Зачем айтишнику философия

3064

Как правило, философия не нужна, если вы находитесь в каком-либо процессе, посередине. Например, ночью фиксите баги. Действительно, зачем отвлекаться? Философия может начаться чуть позже. Однажды Марку Цукербергу начали задавать вопросы, которые первую часть своей жизни он предпочитал обходить своим вниманием. Внезапно обстоятельства заставили основателя Фейсбука учиться думать о сложнейших вопросах человеческого общества: смысле правды, границах свободы слова, возникновении насилия. Возможно и не по своей воле, но Марк Цукерберг пришел к серьезной философии. 

Каждый приходит к философии по-разному. Кто-то через практики рефлексий, то есть через мысли о мыслях. Кто-то через успех, как Марк Цукерберг. Кто-то через трагедии. Бывают и другие примеры, более академические. Например, Алекс Карп, глава одного из самых успешных и загадочных американских стартапов Palantir, в свое время учился во Франкфуртском Университете под началом Юргена Хабермаса – наверное, самого именитого из живущих мировых философов. Palantir основала группа известных IT-предпринимателей: Питер Тиль и Ко. Palantir работает на подрядах у ФБР, ЦРУ и многих других специальных служб США и занимается анализом данных. Очевидно, что построение такой компании требует постоянного внимания к сложнейшим дилеммам человека и общества. Как говорит сам Алекс Карп, успеху Palantir он во многом обязан своему философскому образованию.

Мир настолько усложнился, что вероятность встречи с фундаментальными философскими вопросами бесконечно увеличилась. Особенно если вы претендуете реализовать действительно прорывную идею или невероятной дерзости проект. В любой момент вашей профессиональной жизни может возникнуть моральная дилемма, ответ на которую будет зависеть от имеющейся у вас в наличии суммы рефлексий. То есть ваша дальнейшая жизнь, ваши решения будут напрямую зависеть от вашего персонального опыта философствования, вопрошания, постановки и обдумывания самых сложных и «непрактичных» вопросов. Другими словами, траектория вашего профессионального движения на самом деле программируется задолго до момента выбора, в моменты казалось бы праздных размышлений о мире и себе в нем.

Чуть позже возникнет еще более интересная ситуация. История человечества учит, что технологии не столько меняют мир к лучшему, сколько делают мир совершенно иным. То есть даже если у вас все получится – в этот момент все только начнется. Изобретение печатного станка привело к тектоническим изменениями в общественной жизни. В результате произошли политические землетрясения, революции, войны. Возникли новые вопросы и дилеммы, которых раньше просто не существовало. Параллельно изменились сами базовые методы взаимодействия с информацией, привычки, ежедневные практики, социальные нормы. Со временем информационная революция привела к появлению новых форм существования общества, новых идентичностей. Что произойдет, когда вы до конца реализуете свой заветный проект? Какие вопросы возникнут? Как изменится общество? Какие эффекты возможны в случае синтеза ваших идей с идеями миллиардов других людей? Каждый новый ответ порождает массу новых вопросов.

Философия – это приглашение к разговору. Философия не сводится к скучному чтению заумных книг. Философствование – это процесс скорее коллективный. Ваш философский коллектив может состоять из ваших друзей и знакомых. Может состоять из живых и ушедших. Ведь фундаментальные философские вопросы, однажды прозвучавшие, не имеют окончательных ответов. Они всегда актуальны. Ответы меняются со временем, с изменением перспективы. 

«Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?», – спрашивал Кант. У вас могут возникнут десятки других ключевых вопросов вашей жизни, попытка ответить на которые обязательно изменит эту самую жизнь. 

Сергей Кошман, специально для «Культурного Проекта».

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск