AIN.UA » БизнесКак уйти от аутсорсинга и аутстаффинга и открыть собственный офис разработки в Украине
EN

Как уйти от аутсорсинга и аутстаффинга и открыть собственный офис разработки в Украине

1334

В условиях бешеного спроса на программистов в западном мире для многих иностранных стартапов, а также средних и больших продуктовых компаний, Украина выглядит привлекательной локацией для поиска талантов. Наша страна занимает лидирующие позиции в Восточной Европе (Польша, Румыния, Белорусь, страны Балтии) не только по количеству разработчиков и приемлемости цен, но и зачастую по качеству. Неслучайно и то, что в 2019 году по данным «Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга» (IAOP) в 100 лучших мировых аутсорсинговых компаний вошли 18 компаний с офисами в Украине. 

Благодаря такой ситуации на рынке и постоянному росту отрасли, иностранные заказчики рады работать с местными аутсорсинговыми/аутстаффинговыми компаниями. Да и, по сути, сегодняшняя ІТ-индустрия в Украине состоялась именно благодаря этим бизнес-моделям. Но сейчас эти подходы, кажется, теряют свои позиции — особенно в части продуктовых технологических компаний — и для этого есть ряд оснований.

В Alcor часто обращаются клиенты, которые раньше работали по модели аутсорсинга/аутстаффинга. В преобладающем большинстве это продуктовые компании, которые в провайдере ищут не экспертизу, а именно людей — сильных разработчиков. Поэтому многие компании, после определенного инкубационного периода «внутри», пришли к мысли об открытии собственного офиса в Украине. 

Чем недовольны продуктовые компании?

1. Непрозрачная цена. 

Клиенты часто не понимают, за что они платят, и сколько на самом деле стоит та или иная услуга на местном рынке. Даже в модели аутстаффинга порой непрозрачным является вознаграждение специалиста. Например, к нам недавно обратилась продуктовая компания, которая полтора года работала по модели аутстаффинга. При этом целый год они платили $6000 за инженера уровня Middle, хотя средняя зарплата такого специалиста в Украине $2500, о чем они случайно узнали на Dou.ua. Они понимали, что есть еще премия поставщика, но никак не в 2,5 раза.

2. Непричастность. 

Работая в аутсорсинговых компаниях, сотрудники часто переходят с проекта на проект, а значит, они не заинтересованы в том продукте, над которым работают. Например, одному канадскому заказчику после нескольких лет было крайне неприятно осознать, что, несмотря на вознаграждение, компенсацию страховки, английского, услуг тренингового центра и ежеквартальные командировки, его люди считают его «Заказчиком», а аутсорсера – «Работодателем». Наоборот, компании хотят, чтобы люди были полностью сфокусированы на их продукте – чего можно достигнуть путем отдельного офиса, корпоративной культуры, опционов и развития собственного бренда. 

3. Утечка информации. 

Учитывая, что для технологических компаний их продукт — это основа бизнеса, то отдавать его в работу посреднику неправильно в принципе. Ведь в случае успешной коммерциализации из ниоткуда может появиться уже готовый идентичный продукт с несколько отличительными чертами. Одна шведская компания, уйдя от аутсосрера, до сих пор пытается обсудить условия возвращения исходного кода.

4. Конкуренция за таланты. 

В аутсорсинговых компаниях программисты работают над проектами для разных клиентов, но находятся в одном помещении, на одном этаже, ходят на одну и ту же кухню, курилку. На перерывах часто можно услышать, как они рассказывают друг другу о проектах, на которых работают. В нашем примере, целая команда небольшого американского стартапа во главе с тимлидом решила «менять мир» в составе другой, большой и заметной американкой компании, после того, как поняли, что вознаграждение и перспективы похоже на пару сотен долларов отличаются. Даже несмотря на то, что считались «скелетом» и чуть ли не основателями первой компании. 

Если аутсорсинг/аутстаффинг больше не удовлетворяет нужды компании, тогда стоит задуматься об открытии собственного офиса в Украине. Исходя из нашего опыта, мы подготовили пошаговую инструкцию. 

Что необходимо сделать?

Шаг 1. Проверить контракт с поставщиком. 

Первым делом необходимо проверить, насколько безболезненно вы можете расторгнуть договор с поставщиком аутсорсинговых услуг. Начните из пересмотра условий досрочного расторжения договора и определите, подпадете ли вы под штрафы или другие санкции. Проверка условий также поможет вам оценить работу ваших юристов: чем быстрее и дешевле расторгнуть договор, тем лучше они работают. 

Также обратите внимание на положение о запрете переманивания. Здесь есть 2 варианта. Первый — вам нельзя активно предлагать команде, которая с вами работает, перейти в ваш офис. Во втором случае вам разрешено забрать разработчиков, но за определенную плату (buy-out fee). Если этот пункт присутствует, вам также нужна консультация IT-юриста. 

Шаг 2. Разработать предложение разработчикам.

В Украине рынок ІТ сильно развит, и разработчики регулярно получают новые предложения. Если вы планируете нанимать их в свою компанию, вам стоит задуматься о разработке ценностного предложения работодателя (EVP). Включите в него цели вашей компании, интеграции с сотрудниками из других офисов, возможности развития / опционов, описание корпоративной культуры и работу на западных рынках. 

