Как с помощью игры дети решают экологические проблемы

2770

Что изменится в мире после пандемии? Этот вопрос сегодня актуален для каждого человека. Дети могут искать ответы на него с помощью фантазии и компьютерной игры. Всеукраинский онлайн-чемпионат по Minecraft Education Edition позволил школьникам создать собственные варианты мира будущего. А партнер чемпионата, ДТЭК, предложил участникам придумать города без выбросов углерода. 

Что это за чемпионат?

Школьники по всей Украине с марта находились на онлайн-обучении. Карантин и самоизоляция вызвали у многих ощущение тревожности. Способ побороть неизвестность предложил киевский учитель информатики Александр Думышинец. В 2019 году он стал одним из 50 лучших учителей Украины по версии Global Teacher Prize Ukraine.

Именно Александр придумал онлайн-чемпионат по Minecraft Education Edition для школьников. 

Minecraft является одной из самых успешных видеоигр в мире. По информации Хелен Чианг, главы Mojang Studios, разработавшей Minecraft в 2009 году, каждый месяц в нее играют около 126 млн человек. Портал Games Radar называет ее одной из игр, которые определяют прошедшие 10 лет. Minecraft еще называют песочницей или цифровой альтернативой лего, где фантазия игрока позволяет создать и перестроить мир из кубических блоков. Версию для образовательных целей MinecraftEdu используют школы по всему миру, интегрируя не только в уроки информатики, но и любые другие: от истории до природоведения. С 2017 года образовательный вариант стал доступен и в Украине. В разных школах Украины преподаватели учатся использовать игру для своих учебных планов. Тем самым, ученики младших и средних классов изучают материал, выполняя задания на виртуальной платформе. 

«Недавно мне в руки попала детская книга о коронавирусе, где был вопрос о том, а что будет после пандемии и каким станет наш мир. Тогда у меня и возникла идея дать детям возможность самим сконструировать и создать этот новый постпандемический мир таким, каким они его себе представляют. А где еще это сделать, как не в игре Minecraft? С этого и началась история чемпионата», — объясняет Александр Думышенец. 

Чемпионат по Minecraft «The world after the pandemic» состоялся в июне 2020 года. Дети могли участвовать в нем бесплатно. Им нужно было лишь иметь компьютер, собрать команду до 10 человек и успеть зарегистрироваться до 1 июня. 

В результате в чемпионате соревновались 150 команд из разных уголков Украины, в которых участвовало 442 ребенка. Самому младшему участнику было пять с половиной лет. За пять дней работы дети создали 50 миров, а потом две недели ждали объявления результатов жюри. Судила конкурс команда лучших учителей Украины, чемпионы и победители конкурса Minecraft Education Edition, а также представитель компании ДТЭК.

ДТЭК выступил партнером чемпионата, поскольку компании важно поддерживать молодых людей в желании развиваться и искать креативные решения. 

«Такие чемпионаты — отличная возможность для детей почувствовать, что они являются непосредственными создателями нового мира и будущего, потренироваться в цифровом мире Minecraft воплощать свои мечты и представления о реальности», — рассказывает Дмитрий Осыка, руководитель программы MODUS по цифровой трансформации ДТЭК.

Его дочь также строит миры в Minecraft, поэтому о развитии нестандартного мышления и воображения Дмитрий знает не понаслышке.

Какой он, безуглеродный город будущего?

В рамках чемпионата компания ДТЭК предложила свою номинацию — «Сarbon-free city». В ней могли посоревноваться все команды, которые выполнят главные условия: предложат энергоэффективные решения в своих мирах, например, используя солнечную и ветровую энергии. 

«Будущее — это прежде всего мир наших детей. Через такие площадки, как цифровой образовательный чемпионат, можно «разговаривать» с ними на их языке о важности декарбонизации и роли новейших технологий для сохранения будущего планеты, помогать детям воплощать их идеи по развитию городов, где будут использоваться возобновляемые источники энергии», — заявляет Дмитрий Осыка.

Кроме строительства ветровых и солнечных электростанций и использования электромобилей, дети представили и более нестандартные варианты. 

Так победитель без команды, 12-летний Олег Охрамович из Киева предложил получать энергию из перегнивших водорослей в результате их сжигания. Другая команда строила установки, которые позволяли перерабатывать воду из воздуха в результате конденсации. 

Почти каждая детская команда имела свое видение по поводу решения экологических проблем. Кроме того, участники учились формировать команду, слушать друг друга и находить ответы на нужные вопросы. 

«Не все получается с первого раза, но они ищут ответы на вопросы в печатных книгах по Minecraft (да, есть и такие), пишут коды, гуглят и спрашивают у папы — а что это за версия для JavaScript и Python? Это можно писать код и что-то построить? Я не знаю можно ли с помощью кода что-то построить. Но точно знаю, что построить из них команду — можно. Уже на второй день дети начали поддерживать друг друга, заботиться о том, чтобы все смогли войти в игру, внимательно смотреть кто что строит, кому нужно помочь», — делится Ксения Фесик, капитан львовской команды COVID Arts.  

Один из членов жюри конкурса, эксперт Аcademy DТЕК Андрей Сагун говорит, что современные мегаполисы являются как центрами развития технологий, так и огромным источником загрязнений и выбросов СО2 (по разным оценкам на долю мегаполисов приходится до 70% выбросов СО2). Это, в свою очередь, свидетельствует об огромном влиянии больших городов на глобальные климатические изменения. Именно поэтому тема зеленой энергетики и поиска дополнительных альтернативных источников энергии таких, как например водород, сейчас как никогда актуальна. 

«Такие проекты, как чемпионат Minecraft позволяют привить детям определенный образ мышления уже с этого юного возраста. А использование знакомой для них платформы с одной стороны оставляет детей в привычном для них игровом поле, с другой — формирует хороший фундамент для реализации в будущем действительно прорывных решений в области sustainability. Ведь очень много по-настоящему инновационных решений начинались как чья-то фантазия», — рассказывает Андрей Сагун.

Победителем в номинации «Сarbon-free city» стала команда Crew Dragon из Покровска Донецкой области. Дети получили брендированные рюкзаки и эко-чашки, а также 3D-ручки. Такие же подарки получили обладатели 1-3 места в чемпионате.

Кроме того, команды-победители наградили такими призами:

1 место — «Амбассадоры будущего» (г. Днепр) — учетные записи Minecraft Education Edition и грант на курс обучения в IT-школе GenerationZ.

2 место — «Архитекторы Вселенной» (с. Чулаковка Херсонской области) — книги Minecraft.

3 место — Masons of the future (г. Днепр) — любые три мастер-класса от ІТ-школы GenerationZ.

Победители номинации «Гендерно-равный мир» — «Строители мечт» (г. Шостка Сумской области) — 5 девочек, которые получили менторскую поддержку в течение 3 месяцев от Girls Leadership Community. 

После объявления результатов команда ДТЭК пообщалась с детьми и узнала, как они пришли к таким решениям и почему важно быть в ответе за экологию. Их ответы собраны в этом видео. 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск