Киевских энергетических услуг».

Как формируется счет за электроэнергию

Есть объем использованной электроэнергии за расчетный месяц. Его умножают на действующий тариф и добавляют задолженность или отнимают сумму переплаты, поступившие в течение минувшего месяца.

Показания счетчика можно передать несколькими способами:

  • Через личный кабинет на сайте «Киевских энергетических услуг»; 
  • в личных сообщениях на Facebook-странице компании; 
  • по номеру (044/067/066) 277-18-18 в автоматическом режиме без соединения с оператором;
  • по тому же номеру через оператора контакт-центра по телефону;
  • через мобильное приложение.

Платежка за электроэнергию содержит около десяти составляющих, где указаны тарифы на электроэнергию, показания счетчика, разница между показаниями на начало и конец расчетного периода, задолженность и сумма.

Если Влад потребляет 195 кВт∙ч электроэнергии в месяц, то первые 100 кВт ч, которые стоят 90 копеек, нужно умножить на 0,9 грн. Сумма – 90 гривен. Остальные 95 кВт∙ч нужно умножить на 1,68 грн. Сумма – 159,6 грн. Субсидий, долгов или переплаты у Влада нет. Всего к оплате за электроэнергию получается 249,6 грн в месяц. 

Как оплатить счет

Оплатить счет можно офлайн (через банк) и онлайн – без очередей и лишних комиссий в личном кабинете на сайте или приложении «Киевских энергетических услуг». На каждой платежке Влада есть QR-код для скачивания приложения «Киевских энергетических услуг». После регистрации и введения всех данных, счет за электроэнергию можно оплатить в один клик, выбрав одну из платежных систем. Директор по продажам и обслуживанию клиентов D.Solutions Евгений Бушма в здании контакт-центра «Киевских энергетических услуг» рассказывает о том, что люди больше начинают доверять цифровым каналам.

Директор по продажам и обслуживанию клиентов D.Solutions Евгений Бушма.
Фото: Ольга Закревская для AIN.UA

Он считает, что тратить время в очереди на оплату квитанций – неправильно. Помимо этого, вы еще и больше заплатите – банковские отделения почти всегда берут комиссию. «Мы постарались сделать прием платежей во всех наших онлайн-каналах без комиссии. Просто заходишь и платишь онлайн в течение минуты без дополнительных затрат. Это быстрее, комфортнее и дешевле», – говорит Бушма. «У «Киевских энергетических услуг» есть договора с платежными системами. Клиент может зайти в Личный кабинет с любых устройств и оплатить счет».

Для тех, кто привык пользоваться смартфонами для оплаты счетов за электроэнергию, есть мобильные приложения, доступные на Android и Apple. Вместо логина и пароля можно настроить вход через пин-код или отпечаток пальца.

«Заходишь, передаешь показания, видишь баланс счета, оплачиваешь. Процесс занимает считанные минуты. Это уже востребовано более молодым поколением, но мы занимаемся обучением всех клиентов и стараемся привлечь старшее поколение к онлайну. Это удобно, быстро, качественно, надежно и довольно просто», — рассказывает Евгений Бушма.

Приложение разработали для клиентов из Киева и Днепропетровской областей — оно позволяет быстро и корректно рассчитать стоимость электроэнергии, а еще примерно за минуту передать показания счетчика, сразу сформировать и оплатить счет. В ближайшее время аналогичную программу запустят и для Донецкой области. «Приложение постоянно обновляется. Доработки направлены на повышение удобства, минимизацию недостатков и ошибок. В приложении есть сканер банковских карт, оплаты проходят через NFC. Даже есть фонарик для снятия показания счетчика. Мы заботимся, чтобы у человека не было барьеров при снятии показаний», — рассказывает Евгений Бушма.

Карта энергосистемы Киева. Фото предоставлено ДТЭК

Компания D.Solutions, в которой работает Евгений Бушма, развивает бизнес поставки электроэнергии в Киеве, Днепропетровской и Донецкой областях. Она обеспечивает поддержку трех энергопоставляющих компаний: «Киевские энергетические услуги», «Днепровские энергетические услуги» и «Донецкие энергетические услуги», которые предоставляют электроэнергию 3,5 миллионам семей и 90 000 юридических лиц. Направление бизнеса в сфере энергоэффективности представлено компанией ДТЭК ЭСКО. Кроме того, D.Solutions, управляет сетью из 23 быстрых зарядных станций для электромобилей STRUM мощностью по 50 кВт, которые расположены в Киеве и 7 областях Украины. Такие зарядки помогают заправить электромобиль за 20-40 минут.

В здании контакт-центра «Киевских энергетических услуг» Евгений Бушма рассказывает также о дистанционном обслуживании клиентов — о колл-центрах, операторы которых принимают показания счетчиков, консультируют клиентов. После начала реформы время дозвона сократилось в 6,5 раз — до 1,5 минут. В Днепропетровской и Донецкой областях время дозвона не превышает трех минут. Это стало возможным благодаря тому, что компания с начала года развивает онлайн-обслуживание клиентов, а это уменьшает нагрузку на центры обслуживания клиентов и телефонный-контакт центр.

Бушма рассказывает, что задача компании на ближайшие несколько лет — минимизировать офлайновые каналы контакта с клиентом в пользу онлайна: «Мы понимаем, что у клиентов будут возникать вопросы, но будем давать им все возможности, чтобы решать их быстро и с помощью цифровых каналов».

Делая упор на предоставление услуг сразу через несколько каналов, и улучшение сервисов, D.Solutions движется в направлении диджитализации и внедрения инноваций и при этом стремится задавать тренды всей отрасли коммунальных услуг.

