Бизнес-аналитики в IT: кто они, что делают и как ими стать. Чек-лист от Genesis

21287
2

Бизнес-аналитик Genesis Аня Галуштенко в колонке для AIN.UA рассказала о том, кто такие бизнес-аналитики, как ими становятся и какие у них перспективы роста.

Аня Галуштенко. Фото и иллюстрации далее: Genesis

Профессия бизнес-аналитика — одна из самых востребованных не только в сфере IT, но и в каждой отрасли, где нужно решать вопросы эффективности процессов. Ценность этих сотрудников, в частности, подтверждается тем, что даже в кризис их зарплаты выросли на $320.

В среднем, бизнес-аналитики начинают свою карьеру с $500-665. Через 1-3 года могут рассчитывать на зарплату в $1100-1500. Конечно, цифры могут отличаться в зависимости от компании и специалиста.

При этом под вакансией Business Analyst (BA) часто подразумевают IT бизнес-аналитика, не всегда понимая, чем еще может заниматься BA в компании, кроме как написанием технической документации и общением с заказчиком.

На самом деле, есть целый спектр BA, особенно в продуктовом IT. Что это за позиции, в чем их отличия, а что общего — расскажу в этом материале. В конце вы найдете чек-лист по прокачке soft skills, важных для любого специалиста, работающего с аналитикой.

Начнем с теории

Аналитик — это специалист, который собирает, обрабатывает данные и делает из них выводы. 

Независимо от компании и ниши типичный день бизнес-аналитиков выглядит так: 

  • встречи и коммуникация, 
  • анализ данных/информации, 
  • систематизация или документирование решений,
  • презентация и визуализация идей.

Бизнес-аналитик четко понимает проблемы, потребности и зоны развития компании. Он помогает топ-менеджменту достичь своих целей, понять эффективность того или иного решения, основываясь на аналитике. 

Бизнес-аналитик может превратить абстрактную идею в список конкретных задач, которые помогут бизнесу достичь целей. А потом оценит эффективность с помощью постоянно отслеживаемых метрик.

Флоу работы бизнес-аналитика такой: понять текущее состояние, помочь сформировать желаемый результат и составить план действий от настоящего к будущему.

В зависимости от задач и типов данных, с которыми работает аналитик, можно выделить несколько видов BA. Но их всех объединяют soft skills. Сначала рассмотрим их. Ведь не столь важно, какими инструментами вы будете пользоваться, однако очень важно, как вы мыслите.

Шесть soft skills, без которых не стать бизнес-аналитиком

  • Аналитическое мышление. Позволяет анализировать входящие данные, сравнивать их и находить причинно-следственные связи. Готовьтесь, что на собеседовании вас будут спрашивать логические задачи, где нужно что-то посчитать или найти неочевидное решение.
  • Критическое мышление. Аналитик внимателен к деталям, задает правильные вопросы, различает важное и второстепенное, аргументирует свою точку зрения. Большое преимущество — это так называемый helicopter view, когда вы можете как посмотреть на ситуацию со стороны, так и углубиться в детали.
  • Системное мышление — умение структурировать все данные в единую схему, определить взаимозависимости, выделить сущности и атрибуты. Важно еще рисовать диаграммы и процессы. Используйте визуализацию во время встреч: наглядность помогает людям увидеть ситуацию всецело, улучшает понимание и ускоряет работу.
  • Четкое изложение мыслей. Аналитик говорит структурно, кратко и по делу, не льет воду и не уходит в расфокус. Его уровень профессионализма определяется тем, может ли он сложное рассказать простыми словами, в двух предложениях. 
  • Быстрое изучение новой информации. Аналитик разбирается в бизнесе и направлении, с которым работает. Он постоянно следит за трендами. Например, в разработке мобильных приложений нужно понимать, как строится пользовательский интерфейс, продуктовые метрики (и не только), чтобы говорить с командой и заказчиком на одном языке. Вы не обязаны знать все, но должны суметь быстро разобраться в нише проекта, с которым работаете.
  • Умение договариваться. Большую роль в работе бизнес-аналитика играет общение. Он встречается с заказчиком и разработчиками, выступает модератором между ними. Например, вы понимаете, что с технической стороны реализовать желание заказчика на 100% невозможно. Самое трудное в этом случае — «продать» ему альтернативное решение. Для этого вам понадобятся сильные аргументы, умение не только убеждать, но и слушать.

Развивать каждый навык нужно постоянно, даже специалисты уровней Senior и Team Lead постоянно совершенствуются и развиваются.

Виды бизнес-аналитиков

Теперь рассмотрим, какими бывают бизнес-аналитики. Исходя из задач, которые решает специалист, я выделила семь видов BA:

  • IT бизнес-аналитик — собирает требования заказчика и составляет техническое задание для команды разработки, предлагает решение проблемы заказчика;
  • аналитик бизнес-процессов (Business Process Analyst) — изучает и улучшает бизнес-процессы: рекрутинг, HR, взаимодействие в командах, менеджмент. Вакансия может называться операционный менеджер или аналитик процессов;
  • бизнес-консультант — разрабатывает финансовые модели, анализирует рынки и ищет возможности роста бизнеса;
  • системный аналитик — переводит требования бизнеса на технический язык, проектирует IT-системы и хорошо разбирается в архитектуре систем;
  • инвестиционный аналитик — оценивает инвестиционную привлекательность бизнесов;
  • дата-аналитик — обрабатывает большие объемы данных с помощью скриптов, визуализирует информацию, проводит количественные исследования;
  • продуктовый аналитик — изучает метрики продукта, исследует точки роста и предлагает решения менеджменту.

Это только часть направлений бизнес-анализа, которые встречаются в IT. Я расскажу о первых трех, так как они самые популярные.

IT бизнес-аналитик

Распространенная позиция в аутсорс-компаниях. Если кратко, то IT бизнес-аналитик анализирует и решает проблемы заказчика. Более того, BA понимает как техническую часть, так и бизнесовую. Он переводит бизнес-потребности на технический язык и делает так, чтобы команда одинаково понимала финальное решение.

Задачи и обязанности: 

  • коммуникация с клиентами;
  • сбор и анализ требований заказчика;
  • составление концепции решения;
  • формирование спецификаций (технической документации);
  • написание технического задания и создание прототипов;
  • управление требованиями — документирование, анализ и приоритезация требований на протяжении всего проекта;
  • донесение требований команде разработки, включая программистов, дизайнеров и тестировщиков.

Как стать

Чтобы стать IT бизнес-аналитиком, не обязательно иметь технический бэкграунд, но обязательно иметь перечисленные выше soft skills. Можно получить базовые технические знания и пойти в компанию интерном или на Junior-позицию, таким образом получая практический опыт.

Что нужно знать:

  • цикл разработки продукта;
  • процесс управления требованиями, классификацию требований;
  • диаграммы бизнес-процессов, например BPMN;
  • как строится проект, в зависимости от методологии — Waterfall, Agile;
  • как писать техническую документацию.

С чего начать:

  • статьи и открытые ресурсы для общего понимания профессии, например, IT Network, IIB, Modernamalyst
  • книга Карла Вигерса «Разработка требований к программному обеспечению»;
  • курс Software Product Management Specialization на Coursera о методиках разработки программного обеспечения, планирования проекта, бизнес-анализе и работе с требованиями.

Перспективы роста:

  • развитие в управлении проектами – Product Owner, Project Manager, если нравятся процессы и методология Agile;
  • переход в направление Business Process Consultant. Работать с бизнес-процессами, переносить взаимодействие людей на системы;
  • вертикальный рост в бизнес-анализе. Расти по уровням Middle, Senior, Team Lead, брать на себя больше ответственности и более сложные задачи;
  • стать Business/System Architect. Углубиться в архитектуру систем, техническую часть.

Business Process Analyst

Операционные процессы — это все действия компании по производству продукта и получению дохода. От того, насколько эффективно построены процессы, зависит прибыльность и, в целом, успешность бизнеса. 

Помогает в этом аналитик бизнес-процессов: он выявляет и анализирует пробелы и зоны развития, после чего составляет план действий, который поможет улучшить работу бизнеса и достичь поставленных целей.

Например, у стартапа на этапе запуска есть только одна цель — выжить любой ценой. Когда проект становится стабильнее, а команда растет, появляется потребность выстроить операционные процессы — поставить долгосрочные цели, ввести оценивание эффективности сотрудников. 

Одна из самых интересных и ценных задач Business Process Analyst — разработка системы постановки целей. Аналитик собирает требования от топ-менеджмента и сотрудников проекта, прописывает когда, как и кем ставятся цели, по какому шаблону. Потом решает, как цели от СЕО будут доноситься сотрудникам или какими метриками оценить продуктивность бизнеса.

Задачи и обязанности:

  • анализ бизнес- и операционных процессов в компании;
  • коммуникация с менеджментом и сотрудниками компании для выявления проблем и поиска идей;
  • разработка решений для повышения операционной эффективности;
  • систематизация, моделирование и внедрение бизнес-процессов;
  • оптимизация и автоматизация операционных процессов;
  • поиск оптимальных IT-решений для бизнеса.

Как стать

Очень часто на позицию Process Business Analyst в IT приходят из консалтинга или переходят с должностей IT бизнес-аналитика, менеджера проектов.

Базовые требования:

  • понимать как работает бизнес, какие есть процессы;
  • уметь моделировать бизнес-процессы, то есть схематически изображать взаимодействие между людьми и ресурсами в компании;
  • иметь опыт в проектном менеджменте, бизнес-анализе или бизнес-консалтинге;
  • уметь анализировать информацию, задавать правильные вопросы, мыслить системами.

С чего начать:

  • с книги «The Real-Life MBA» Джека Уэлча — в ней просто и доступно изложены основы бизнеса;
  • «Руководства по улучшению бизнес-процессов» от Harvard Business School — в нем найдете четкий план действий по работе с операционными процессами;
  • книги «Цель» Элияху Голдратта о системном мышлении, теории ограничений и этапах построения бизнеса. Уверяю вас, что Голдратт поменяет ваше мировоззрение и научит понимать взаимозависимости и связи;
  • тренируйте навык системного мышления в повседневной жизни, например, почитайте как работает петля обратной связи.

Перспективы роста:

  • Operations Manager — эта позиция уже ближе к бизнесу и менеджменту. Она подразумевает работу не только с процессами, но и с операционной деятельностью компании и стратегией;
  • Менеджер или руководящая должность бизнес-направления. 

Бизнес-аналитик – консультант

Позиция похожа на консультанта в компаниях Большой четверки. Чем занимается этот специалист в IT? 

Например, в Genesis постоянно запускают новые стартапы. Но прежде чем дать старт тому или иному проекту, нужно проанализировать рынки и уже существующие решения, оценить потенциальную прибыль, выбрать механизм монетизации и построить бизнес-модель. Такое исследование поможет выбрать правильную стратегию запуска продукта или выхода на новый рынок. 

Задачи и обязанности:

  • анализ рынков, ниш, конкурентов;
  • поиск и анализ потенциальных возможностей для развития бизнеса;
  • подготовка презентаций;
  • подготовка информации под запрос, то есть из огромного количества данных выбрать самые ценные и полезные, которые помогут том-менеджменту принять решения;
  • составление финансовых моделей, расчет окупаемости и прибыльности бизнеса;
  • поиск стратегий выхода продукта на новые рынки;
  • коммуникация с СЕО и топ-менеджментом бизнеса для реализации идей по операционной эффективности;
  • оптимизация бизнес-процессов в различных подразделениях компании.

Как стать:

  • иметь примеры качественных презентаций с финансовыми моделями;
  • иметь опыт в финансовой/инвестиционной сферах, FMCG, стратегических консалтинговых компаниях;
  • понимать бизнес в целом и его отдельные составляющие;
  • уметь четко доносить свою точку зрения — это первое, что проверяют на собеседованиях. Типичный вопрос: объясните простыми словами какой-то сложный термин.

С чего начать:

  • разобраться в unit-экономике и финансовом моделировании;
  • пройти курс по визуализации и презентациям;
  • изучить, как работает бизнес с финансовой точки зрения.

Перспективы роста:

  • Operations Manager — увеличить свою зону ответственности и участвовать в реализации бизнес-стратегии;
  • COO — расширение обязанностей не только на финансовую составляющую бизнеса, но и на процессную;
  • C-level менеджер — запустить свой проект, возглавить направление в крупном бизнесе.

Хочу подчеркнуть, что статья основана на моем опыте, и если у вас он другой, буду рада обсудить это в комментариях. Информация в статье очень помогла бы мне в начале карьерного пути, как может помочь и сейчас — чем больше людей приходят на собеседования с пониманием разницы между позициями бизнес-аналитиков, тем больше времени и ресурсов они экономят себе и компании. 

И в качестве бонуса тем, кто дочитал до этого места, предлагаю план развития soft skills:

Автор: Аня Галуштенко, бизнес-аналитик Genesis

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск