Как изменится рынок веб-разработки после пандемии — прогнозы

3225

Современные условия значительно меняют мир и влияют на тенденции в разных направлениях. Сфера веб-разработки не исключение. Как изменится данный рынок и какие тенденции его развития ждут нас в ближайшем будущем в колонке для AIN.UA поделился Дмитрий Федоренко, основатель SEVENTEAM.

Дмитрий Федоренко. Фото предоставлено автором

Пойдут ли все в digital и какие запросы на разработку увеличатся

SEVENTEAM занимается веб-разработкой по обе стороны границы и, опираясь на свой практически 20-летний опыт, мы уже сейчас можем составлять картину тренда, как для Украины, так и для западного потребителя. Сейчас ситуация уникальна тем, что на западе наблюдается некоторое падение рынка Enterprise-разработки, а в Украине наоборот происходит небольшой рост запросов. Все это связано с тем, что заказчик становится все более чувствителен к цене продукта. А потому все меньше концентрируется на локальном подрядчике и готов рискнуть с заказом в Украине, к которой у него уже сформировалась лояльность в области IT.

Офис SEVENTEAM. Фото предоставлено автором

Большинство сотрудников офисов среднего и крупного бизнеса уже сталкивались с украинской IT-сферой по поддержке, доработке существующих продуктов и консалтингу. К примеру, сейчас мы работаем с итальянской компанией и во время карантина, не смотря на то, что Италия – страна, куда коронавирус пришел одним из первых, наше сотрудничество не прекратилось и не встало на холд.

Также, во время карантина мы смогли развить свой успех на рынке Швейцарии, где к нашему базовому эккаунту разработки и развития мультирегионального медиа HalloWill.ch уже добавилась ecommerce-платформа сети европейского бренда молодежной одежды CAMP DAVID & SOCCX. Также несколько таких же масштабных проектов находятся на финальной стадии переговоров.

2020 год стал годом окончательной и бесповоротной победы цифры над аналогом. В ближайшей перспективе те, кто успел оцифровать свой бизнес, займется тюнингом внутренних процессов, отладкой логистических цепочек, созданием онлайн-инструментария пользовательской поддержки.

Те, кто не успел, будут создавать быстрые, дробные решения для реализации тех же задач. А те, кто останется в аналоговом мире просто отойдут в ниши таких же консервативных потребителей или же отомрут.

В связи с тем, что физические свойства продукта уже будет сложнее оценить, стремительное развитие получат сервисы VR и голографии. Время ускорится, и потому голосовые помощники станут обязательными для продуктов любого уровня и в том числе для голосовой оптимизации веб-сайтов. Сама разработка этих продуктов будет перетекать в мировые центры с большим количеством инженерной рабочей силы, которой на технологической карте сейчас является и Украина.

Так получилось, что за годы существования нашей компании, у нас ни разу не получилось обеспечить себе эффективное присутствие на внешних рынках. Но во время карантина мы таки распечатали бэд-карму. Уже сейчас мы находимся на финальной стадии переговоров с двумя американскими фондами, которые планируют хабить местную Enterprise-разработку IT-продуктов для украинских компаний.  Эти факты подтверждают тезис, что доля онлайн-бизнеса не только не упадет, а и значительно возрастет, запросы на производство digital-продуктов увеличатся, а темпы развития технологий ускорятся.

Придет ли эра e-commerce

Во время карантина процент потребляемых товаров через ecommerce-платформы значительно вырос. Заказ товаров для фитнеса на Rozetka вырос на 250%, а доставку продуктов на Zakaz.ua необходимо было бронировать на неделю вперед.

Те, кто не добежали до электронной коммерции до карантина, но имели волю, финансовую подушку и долю здорового авантюризма, уже вступили в конкуренцию с устоявшимися игроками. Появляются нишевые платформы, нестандартные решения, промо-предложения, которые формируют лояльность Уже сейчас в Украине оживился полумертвый рынок разработки и интеграции CRM/ERP систем.

Мы общаемся по поводу сотрудничества не только с разработчиками вроде 1C и Terrasoft, но и участились запросы по интеграции уникальных, самописных систем от независимых разработчиков. Можно прогнозировать стремительный рост чат-ботов под электронные продажи нишевых и репертуарных товаров.

Появится огромное количество поисковиков-агрегаторов, обладающих экспертизами в лидогенерации, создании медийного прокси-контента и филигранном управлении клиентской базой.

Более того, в ожидании второй, третьей и надцатой волны карантина, индустрия просто вынуждена будет предлагать потребителям инструментарий ознакомления с физическими свойствами продукта. Ведь нельзя будет пойти в условный Фокстрот и пощупать холодильник перед его покупкой на Rozetka. Это подстегнет, давно ждущие своего часа, технологии AR, VR и голографии.

Вечная удаленка для digital-агентств — реальность

Удаленка для гибких бизнесов, вроде IT и веб-разработки, не была чем-то новым, в сравнении с корпоративным сектором. А сейчас, карантин продемонстрировал бизнесу, кто точно может работать удаленно и как это поможет оптимизировать офисные площади.

Офис SEVENTEAM. Фото предоставлено автором

Мы уже давно не держим место для бухгалтера, некоторых дизайнеров и разработчиков. Давно используем программное обеспечение и сервисы, упрощающие работу групп разработки с удаленным за океаны заказчиком. И потому для нас не было шоком введение карантина. Скорее некоторым неудобством для перехода к тому, о чем мы давно уже говорили во время наших стратегических сессий — переходу к командной работе в формате офис+удаленка, который мы считаем наиболее оптимальным.

А что было после прошлых кризисов? Как будет теперь

Экономические кризисы 2008 и 2014 годов хоть и отличались в сути своей, но имели четкий экономический или политический фактор. Нивелирование, которого автоматически приводило к выздоровлению всего организма.

Раньше мы доставали сбережения из личной или корпоративной подушки и поддерживали агентство до наступления лучших времен. Например, для удержания компании в 2008 году мы потратили больше 100 000 долларов. В 2014 году мы вошли в кризис с нулевым бекапом и абсолютно не подготовленные ни психологически, ни экономически. Нам казалось, что жизнь продолжается и за нас проблемы решат наши цифры в PnL и наем новых сотрудников. В результате, у нас сформировалась большая задолженность по зарплате и мы вынуждены были переехать в офис поменьше, но с камином.

Для выживания мы расстались с рядом специалистов, включая топ-менеджеров компании, и распечатали мою личную «финансовую подушку». На этом финансовые беды не закончились и компанию склонили к подписанию «налогового компромисса», списывающего все финансовые проблемы предыдущих периодов. Это стоило огромных средств, но в качестве преимуществ компания полностью отделилась и стала прозрачной.

Данный период был тяжелый, но агентство пришло к тому, что в 2018 году было принято решение пересмотреть свое позиционирование, структуру компании, ее цели, задачи и самое главное сменить имя на SEVENTEAM. Мы перестроили процессы на групповой формат работы, интегрировали сервисы управления удаленными командами. В результате мы стали гибче, экспертнее и оптимальнее по цене. Оглядываясь назад можно констатировать факт того, что это было верное решение, которое дало старт новому этапу развития агентства и сыграло на руку даже в текущих условиях.

Сегодня фактор вируса и глобальной пандемии не имеет временных рамок, в отличие от кризисов предыдущих лет.

Именно поэтому бизнес, а особенно маркетинговая его составляющая, не может планировать инвестиции даже в среднем горизонте. В данном случае, мы выигрываем от того, что успели перейти в гибкий, командный формат работы и сконцентрироваться на узком сегменте продуктов. Это производство и развитие корпоративных сайтов в формате персональных медиа, ecommerce-платформы, production MVP для стартапов.

Офис SEVENTEAM. Фото предоставлено автором

Эти направления оказались выигрышными для бизнеса в современных реалиях. Как правило, в разработку подобного типа продуктов со стороны заказчика включаются представители топ-менеджмента и собственники бизнеса, а их личные цели уходят далеко за пределы простых продаж. Они уже готовы с помощью инициатив своего бренда сделать этот мир и своих потребителей лучше.

Как изменится настроение клиентов во время и после карантина

В первое время карантина мы наблюдали некоторую нервозность и необдуманность в принятии решений нашими клиентами, но это скорее эмоции, которые очень быстро сменились рациональными решениями по тому, как бизнесу жить в кризис. При этом сами переговоры не стали сложней, но клиент явно ожидает получить чек дешевле, что, с точки зрения бизнеса, вполне обоснованно. 

Подход к разработке даже в обычное время всегда включал в себя концентрацию на наиболее важных вещах, а все второстепенное — на потом. Беклоги сортировались именно по этому принципу, но при этом инвестировались бюджеты на эксперименты, тестирование гипотез.

Сейчас — все эксперименты на паузе. Инвестиции идут только в самое необходимое для функционирования бизнеса. 

Сейчас SEVENTEAM, как и большинство IT-компаний Украины, перестроили свою работу, оптимизировали процессы, оперативно освоили новый инструментарий удаленной работы. В результаты продукт получается может и не более дешевым, но точно более контролируемым и быстрым. Клиент сейчас получает более качественный ресурс дешевле и грех таким не воспользоваться. Конечно это не отменяет того факта, что некоторые бизнесы и бренды продолжают сидеть на урезанных маркетинговых бюджетах и ждут, когда все вернется на круги своя. 

Подводя итог, можем сказать, что этот кризис только даст толчок более быстрому развитию рынка разработки, ведь когда ускоряться, если не сейчас? 

Автор: Дмитрий Федоренко, основатель агентства SEVENTEAM

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск