Как Mastercard и «Сушия» устроили в ресторане cashless-территорию
Текст: Карина Сечина
Иллюстрации: Валерия Пинчук
Материал подготовлен при поддержке компаний Mastercard и «Сушия»
Что это значит?
Как Mastercard и «Сушия» устроили в ресторане cashless-территорию
Текст: Карина Сечина
Иллюстрации: Валерия Пинчук
Материал подготовлен при поддержке компаний Mastercard и «Сушия»
Что это значит?
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Объем безналичных операций в Украине всего лишь за год увеличился на 44%, и на 35% ― их количество. Украинцы все чаще используют платежные карты и цифровые кошельки, но многие по-прежнему берут с собой и купюры. Жизнь без наличных ― реальность или далекое будущее для нашей страны? На такой вопрос искали ответ две инновационных компании, Mastercard и «Сушия», в ходе эксперимента этим летом в Киеве.

Впервые в Украине один из столичных ресторанов сети «Сушия» в БЦ «Астарта» на месяц отказался от налички и превратился в тотальную cashless-территорию. Посетители оплачивали заказы картой или с помощью NFC-устройств, вознаграждение официанту тоже можно было оставить в безналичной форме. В новом формате самообслуживания «Сушия-экспресс», который только появился в ресторане, оплата тоже осуществлялась исключительно безналично.
Объем безналичных операций в Украине всего лишь за год увеличился на 44%, и на 35% ― их количество. Украинцы все чаще используют платежные карты и цифровые кошельки, но многие по-прежнему берут с собой и купюры. Жизнь без наличных ― реальность или далекое будущее для нашей страны? На такой вопрос искали ответ две инновационных компании, Mastercard и «Сушия», в ходе эксперимента этим летом в Киеве.

Впервые в Украине один из столичных ресторанов сети «Сушия» в БЦ «Астарта» на месяц отказался от налички и превратился в тотальную cashless-территорию. Посетители оплачивали заказы картой или с помощью NFC-устройств, вознаграждение официанту тоже можно было оставить в безналичной форме. В новом формате самообслуживания «Сушия-экспресс», который только появился в ресторане, оплата тоже осуществлялась исключительно безналично.
Mastercard ― международная компания, которая управляет самой быстрой в мире платежной сетью и объединяет более 210 стран.
Коротко об экспериментаторах
«Сушия» ― cамая большая в Украине сеть ресторанов японской кухни, которая насчитывает 38 ресторанов в 11 городах. Прямой импорт основных продуктов, а также акцент на цифровых сервисах ― сильнейшие стороны сети.
Mastercard ― международная компания, которая управляет самой быстрой в мире платежной сетью и объединяет более 210 стран.
Коротко об экспериментаторах
«Сушия» ― cамая большая в Украине сеть ресторанов японской кухни, которая насчитывает 38 ресторанов в 11 городах. Прямой импорт основных продуктов, а также акцент на цифровых сервисах ― сильнейшие стороны сети.
«Mastercard уже не первый год создает в Украине территории без наличных. Мы рады, что наш торговый партнер «Сушия» поддержал нас в эксперименте ― создании первого cashless-ресторана. Мы вместе положили начало новому безналичному тренду в ресторанном бизнесе»
«Чем для меня похожи «Сушия» и Mastercard, так это тем, что они стремятся делать жизнь людей комфортнее. В сети ресторанов мы, с одной стороны, предлагаем новый продукт, создаем новые вкусы, а с другой ― внедряем цифровые сервисы. Поэтому мы с энтузиазмом откликнулись на предложение Mastercard провести месяц без наличных. Для нас это решение ― еще один шаг навстречу инновациям и ожиданиям наших потребителей»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
Генеральный директор «Сушия», Антон Ходысько
Вооружившись такими мыслями, «Сушия» и Mastercard проверили, будут ли украинцы ходить в ресторан без наличных денег.
«Mastercard уже не первый год создает в Украине территории без наличных. Мы рады, что наш торговый партнер «Сушия» поддержал нас в эксперименте ― создании первого cashless-ресторана. Мы вместе положили начало новому безналичному тренду в ресторанном бизнесе»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
«Чем для меня похожи «Сушия» и Mastercard, так это тем, что они стремятся делать жизнь людей комфортнее. В сети ресторанов мы, с одной стороны, предлагаем новый продукт, создаем новые вкусы, а с другой ― внедряем цифровые сервисы. Поэтому мы с энтузиазмом откликнулись на предложение Mastercard провести месяц без наличных. Для нас это решение ― еще один шаг навстречу инновациям и ожиданиям наших потребителей»
Генеральный директор
«Сушия», Антон Ходысько
Вооружившись такими мыслями, «Сушия» и Mastercard проверили, будут ли украинцы ходить в ресторан без наличных денег.
Вооружившись такими мыслями, «Сушия» и Mastercard проверили, будут ли украинцы ходить в ресторан без наличных денег.
Эксперимент был рискованный: неподготовленные посетители могли не понять нововведение и предпочесть для обеда другое заведение с традиционными способами оплаты. Но организаторы учли все нюансы. Для эксперимента выбрали новый ресторан, расположенный в бизнес-центре, с более активной аудиторией, которой формат cashless близок. Почва для эксперимента ― данные Mastercard и НБУ, которые показали, что украинцы ― в тренде cashless и открыты к платежным инновациям. Например, количество бесконтактных карт в Украине выросло на 36% за первое полугодие 2019, а в активном использовании у населения находится 63,2 миллиона карт. Все это указывало на то, что у «Сушия» есть шансы заполучить в cashless-заведении тех посетителей, у которых такой формат будет востребован.
Почему риск безналичного ресторана оправдан
Эксперимент был рискованный: неподготовленные посетители могли не понять нововведение и предпочесть для обеда другое заведение с традиционными способами оплаты. Но организаторы учли все нюансы. Для эксперимента выбрали новый ресторан, расположенный в бизнес-центре, с более активной аудиторией, которой формат cashless близок. Почва для эксперимента ― данные Mastercard и НБУ, которые показали, что украинцы ― в тренде cashless и открыты к платежным инновациям. Например, количество бесконтактных карт в Украине выросло на 36% за первое полугодие 2019, а в активном использовании у населения находится 63,2 миллиона карт. Все это указывало на то, что у «Сушия» есть шансы заполучить в cashless-заведении тех посетителей, у которых такой формат будет востребован.
Почему риск безналичного ресторана оправдан
«Для нас очень важно, что в Украине тренд безналичных платежей уже сформировался. Еще 7 лет тому мы радовались, когда число безналичных оплат среди операций с платежными картами преодолело рубеж в 10%. В 2019 году доля безналичных операций в общем количестве операций по платежным картам выросла до 82%»
«Сейчас 48% оплат во всех ресторанах «Сушия» ― безналичные, статистика показывает 10-15% прироста в год. Мы прогнозируем, что к концу года порядка 55% платежей будут безналичными. Если еще учитывать заказы, которые мы получаем через e-commerce, то получается около 75%. Хотя буквально год-два назад было только 40-45%»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
Генеральный директор «Сушия», Антон Ходысько
«Для нас очень важно, что в Украине тренд безналичных платежей уже сформировался. Еще 7 лет тому мы радовались, когда число безналичных оплат среди операций с платежными картами преодолело рубеж в 10%. В 2019 году доля безналичных операций в общем количестве операций по платежным картам выросла до 82%»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
«Сейчас 48% оплат во всех ресторанах «Сушия» ― безналичные, статистика показывает 10-15% прироста в год. Мы прогнозируем, что к концу года порядка 55% платежей будут безналичными. Если еще учитывать заказы, которые мы получаем через e-commerce, то получается около 75%. Хотя буквально год-два назад было только 40-45%»
Генеральный директор
«Сушия», Антон Ходысько
С 2018 года в Украине сформировался еще один важный тренд, который Mastercard называет NFC-революцией и драйвером безналичных оплат. Только за второй квартал этого года количество оцифрованных для мобильных кошельков карт выросло на 24% до 1,4 млн карт. Такие темпы позволяют Украине входить в мировую пятерку стран по использованию NFC-платежей гаджетами с картами Mastercard.
С 2018 года в Украине сформировался еще один важный тренд, который Mastercard называет NFC-революцией и драйвером безналичных оплат. Только за второй квартал этого года количество оцифрованных для мобильных кошельков карт выросло на 24% до 1,4 млн карт. Такие темпы позволяют Украине входить в мировую пятерку стран по использованию NFC-платежей гаджетами с картами Mastercard.
Это первый в Украине опыт, когда ресторан полностью отказывается от наличных, причем по нескольким направлениям. Во-первых, сделав ресторан cashless-территорией, Mastercard и «Сушия» решили сразу несколько проблем: избавили посетителей от необходимости носить с собой наличные деньги, ускорили процесс оплаты по счетам и даже упростили работу инкассации, ― чем меньше наличных в ресторане, тем проще.

Во-вторых, отказ от наличных произошел не внезапно. Еще в апреле 2019-го года Mastercard, «Сушия» и iPay.ua внедрили сервис, уже хорошо известный в Европе, – «Безналичные чаевые». Партнеры запустили возможность перечислять вознаграждение официанту прямо ему на карту, выбрав при этом фиксированный процент: 5%, 10%, 15% или любую сумму на свое усмотрение. Главные преимущества этого инструмента: посетитель может не переживать по поводу нехватки наличных на чаевые, а также быть уверенным, что они попадут к официанту непосредственно. Кроме того, руководство ресторана может мониторить сумму вознаграждений по сети или по отдельным ресторанам и начислять вознаграждение, например, команде поваров.

В-третьих, в экспериментальном ресторане появился еще один новый безналичный сервис — «Сушия-экспресс». Он работает по следующему принципу: посетитель выбирает на холодной или горячей витрине готовое блюдо, сканирует его штрих-код терминалом самообслуживания и сразу же оплачивает с помощью карты или NFC-устройства.
Новые решения cashless-ресторана
Это первый в Украине опыт, когда ресторан полностью отказывается от наличных, причем по нескольким направлениям. Во-первых, сделав ресторан cashless-территорией, Mastercard и «Сушия» решили сразу несколько проблем: избавили посетителей от необходимости носить с собой наличные деньги, ускорили процесс оплаты по счетам и даже упростили работу инкассации, ― чем меньше наличных в ресторане, тем проще.

Во-вторых, отказ от наличных произошел не внезапно. Еще в апреле 2019-го года Mastercard, «Сушия» и iPay.ua внедрили сервис, уже хорошо известный в Европе, – «Безналичные чаевые». Партнеры запустили возможность перечислять вознаграждение официанту прямо ему на карту, выбрав при этом фиксированный процент: 5%, 10%, 15% или любую сумму на свое усмотрение. Главные преимущества этого инструмента: посетитель может не переживать по поводу нехватки наличных на чаевые, а также быть уверенным, что они попадут к официанту непосредственно. Кроме того, руководство ресторана может мониторить сумму вознаграждений по сети или по отдельным ресторанам и начислять вознаграждение, например, команде поваров.

В-третьих, в экспериментальном ресторане появился еще один новый безналичный сервис — «Сушия-экспресс». Он работает по следующему принципу: посетитель выбирает на холодной или горячей витрине готовое блюдо, сканирует его штрих-код терминалом самообслуживания и сразу же оплачивает с помощью карты или NFC-устройства.
Новые решения cashless-ресторана
Этот вопрос решался за считаные минуты. Если у посетителя отсутствовала карта, он мог обратиться к официанту и бесплатно получить и пополнить предоплаченную карту прямо в ресторане, в зоне самообслуживания.
Как быть, если нет карты
Этот вопрос решался за считаные минуты. Если у посетителя отсутствовала карта, он мог обратиться к официанту и бесплатно получить и пополнить предоплаченную карту прямо в ресторане, в зоне самообслуживания.
Как быть, если нет карты
Результаты предварительных исследований помогли Mastercard и «Сушия» спрогнозировать, что cashless-аудитория у ресторана будет. Но задача эксперимента ― показать все плюсы и преимущества безналичного способа жизни: гигиеничный, быстрый и безопасный метод оплаты, когда не нужно носить с собой кэш, ждать сдачу или искать по карманам купюры на чаевые, а также возможность экспресс-обслуживания.

В Mastercard оценивали не количественный показатель, так как 100% транзакций и так были безналичными, а качественный. Для компании было важно оценить фидбек, который дают посетители.
Какие были ожидания
Результаты предварительных исследований помогли Mastercard и «Сушия» спрогнозировать, что cashless-аудитория у ресторана будет. Но задача эксперимента ― показать все плюсы и преимущества безналичного способа жизни: гигиеничный, быстрый и безопасный метод оплаты, когда не нужно носить с собой кэш, ждать сдачу или искать по карманам купюры на чаевые, а также возможность экспресс-обслуживания.

В Mastercard оценивали не количественный показатель, так как 100% транзакций и так были безналичными, а качественный. Для компании было важно оценить фидбек, который дают посетители.
Какие были ожидания
«Запуская эксперимент, мы отошли от стандартных KPI: мы решили задать тренд ресторанного бизнеса – cashless-территорию. И эксперимент был призван доказать нашу гипотезу – что такое Foodtech-решение уже не риск для бизнеса, а, наоборот, продолжение клиентских ожиданий и предпочтений, отклик на потребность в технологичности»
«Мы хотели понять, насколько реально сегодня в Украине перейти полностью на безналичные расчеты в ресторанной сфере, насколько украинцы готовы к такому решению»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
Генеральный директор «Сушия», Антон Ходысько
«Запуская эксперимент, мы отошли от стандартных KPI: мы решили задать тренд ресторанного бизнеса – cashless-территорию. И эксперимент был призван доказать нашу гипотезу – что такое Foodtech-решение уже не риск для бизнеса, а, наоборот, продолжение клиентских ожиданий и предпочтений, отклик на потребность в технологичности»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
«Мы хотели понять, насколько реально сегодня в Украине перейти полностью на безналичные расчеты в ресторанной сфере, насколько украинцы готовы к такому решению»
Генеральный директор
«Сушия», Антон Ходысько
Ожидания организаторов полностью оправдались: гости ресторана охотно принимали участие в эксперименте, а 30% посетителей возвращались в этот ресторан «Сушия» повторно.
Какими оказались результаты
Ожидания организаторов полностью оправдались: гости ресторана охотно принимали участие в эксперименте, а 30% посетителей возвращались в этот ресторан «Сушия» повторно.
Какими оказались результаты
«Это первый подобный безналичный эксперимент в Украине, его можно назвать своеобразным benchmark украинских Foodtech-решений. Радует, что гости заведения открыты к инновационному формату: клиенты сети в течение месяца охотно «голосовали картами» за безналичные оплаты и чаевые, делая выбор в пользу cashless lifestyle»
«Мы получили много позитивных отзывов, посетители рассказывали об эксперименте друг другу. До сих пор к нам приходят гости и спрашивают: «А правда, что вы полностью cashless?» Получилась очень трендовая история. Мы можем сделать вывод, что Украина готова к безналичному образу жизни»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
Генеральный директор «Сушия», Антон Ходысько
«Это первый подобный безналичный эксперимент в Украине, его можно назвать своеобразным benchmark украинских Foodtech-решений. Радует, что гости заведения открыты к инновационному формату: клиенты сети в течение месяца охотно «голосовали картами» за безналичные оплаты и чаевые, делая выбор в пользу cashless lifestyle»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
«Мы получили много позитивных отзывов, посетители рассказывали об эксперименте друг другу. До сих пор к нам приходят гости и спрашивают: «А правда, что вы полностью cashless?» Получилась очень трендовая история. Мы можем сделать вывод, что Украина готова к безналичному образу жизни»
Генеральный директор
«Сушия», Антон Ходысько
Организаторам удалось показать аудитории плюсы безналичного расчета. Об этом лучше всего свидетельствуют цифры, которые получили спустя месяц после начала эксперимента: количество безналичных оплат увеличилось на 15%, а объем ― на 12%. Доля бесконтактных оплат тоже возросла в объеме на 14%. Посетители заведения охотно тестировали и сервис безналичных чаевых: здесь зафиксировали почти двойной рост ― 80%, в сравнении с месяцем до эксперимента.
«Украинцы давно не только поддерживают тренд бесконтактных оплат, но и задают его. Начиная эксперимент, мы хотели узнать, понравится ли посетителям новое направление – ресторан без наличных? Гости «Сушия» показали свою открытость инновациям и подтвердили глобальный тренд: сделали выбор в пользу cashless-расчетов»
«Кроме очевидной выгоды от внедрения безналичных чаевых для самих официантов, мы получили ряд дополнительных выгод, среди которых ключевая: мы не ставим гостя в неловкое положение, если у него или нее нет с собой наличных денег, чтобы отблагодарить официанта. А в наше время это очень нередкая ситуация. Также, имея доступ к данным по суммам безналичных чаевых каждого официанта, менеджмент ресторана косвенно понимает, каким официантом гости довольны больше, каким меньше. И может, к примеру, организовывать своего рода баттлы внутри команды, направленные на повышение качества обслуживания гостей.»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
Генеральный директор «Сушия», Антон Ходысько
«Украинцы давно не только поддерживают тренд бесконтактных оплат, но и задают его. Начиная эксперимент, мы хотели узнать, понравится ли посетителям новое направление – ресторан без наличных? Гости «Сушия» показали свою открытость инновациям и подтвердили глобальный тренд: сделали выбор в пользу cashless-расчетов»
Вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Юрий Батхин
«Кроме очевидной выгоды от внедрения безналичных чаевых для самих официантов, мы получили ряд дополнительных выгод, среди которых ключевая: мы не ставим гостя в неловкое положение, если у него или нее нет с собой наличных денег, чтобы отблагодарить официанта. А в наше время это очень нередкая ситуация. Также, имея доступ к данным по суммам безналичных чаевых каждого официанта, менеджмент ресторана косвенно понимает, каким официантом гости довольны больше, каким меньше. И может, к примеру, организовывать своего рода баттлы внутри команды, направленные на повышение качества обслуживания гостей.»
Генеральный директор
«Сушия», Антон Ходысько
Официально эксперимент закончен, но ресторан остается территорией безналичных расчетов. Теперь когда у клиентов есть выбор ― расплатиться картой или наличными ― важно оценить процент отказов от безнала. Если он будет минимальным, значит, полный отказ от наличных денег в пользу карт и электронных кошельков, возможно, уже не за горами.

Mastercard и «Сушия» преследуют одинаковые цели ― предоставить клиентам новый удобный и безопасный опыт в оплатах.

Для «Сушия» cashless-эксперимент ― логичное продолжение цифровизации, которая касается всей деятельности сети. Улучшение сайта, мобильного приложения, управление и планирование работы сотрудников с помощью технологий ― то, чем «Сушия» уже занимается.

Что же касается проектов Mastercard, то компания уже пять лет внедряет в городскую инфраструктуру умные безналичные решения, которые упрощают и делают более комфортной жизнь украинцев благодаря быстрым и удобным опалатам в транспорте, на парковках, местах досуга, школах и т. д. Безналичный ресторан стал пилотным проектом, который, несмотря на смелость cashless- концепции, показал еще одно направление в развитии smart city.

Если говорить о посетителях, то не все они были готовы к эксперименту: у 3% попросту не оказалось банковских карт. Но все, кто пришел, получили карты и воспользовались услугами cashless-заведения. Компании-организаторы эксперимента не только проверили лояльность украинцев к инновациям, но и помогли им сделать шаг в сторону технического прогресса.
Чего стоит ждать в будущем
Официально эксперимент закончен, но ресторан остается территорией безналичных расчетов. Теперь когда у клиентов есть выбор ― расплатиться картой или наличными ― важно оценить процент отказов от безнала. Если он будет минимальным, значит, полный отказ от наличных денег в пользу карт и электронных кошельков, возможно, уже не за горами.

Mastercard и «Сушия» преследуют одинаковые цели ― предоставить клиентам новый удобный и безопасный опыт в оплатах.

Для «Сушия» cashless-эксперимент ― логичное продолжение цифровизации, которая касается всей деятельности сети. Улучшение сайта, мобильного приложения, управление и планирование работы сотрудников с помощью технологий ― то, чем «Сушия» уже занимается.

Что же касается проектов Mastercard, то компания уже пять лет внедряет в городскую инфраструктуру умные безналичные решения, которые упрощают и делают более комфортной жизнь украинцев благодаря быстрым и удобным опалатам в транспорте, на парковках, местах досуга, школах и т. д. Безналичный ресторан стал пилотным проектом, который, несмотря на смелость cashless- концепции, показал еще одно направление в развитии smart city.

Если говорить о посетителях, то не все они были готовы к эксперименту: у 3% попросту не оказалось банковских карт. Но все, кто пришел, получили карты и воспользовались услугами cashless-заведения. Компании-организаторы эксперимента не только проверили лояльность украинцев к инновациям, но и помогли им сделать шаг в сторону технического прогресса.
Чего стоит ждать в будущем
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.