Контакт-центр «Киевских энергетических услуг» . Фото: Ольга Закревская для AIN.UA

В ближайшее время для повышения качества обслуживания планируется отремонтировать и провести редизайн в 60 центрах обслуживания клиентов в трех регионах, установить в них терминалы самообслуживания и ввести электронные очереди.

Клиенты «Киевских энергетических услуг» также могут обратиться в контакт-центр письменно. Сотрудники группы электронных обращений отвечают на вопросы клиентов и ведут Facebook-страницу, где можно задать любой вопрос с 08:00 до 20:00. В ночное время стоит автоответ. Утром сотрудники оперативно реагируют на ночные обращения. На все сообщения отвечают в течение двух минут. Обратная связь работает также через сайт компании, биллинг, личный кабинет и электронную почту. В среднем на все обращения отвечают в течение дня.

«Клиенты могут быть уверены: с ними общаются живые люди, которые, к тому же, указывают свои имена», —  говорит главный специалист группы электронных обращений Юлия Сушина.

В Киеве более 50% клиентов пользуются личным кабинетом. 250 000 клиентов ежемесячно заходят туда, передают показания и оплачивают счета. Эти цифры стабильно растут, однако Бушма говорит, что в Днепропетровской области они в процентном соотношении ниже. В Донецкой еще ниже. Это соотносится и с уровнем проникновения интернета в регионах.

«В ближайшее время решим эту задачу. Чтобы для клиентов из этих трех регионов не было различий в качестве сервиса, услуг и каналов. В планах запуск чат-ботов в Telegram и Viber, они сейчас в процессе разработки», — отмечает Бушма.

Как платить через робота Романа

Во время встречи Евгений анонсировал, что в «Донецких энергетических услугах» компания планирует одной из первых в украинском ритейле запустить голосового робота. Робот по имени Роман уже успел обслужить 2800 клиентов, у которых принял показания счетчиков. Это примерно треть обращений клиентов по телефону в Донецкой области, которые обычно обрабатывают 9 операторов.

«Робот помогает нам улучшить скорость дозвона в контакт-центр поставщика и разгрузить операторов в пиковый период в начале месяца. В этом время люди, которые не пользуются интернетом, звонят в компанию, чтобы передать показания счетчиков», — делится Евгений.

Принцип робота простой: голосом он приветствует клиента, клиент озвучивает номер лицевого счета и последние несколько цифр на счетчике. Робот распознает эти данные, потом подтверждает, что показания приняты, а цифры попадают в биллинговую систему. Если робот плохо понимает человека, то переключает его на оператора. «Сейчас мы анализируем итоги пилотного проекта и думаем, как его масштабировать на другие регионы. Качество распознавания достаточно высокое — порядка 90%. Но некоторые люди пока стесняются общаться с роботом и просят переключить на живого оператора. Но, проверяя аудиозаписи разговоров робота с клиентами, мы слышим много благодарностей», — говорит Бушма.

Для улучшения обслуживания, компания стремится унифицировать все процессы обслуживания и улучшить бизнес-процессы так, чтобы у клиентов не было даже поводов для возникновения каких-либо проблем. В сентябре компания внедрит в Киеве систему мониторинга качества обслуживания. Клиентов после предоставления услуги будут опрашивать с помощью Viber-чатбот.

Есть еще один фактор, который влияет на количество обращений от клиентов — это понятность первичной коммуникации. Бушма говорит, что раньше компании общались с клиентом на бюрократическом языке. Сегодня бизнес уделяет много внимания тому, чтобы все коммуникации перевести на человеческий язык и оптимизировать их.

«Компания нацелена на три фактора: ясность коммуникации, простота и унификация бизнес-процессов, и диджитализация — мы делаем это для массового повышения качества наших услуг. Мы стараемся работать так, чтобы у клиента общение с поставщиком электроэнергии занимало одну минуту в месяц», — рассказывает Бушма.

В контакт-центре «Киевских энергетических услуг» специалисты рассказывают о возможностях сэкономить с набором «Розумний WATT». С ним можно платить за электроэнергию в два раза дешевле по льготному тарифу с 23:00 до 07:00 при условии установки современного двузонного счетчика. В базовую комплектацию набора входит сам счетчик, его быстрая установка «под ключ», программируемая розетка с таймером и комплект LED-лампочек, которые потребляют в 10 раз меньше электроэнергии, чем обычные лампы накаливания, ярче светят, комфортны для зрения и не нагреваются. Умная розетка позволяет устанавливать, в котором часу включаться и выключаться электроприбору. Базовый набор стоит 2399 гривен. Такими наборами уже воспользовались более 25 000 украинских семей.

Влад мог бы обсудить приобретение такого набора со своим арендодателем. «Розумний WATT» сэкономит им 50% расходов на электроэнергию – примерно 100-130 грн в теплые месяцы. И еще плюс 150-200 гривен в зимние месяцы. При такой цене и экономии, базовый набор окупится примерно за год.

С D.Solutions можно не только сэкономить на оплате электроэнергии. Компания дает возможность клиенту отказаться от бумажных платежек, внеся свой вклад в экологию. Например, только в Днепропетровской области 375 000 семей отказались от них. Каждый месяц это сохраняет 45 деревьев.

Есть клиенты, которые привыкли пользоваться сервисами других финансовых компаний. Те, в свою очередь, пытаются подменить собой поставщиков услуг, делая расчеты. Это не всегда проходит корректно. Банк или сервис онлайн-платежей не знает о льготах, субсидиях или отдельных условиях расчета клиента. Из-за этого возникают неточности. Поэтому Личный кабинет на сайте «Киевских энергетических услуг» или мобильное приложение – это единственный точный механизм для сверки. Как Amazon, но только для оплаты электричества с полным набором функций.