Также важно понимать, какое вознаграждение вы готовы платить, и какие дополнительные преимущества вы можете предложить разработчикам (медицинское страхование, оплата занятий спортом, и т.д.). Зная все это, вам будет значительно проще нанимать и удерживать специалистов.

Шаг 3. Составить требования к офису.

Перед поиском офиса вам стоит сформировать ожидания. Например, нужен ли вам бизнес-центр класса А или B, или вам хватит рабочих мест в коворкинге. Какого размера нужен офис (определяется исходя из количества сотрудников) сейчас и в перспективе. Также стоит продумать количество комнат для переговоров, наличие кухни и ресепшена, доступность парковки и учесть требования к безопасности и постройке коммуникаций. Лучше всего в этих вопросах довериться надежному подрядчику, который понимает особенности местного рынка и сможет помочь создать правильные условия именно для IT-компании. 

Шаг 4. Наладить процессы выплат и бухгалтерию.

Ваши разработчики рассчитывают на то, что будут получать вознаграждение вовремя и согласно офера. При этом нужно еще учесть фактор налогов, так как большинство разработчиков работают в Украине как частные предприниматели. Чтобы все шло идеально, кто-то должен следить за соблюдением сроков выплат разработчикам (payroll), а также сроков оплаты налогов (taxes). Но нанимать бухгалтера в штат зачастую необязательно, а обратиться за помощью к опытным специалистам, которые будут вести все дела, может быть отличной идеей.

Шаг 5. Наладить финансовые потоки.

После того, как решите вопрос с помещением, стоит подумать о том, как наладить финансовые потоки между офисами в пределах строгих международных требований (legal compliance). Ведь вам необходимо обеспечить новый офис всем необходимым на старте (компьютеры, мебель) и затем поддерживать его работу (регулярные закупки, корпоративные мероприятия, поездки). Немаловажный вопрос — это подготовка финансовой и менеджерской отчетности для интеграции с материнской компанией. Поэтому вам понадобится финансовая консультация, чтобы убедиться, что ваши финансы будут продолжать работать на вас. 

Шаг 6. Убедиться в юридической правомерности.

На всех этапах создания нового офиса вам будет необходима юридическая поддержка. Это касается не только обеспечения законности вашей деятельности в Украине, но и более конкретных вещей. От переговоров с порой «неразговорчивыми» бизнес-центрами до разработки договоров с разработчиками или подрядчиками и найма / увольнения. 

Шаг 7. Предвидеть возможность роста команды.

Скорее всего, в перспективе вам понадобиться расширение вашей команды, и нужно будет активно привлекать новых сотрудников. На такой случай хорошо бы сразу найти надежного партнера, например, рекрутинговое агентство или фрилансеров, которые будут помогать вам в подборе ІТ-талантов. Как бы вы не искали, основная сложность технологических компаний — это «аутсорсинговый менталитет», когда специалист пишет код «отсюда и до обеда». Найти же людей, которые готовы смотреть шире на бизнес своей компании и быть проактивным на фоне преимущественно аутсорсингового рынка, тот еще вызов. Чтобы сделать поток лучших кандидатов более интенсивным, работу над улучшением бренда работодателя стоит начинать сразу после самостоятельного выхода на украинский рынок.

Шаг 8. Подготовиться к рабочим поездкам. 

Как и большинству ІТ-компаний, на определенном этапе вам необходимо будет организовывать поездки сотрудников из одного офиса в другой для обмена опытом. Хотя есть эффект от безвизового режима, но остаются другие ключевые рынки — Америка и Великобритания (более 60% заказчиков). Поэтому вам точно понадобится визовая поддержка и, очень вероятно, помощь в организации самой поездки. Стоит иметь подрядчика, который сможет помочь закрыть все вопросы.

Разобраться в многочисленных аспектах сходу непросто. Одним из вариантов может быть работа со многими специализированными подрядчиками. Вторым вариантом является модель Alcor

По сути это меню операционных сервисов «все в одном», в котором есть готовые решение по каждому шагу выше в соответствии с лучшими стандартами на рынке. В Alcor вам предоставят рекрутинговые услуги, чтобы привлечь нужных людей, помогут найти офис / коворкинг, создать привлекательное предложение от работодателя для разработчиков, разобраться с финансовыми / юридическими вопросами, наладить выплаты вознаграждений и оплату налогов, а также обеспечить операционную деятельность офиса. Все это в одном месте и без путаницы, которая имеет место при работе с разными консультантами.

В результате вы получаете главное преимущество от моделей аутсорсинга или же аутстаффинга — своих людей, но не платите за его недостатки. Более того, вы получаете полностью прозрачную структуру затрат. Вы всегда будете знать, сколько зарабатывают ваши разработчики, какие бонусы они получают, сколько стоит страхование, сколько денег тратится на содержание офиса. А значит, вы не будете переплачивать.

Кроме того, ваши сотрудники будут работать под вашим брендом, и вы сами будете задавать правила игры. Поэтому, если вы устали от работы с аутсорсинговой компанией и хотите собственный офис, мы в Alcor на 100% готовы вам помочь. Сфокусируйтесь на собственном продукте и делегируйте операционные «боли» ведения бизнеса в Украине нам! 

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Смотреть комментарии

Комментарии | 0

  • Бизнес на госданных
  • Съемки на YouTube
  • ФОП для IT
  • Nimses
  • Бизнес в e-commerce
  • Продавать в интернете
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: