EN

Неочевидная ошибка: в чем украинские IT-компании не дотягивают до уровня европейских

11324

Ментор по эмоциональному интеллекту Валерия Козлова проанализировала украинских айтишников и их подходы к работе. И вывела причины, по которой клиенты чаще сравнивают их с индийскими коллегами, чем с европейскими.


Между Востоком и Западом

С технической точки зрения украинские разработчики более чем конкурентоспособны – по западным меркам их хард-скиллы находятся на достаточно высоком уровне.

Провал украинских специалистов лежит в области коммуникации с заказчиком. Сложности возникают как в построении с ними длительных отношений, так и в возможностях украинцев объяснять проблемные вопросы, технические решения и прочие нюансы. 

К примеру, если заказчик заявляет: «Я хочу вот так», не зная при этом настоящих последствий для продукта и его реализации, западные разработчики в дружелюбном диалоге ему объяснят, в чем такое решение окажется неудачным и какой вариант будет оптимальным.

А как поведут себя в таком случае украинские специалисты? Два распространенных паттерна, с которыми за последние 10 лет работы с IT-командами мне приходилось сталкиваться, выглядят следующим образом.

Украинские программисты либо долго возмущаются – и затем берутся за работу в требуемом заказчиком формате, несмотря на все его ограничения. Либо вовсе разворачиваются и уходят, хлопнув дверью.

По отзывам топ-менеджеров, с которыми я работала, реакция индийских разработчиков, как правило, совсем другая: они от проекта отказываться не будут, также во всем согласятся с заказчиками – но при этом могут вовсе не закончить сколь-нибудь качественный продукт.

Понимание собеседника, в том числе заказчика, моделирование у него определенных эмоций, ведение коммуникации на перспективу получения результата, достижение успеха в самых сложных переговорах – за все это ответственны софт-скиллы, или эмоциональный интеллект человека (EQ).

Что делать

Согласно последнему тренду, украинские разработчики приближаются по уровню оплате труда к европейским. При этом они могли бы давать качественный сервис, но не делают этого, потому что не видят, каким образом реально этот сервис улучшить. Получается, что многие западные заказчики делают выбор в пользу адекватных компаний в Индии либо в пользу европейских контор, которые кроме качественного продукта предоставляют сервис.

Выходом для украинцев в такой ситуации могло бы стать развитие украинцами софт-скиллов до европейского уровня.

Сложность в том, что для этого придется сломать стереотипы и ограничивающие убеждения, которые воспринимаются как данность в украинском IT. Например, «золотые яйца несут только технические сотрудники», «разработчики не должны коммуницировать с заказчиком — для этого есть ейчары и пиэмы».

Разработчик vs Менеджер

Согласно исследованию, которое в 2015 году провел доктор Тревис Бредбери, EQ в бизнесе играет очень важную роль. Результаты показали: 

  • 90% топ-менеджеров имеют высокий уровень эмоционального интеллекта.
  • Сотрудники с высоким уровнем EQ зарабатывают больше на $29 000 в год, чем их коллеги на аналогичных должностях и при прочих равных условиях, но более низким EQ.
  • EQ ответственен за 58% продуктивности команд и отдельных сотрудников. 

Это и другие подобные исследования привели к тому, что западные IT-компании придают большое значение софт-скиллам разработчиков.

Programmers cooperating at IT company developing apps

В Украине же такой подход не принят: от сотрудников IT-сферы не только не ожидают развития этих навыков, но и зачастую вовсе считают их лишними.

Пиэму пиэмово

Однажды я спросила у проектного менеджера, с которым работала на предмет повышения его профессионализма: «Как ты думаешь, какая твоя задача как пиэма»? Он ответил: «Я должен обеспечить коммуникации в команде».

Эта точка зрения весьма распространена. Большинство считают, что задача менеджера – заниматься людьми и коммуникациями.

В течение 5 лет я исследовала причины факапов в проектах, работая с пиэмами, разработчиками и с командами в целом. Фокусом изучения были факапы — я рассматривала их с трех позиций: пиэма, программиста и системы в целом.

Если основная энергия проектного менеджера уходит на подмену коммуникаций, которые мог бы делать программист, у пиэма не получается полноценно удерживать внимание на проекте в целом, отслеживать моменты ключевых точек, взаимодействий, ведя команду к конечному результату. Естественно, менеджеру нужно помогать коммуникации, но не заменять ее.

Для того, чтобы удерживать проект целиком, нужно значительно больше энергии, чем принято думать. Пиэмы, не отдающие себе в этом отчета, часто выгорают либо делают ошибки в конце проекта, потому что неправильно рассчитывают свой ресурс.

А что разработчики?

Был у меня и другой кейс – я проводила тренинг для IT-команды и работала над коммуникационными навыками разработчика, учила его отстаивать свою точку зрения в разговоре с заказчиком. В процессе работы к нам присоединился менеджер, посмотрел, как мы продираемся через азы коммуникации, ликвидируем стопперы и подбираем инструменты для помощи разработчику, и сказал: «Да он вообще не должен этим заниматься, это все я должен заказчику объяснять».

В команде, где обязанности распределены таким образом, рано или поздно наступит критический момент. Проектный менеджер, не имеющий технического бэкграунда, должен будет объяснить заказчику, почему в разработке использовали именно такое решение. Стоит ли говорить, что разработчик справился бы с этим намного лучше – если бы был более искушенным в коммуникациях?

В западной модели за такие коммуникации ответственны сами разработчики.

Западный взгляд на украинское IT

Одна из важных особенностей украинской IT-сферы – сравнительная молодость ее сотрудников. Согласно исследованию CSV, треть сотрудников отрасли имеет возраст 21-25 лет, 37% — возраст 26-30 лет, 17% — 31-35 лет, а 4% — и вовсе не исполнилось и 20 лет.

В целом, более 75% украинских программистов младше 30 лет.

И хотя столь юный средний возраст украинских разработчиков по сравнению с западными коллегами – это преимущество, есть у него и слабые стороны. В первую очередь, это софт-скиллы, которые в возрасте 20-25 лет чаще всего требуют особого внимания и развития.

Если сравнить среднестатистического 20-летнего украинского разработчика с 30-летним западноевропейским, то преимущество будет на стороне второго. Потому что даже по количеству коммуникаций, которые он провел за свою жизнь, или по их качеству – то есть по разнообразию людей, с которыми он взаимодействовал, разработчик с Запада все равно впереди.

Немного о последствиях

Что происходит с командой разработчиков, которая не озабочивается развитием софт-скиллов и к которой приставляют более развитого с точки зрения эмоционального интеллекта менеджера?

Разработчики не напрягаются для разговоров, менеджер ведет все коммуникации вместо них. Это сразу отражается на работе команды. Во-первых, разработчику все-таки нужно доносить свои техрешения до заказчика, убеждать его в их целесообразности. Без этого страдает вся коммуникация.

Во-вторых, выстраиваются подчиненно-зависимые отношения между менеджером и разработчиком. Последние при этом зачастую страдают от высокомерного отношения со стороны проектного менеджера. А главное, менеджер вместо того, чтобы озадачиваться мотивацией команды, созданием в ней климата, раскрытием потенциала разработчиков, вдохновением клиента на разработку — сконцентрирован на коммуникациях.

В идеале, в описанном мною выше кейсе менеджер должен был вдохновить клиента и пояснить ему предварительно, что понадобится для решения. А затем, согласно моей лингвистической модели, он должен передать слово: «О деталях более сложного порядка вам расскажет разработчик».

Если разработчик успешно справляется со своей задачей, то результатом всегда будет принятие плана нашей компании в компанию заказчика. Именно этот путь – самый короткий и эффективный для достижения необходимого компании результата.

В заключение

Многие западные IT-компании в своей корпоративной культуре придают особое значение EQ своих сотрудников и вкладывают ресурсы в его развитие. Распространено утверждение, что критерий зрелости компании – это критерий развитости софт-скиллов у разработчиков. Неудивительно, что компании с другой культурой, из других стран мира, проигрывают в сравнении по этому критерию.

Софт-скиллы — важная составляющая, которой украинским компаниям не хватает для того, чтобы они смогли на мировом рынке достичь уровня западных компаний – и навсегда оставить сравнение с индийскими позади.

Автор: Валерия Козлова, основатель компании СORPORATE- EQ

Оставить комментарий

Комментарии | 0

  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск