EN

Что такое Legal Design или Почему ваш юрист шарлатан

2940

Никита Кляпец, юрисконсульт украинского лигалтек-стартапа Legal Nodes, о том, что такое legal design или когда юридические тексты наконец станут понятными всем.

Legal Design-1
Никита Кляпец

Предложения длинною в абзац, понятные лишь юристам термины и отсутствие форматирования – реалии каждого второго юридического документа. Большинство подготовленных юристами договоров, консультаций и политик не просто не читабельны для среднестатистического человека, а в принципе часто лишены элементарной логики изложения текста. 

Почему это проблема? 

1. Непонятный клиенту или его контрагенту текст потянет за собой необходимость проведения дополнительных консультаций с юристом, что искусственно завышает бюджет на юридическую помощь для компании.

2. Сложные термины или предложения часто необходимо дополнительно разъяснить в фолоу-апе для клиента, что занимает рабочее время юриста. 

3. Сложные формулировки отдельных документов или уведомлений могут быть нарушением законодательства: к примеру, сложный текст политики конфиденциальности или текст при получении согласия на сбор персональных данных может означать недействительность полученного от пользователя согласия, за что вам может грозить штраф.

Как юридический дизайн поможет изменить ситуацию 

Инструментом решения этих проблем и предоставления клиенто-ориентированных услуг является юридический дизайн. Legal Design – это междисциплинарная сфера практической деятельности на пересечении юриспруденции, технологий и дизайна. Юридический дизайн использует наработки смежных к праву гуманитарных дисциплин: психологии, лингвистики, с целью обеспечения эффективного решения юридических проблем. 

Улучшение процесса подготовки юридических документов – далеко не единственная задача юридического дизайна, однако, по нашему мнению, именно она способствует значительным позитивным сдвигам в индустрии:

  1. Грамотно подготовленные юридические документы оптимизируют необходимое на коммуникацию между юристом и клиентом время.
  2. У клиента останется лояльное впечатление о компании или юристе, который подготовил красивый и понятный для чтения документ, что повышает шансы того, что клиент придет к вам снова.
  3. Необходимость объяснить сложную концепцию простыми словами заставит юриста глубже разобраться в теме: за сложными терминами и трехэтажными предложениями часто может скрываться неглубокая экспертиза. Как говорил нобелевский лауреат Ричард Фейнман: «Если вы ученый, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем занимаетесь, – вы шарлатан».
  4. Популяризация юридического дизайна может привести к появлению новой профессии – юридического дизайнера, – профессионала в драфтинге договоров и использовании дизайнерского мышления. Кроме подготовки документов, благодаря своим навыкам визуализации такой юрист станет незаменимым в разработке и прототипировании инновационных решений и проектов.

I see it, I want it, I need it

Начать применять на практике юридический дизайн можно уже сегодня, пользуясь при подготовке документов следующими советами:

  1. Пишите просто. Понять, что написано в пункте договора должно быть возможно без прочтения трех других пунктов и описания двух терминов (Налоговый кодекс, кхе-кхе). Избавьтесь от сложных предложений – их можно разбить на несколько; не используйте юридические формализмы  – 99% людей не понимают юридического языка. Большинство, если не все, юридических терминов имеют «человеческие» аналоги, понятные всем. 
  2. Поставьте себя на место читателя. Выключите внутреннего юриста и подумайте, что и где вам, как читателю, было бы важно увидеть. Большинство из нас читает сверху вниз и слева направо, а потому самая важная для читателя информация не должна быть размещена справа внизу.
  3. Текст должен нести смысловую нагрузку. Если написанное вами предложения или словосочетание не имеет никакого смысла – удалите его. Ваш клиент-ФОП не действует на основании выписки из государственного реестра, а дополнение к договору будет его неотъемлемой частью даже если вы не напишете об этом в третий раз. 
  4. Не повторяйтесь. Одну и ту же мысль необходимо доносить один раз, повторение текста в разных местах может запутать клиента и нарушить ход мысли при прочтении документа. 
  5. Одна мысль – в одном месте. Предметно разделяйте свои мысли на разделы, абзацы или пункты консультаций. К примеру, вопрос оплаты в договоре должен находится в одном месте, а не встречаться в трех разных местах. 
  6. Не копируйте законодательство, если этого от вас не требует само законодательство. Релевантный для вас нормативный акт распространяется на вас хотите вы того или нет независимо от того, скопировали ли вы в свой договор статью из Гражданского кодекса. Исключением из этого правила будет ситуация, когда нормативный акт требует от вас уведомления пользователя об их правах – в таком случае, права пользователя можно «позаимствовать» из нормативного текста (лучше, конечно, переписать простым языком).
  7. Оставьте латинизмы лингвистам и судам. Фильмы про юристов вам врали – никто не использует в своей речи латинские термины кроме, наверное, e.g. и etc. Если же вам встретился клиент, который знает, что такое mutatis mutandis (с лат. изменив все, что необходимо изменить) – ущипните себя, чтобы проснуться. 
  8. Не пишите КАПСОМ. В верхнем регистре часто пишут то, на что нужно обратить внимание, но не хотят, чтобы вы прочитали. Вспомните надписи на сигаретах, предупреждающих об опасности их употребления – надпись вроде как есть, но шрифт и высота текста делают ее практически нечитабельной. Капс в юридических документах – плохой тон и неуважение к адресату. 

Что с публичными политиками?

Публичные политики на сайте – такие же юридические документы, как и обычные договора с некоторыми особенностями, позволяющими, обычно, более широкое использование элементов дизайна, чем стандартные документы.

Например, перед запуском нового маркетплейса на Legal Nodes, мы обновляли наши публичные политики и использовали следующие элементы (что и вам советуем):

  • Короткое объяснение содержания каждого раздела во вступлении к разделу с подписью «Короче говоря» даст пользователю понять, о чем этот раздел и актуален ли он для него.
  • Графические элементы (иконки, картинки) в тексте могут служить способом визуализации текста, дать пользователю первичное понимание, о чем будет идти речь в разделе, а также помогут разбавить скучный текст. 
  • Навигация по разделам политики и между документами с использованием гиперссылок позволит пользователю быстро «добраться» к нужному тексту и получить нужную информацию.

Юридический дизайн является значительно более молодой сферой чем его «старшая сестра» – правила законодательной техники. Большинство украинских юристов услышали о требованиях простого изложения юридических документов с вступлением в действие GDPR в 2018 году (ст. 8, 12), однако упоминания требований plain language встречаются и в гораздо более ранних нормативных актах. 

С укреплением в нашем правосознании идеологии «право для всех», появление похожих требований в других нормативных актах – лишь вопрос времени. А потому изучать Legal Design, чтобы не остаться позади завтра – стоит уже сегодня.

Автор: Никита Кляпец, юрисконсульт Legal Nodes

Оставить комментарий

Комментарии | 0

  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск