EN

«Коронавирус — это черный лебедь 2020 года»: советы Sequoia для стартапов

4712

Одна из крупнейших венчурных компаний мира Sequoia Capital обратилась к фаундерам и руководителям стартапов и бизнесов с советами о том, что делать в связи с распространением коронавируса. Публикуем сокращенный перевод обращения.


Дорогие основатели и CEO,

коронавирус — это черный лебедь 2020 года. Некоторые из вас (и некоторые из нас) уже почувствовали на себе его влияние. Мы знаем, в каком вы стрессе находитесь и хотели бы помочь. Жизни в опасности и мы надеемся, что ситуация улучшится как можно быстрее. Но тем временем, нужно подготовиться к встряскам, настроиться на те сценарии, которые могут произойти.

Всех вас уже завалили советами по мерам предосторожности для защиты здоровья и благополучия вас самих, ваших сотрудников и семей. Как и многие другие, мы изучили доступную информацию и рады поделиться своим мнением, пожалуйста, дайте знать, если оно вам интересно.

Но это письмо — о другом: о здоровье вашего бизнеса в то время, когда нужно справляться с потенциальными последствиями распространения вируса.

К сожалению, из-за нашего присутствия во многих регионах по всему миру мы по личному опыту знаем о влиянии вируса на глобальный бизнес.

Как и при других кризисах, будут бизнесы, которые получат из ситуации выгоду. Однако многие компании в странах зоны риска сталкиваются со сложностями, которые включают:

  • Падение бизнес-активности. Некоторые компании заметили, что их темпы роста в период за декабрь 2019-февраль 2020 года просели. Кто-то из бизнесов, которые неплохо справлялись, сейчас рискует недотянуть до запланированных на I квартал 2020 года финансовых результатов. И это — вследствие распространения вируса.
  • Сбой в цепях поставок. Беспрецедентная изоляция в Китае прямо влияет на глобальные поставки. Hardware-компании, ритейл-компании должны искать других поставщиков. Софтверные бизнесы менее подвержены этому эффекту, однако тоже могут пострадать из-за каскадных эффектов на экономику.
  • Сворачивание путешествий отмена встреч. Многие компании запретили все не существенные путешествия, а кто-то — вообще все международные путешествия. Это напрямую влияет на тревел-бизнес, но все компании, которые зависят от личных продаж, партнерств, обсуждений, тоже попали под влияние.

На то, чтобы с уверенностью говорить, что вирус усмирен, понадобится, возможно, несколько кварталов. Еще дольше глобальная экономика будет оправляться от его эффектов. Кто-то из вас может столкнуться с падением спроса, кто-то — с проблемами в поставках.

Мы предложили бы вам перепроверить каждое ваше представление о бизнесе, включая:

  • Деньги на развитие. Действительно ли вам хватит денег? Сможете продержаться несколько неудачных кварталов, если экономика будет падать? Есть ли у вас планы для чрезвычайных ситуаций? Где вы можете урезать траты, чтобы при этом сильно не вредить бизнесу? Спросите себя об этом, чтобы избежать болезненных последствий в будущем.
  • Привлечение инвестиций. Частные инвестиции могут просесть, как уже случалось в 2001 и в 2009. Что будете делать, если окажется, что инвестиции на привлекательных условиях в 2020 и 2021 будут недоступны? Многие из легендарных компаний ковались в самые тяжелые времена. Мы стали партнерами Cisco незадолго после Черного понедельника в 1987 году (сильнейшее падение фондового индекса — ред.). Google и PayPal выбрались из последствий кризиса доткомов. Airbnb, Square и Stripe получили финансирование в разгар глобального экономического кризиса. Ограничения ФОКУСируют разум и дают почву для креативности.
  • Прогнозы продаж. Даже если вы сами не видите немедленных последствий для компании, подумайте о том, что ваши пользователи могут пересмотреть свои затраты. Сделки, которые казались гарантированными, могут не закрыться. Ключевой момент: чтобы это не застало вас врасплох.
  • Маркетинг. С проседанием продаж вы можете заметить, что просядет и LTV. Возможно, вы будете думать о сокращении затрат на привлечение пользователей. Может, даже повысить планку для ROI для маркетинговых затрат.
  • Штат. Учитывая все упомянутое давление на ваши финансы, возможно, настало время критически оценить, сможете ли вы справляться с меньшим числом сотрудников и повысить планку продуктивности.
  • Капитальные затраты. Пока вы еще не получили финансовую независимость, изучите свои планы капитальных затрат: разумны ли они в условиях неопределенности? Возможно, нет смысла их менять. Но в любом случае, это должны быть осознанные решения.

Мы пережили каждый кризис за последние 50 лет и выучили важный урок: никто никогда не сожалеет о быстром и решительном реагировании на меняющиеся обстоятельства. В кризис выручка и уровень наличности всегда уменьшаются быстрее, чем затраты. В каком-то смысле бизнес является отражением биологии. Как предположил Дарвин, те, кто выжили, «не являются самыми сильными или самыми умными, но самыми приспосабливаемыми к изменениям».

Уверенность в будущем компании зависит от того, как ее лидер реагирует в моменты, подобные этому. Все ваши сотрудники знают о COVID-19 и ожидают вашей реакции. Фальшивый оптимизм может завести вас не туда, помешать принятию решительных мер. Избегайте этой ловушки, пытайтесь оставаться реалистичными и реагировать на меняющиеся обстоятельства. Будьте лидером, который нужен вашей компании в нелегкое время.

Вот мнение от нашего партнера Альфреда Лина, который пережил другой момент «черного лебедя» на руководящем посту:

«Я работал как COO/CFO Zappos, когда меня позвали в офис Sequoia на печально известную презентацию R.I.P. Good Times в 2008 году, перед финансовым кризисом. Мы не знали тогда, как не знаем и сейчас, насколько долгим или острым будет кризис. Но точно знаю, что презентация сделала меня и команду сильнее. Zappos вышел из кризиса готовым хвататься за возможности, пока наши конкуренты зализывали раны».

Будьте здоровыми, держите здоровым свой бизнес и оставьте свой след в мире.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

  • iPhone 12
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск