EN

В BRDO разработали документ, который защитит абонентов «Киевстар», Vodafone и lifecell от скрытых подписок

3784
1

Абонентам мобильной связи в Украине знакома ситуация, когда они «что-то нажали» — и стали подписчиками услуги «Мобільні розваги»/«Гороскоп»/[нужное подставить]. Некоторым абонентам, которые даже не подозревали о том, что на что-то подписаны, затем выставляют счета на сотни гривен. Какие-то 5-8 грн в день за SMS-прогноз в пересмотре за год выливаются в тысячи гривен ненужных и необоснованных трат.

Остановить это пока невозможно, потому что ни мобильные операторы, ни компании, которые с их помощью предоставляют эти контент-услуги, юридически ничего не нарушают.

В офисе эффективного регулирования (BRDO) предложили проект постановления, которое может это изменить. Если его примут, абонент больше не сможет получить услугу, «просто что-то нажав» — ему нужно будет подтвердить свой выбор. Также абонент будет точно знать, сколько денег оператор списывает с его мобильного счета за эту услугу каждый раз: если тариф составляет 8 грн в день — то информировать об этом должны будут каждый день сразу после списания.

(Не)развлекательные услуги

О контент-подписках ранее мы уже рассказывали в большой статье:

Пользователи жалуются, что с их мобильных счетов списывают деньги ни за что. Информируют о подписке на сервис ненавязчивым SMS, от которого человек, скорей всего отмахнется. О списываниях и вовсе молчат.

Суммы подчас немаленькие — один из абонентов «Киевстар» обнаружил, что за полгода заплатил за подписку на «розважальні послуги» 1600 грн.

? Як КИЇВСТАР вкрав у мене 1600 грн. за півроку!Пишу цей пост, перш за все для тих, хто ймовірно і не підозрює, що "…

Posted by Roman Kravets on Sunday, 24 May 2020

Подобные кейсы распространены и у других операторов «Большой тройки». В колл-центрах на жалобы абонентов реагируют одинаково: мол, сами что-то нажали и подписались. Примечательно, что оформить такую подписку некоторые умудрялись с неразблокированного телефона, лежащего в кармане. А однажды это удалось даже не живому человеку, а сетевому устройству, в которое были вставлены SIM-карты «Киевстар» и Vodafone.

Были и случаи судебных тяжб, но их исход напрямую зависит от смекалки адвокатов, поскольку существующая нормативка не запрещает «случайные» подписки.

Что предлагается

Специалисты BRDO составили проект постановления Кабмина, в котором предлагается прописать четкий механизм, который позволит абонентам отказаться от подписки еще до ее оформления либо заблокировать услугу, чтобы больше ее не получать.

AIN.UA попросил руководителя сектора ИКТ в BRDO Игоря Самоходского прокомментировать нормы, которые содержатся в документе.

«Основные изменения:

  1. Проект вводит механизм подписки «двойной акцепт». Это значит, что нужно совершить два действия, чтобы подписаться на какую-то контент-услугу. Частый сценарий подписки — случайный клик на ссылку (одно действие). Абонент даже может не знать, что этот клик подписал его на какую-то услугу. В случае принятия проекта абоненту нужно будет подтвердить, что он действительно хочет подписаться на услугу — например, после клика на сайте отправить SMS.
  2. Факт заказа услуги должен фиксироваться оператором. И на требование — информация о способе заказа должна быть предоставлена абоненту. Т.е. в спорной ситуации оператор должен показать, как именно происходил заказ услуги. Сейчас эта информация не предоставляется.
  3. Возможность абонента заблокировать контент-услуги или установить порог трат на них. Если вы не пользуетесь контент-услугами, у вас будет возможность заблокировать их. Или установить пороговую сумму трат. Сейчас регулирование не требует этого от операторов.
  4. Непосредственно после списания средств за контент-услугу абонент должен быть об этом проинформирован. Действующая формулировка об информировании — «в случае наличия технической возможности». На практике это значит, что операторы могут не информировать абонента о списании, или информировать раз в месяц — хотя списания проводятся ежедневно. Абонент о них просто не знает. Мы же предлагаем информировать абонента обязательно и сразу после списания.
  5. Контент-услуги не могут быть неотъемлемой частью тарифного плана. Они могут включаться в него только с согласия абонента».

По мнению Самоходского, операторам также будет полезно сделать рынок предоставления контент-услуг более прозрачным.

«Операторы пробуют развивать новое направление — мобильные финансовые услуги (оплата товаров и услуг с мобильного счета). Но один из сдерживающих факторов — неуверенность абонентов в сохранности своих средств на мобильном счету. Если проблема с необоснованными списаниями будет решена, это может дать толчок развитию мобильных финансовых услуг», — пояснил он.

Что дальше

Сейчас проект постановления опубликован на сайте BRDO. По нему готов весь пакет документов, необходимый для дальнейшего рассмотрения.

Нужна лишь политическая Воля: официальный запуск документа от имени Минцифры на публичное обсуждение и согласование с другими органами, после чего его смогут вынести на заседание КМУ.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • iPhone 12
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск