Антифейсбук: как Дастин Московиц создавал сервис Asana стоимостью $1,5 млрд

6051

36-летний Московиц с состоянием в $14,2 миллиарда наиболее известен как соучредитель Facebook. Он был самым молодым миллиардером в мире в течение нескольких лет, начиная с 2011 года. Но с тех пор, как он покинул популярную социальную сеть, Московиц и его компаньон, соучредитель Asana, 37-летний Джастин Розенштейн, без лишнего шума и посторонних глаз работали над своим приложением. Forbes USA рассказывает его новую историю успеха. Редакция AIN.UA подготовила сокращенный перевод.

Дастин Московиц
Дастин Московиц

Asana — приложение, которое было призвано для решения давней проблемы: уменьшить количество мета-работы вокруг основной работы.

«Мы были одновременно шокированы и разочарованы от осознания того, сколько нашего времени было потрачено на попытки добиться ясности и взаимопонимания в коллективе», — сказал Московиц во время недавней видеовстречи. 

Сегодня Asana используется в более чем 75 000 компаний, включая AT&T, Google и NASA, чтобы помочь сотрудниками вернуть контроль над своим временем. Программа управляет всеми задачами: от написания памятки или отчета до планирования мероприятий. (А вскоре приложение на базе искусственного интеллекта должно определять повестку дня и предлагать способы сделать планировку более эффективной).

Когда-то Московиц был погружен в ритм Facebook с его девизом «двигайся быстро и разрушай препятствия». Но постепенно он перешел на комфортный именно для него ритм и отверг жесткий стиль Кремниевой долины, стараясь создавать Asana более осознанно. Опасаясь того, чтобы стать еще одним единорогом-однодневкой, руководство Asana сосредоточилось на долгосрочной жизнеспособности, придерживаясь правила десятилетней давности: не увеличивать количество сотрудников более чем вдвое за год. 

Компания Asana, оцененная в ноябре 2018 года в $1,5 миллиарда, работает без шумихи или громких раундов финансирования. Это резко контрастирует с ее конкурентами, в которые входят monday.com, компания по управлению командами из Нью-Йорка и Тель-Авива, недавно оцененная в $2,7 миллиарда, и Notion, приложение для создания заметок нового поколения стоимостью $2 миллиарда. Частично это связано с его генеральным директором-интровертом.

Московиц признает, что согласился подробно поговорить с Forbes только потому, что его руководители PR-отдела пообещали, что ему больше не придется давать интервью до конца года. 

«На то, чтобы разогнаться, нужно время», — говорит Московиц, опровергая предположение, будто он намеренно медленно развивает бизнес. — Цель заключалась в том, чтобы действовать быстро, но быстро в долгосрочной, а не краткосрочной перспективе. Теперь мы пожинаем то, что посеяли».

Asana действительно набирает скорость. Все данные указывают на рекордный год, отчасти благодаря Covid-19 и изменениям в формате работы. (Компания отказалась комментировать какие-либо финансовые показатели, потому что сейчас период затишья перед IPO, которое, вероятно, произойдет этой осенью). С февраля посещаемость сайта выросла примерно на 24%. В августе Asana сообщила о выручке в размере $142,6 млн за 2020 финансовый год, что на 86% больше по сравнению с прошлым годом. 

Выручка за последний квартал, закончившийся 30 апреля, составила $47,7 млн ​​, увеличившись на 70%. Это позволило Asana занять 17-е место в нашем рейтинге 100 крупнейших мировых частных компаний в сфере облачных технологий. Годом ранее она занимала 41-е место.

Московицу было всего 19 в 2004 году, когда он вместе со своим соседом по комнате Цукербергом, запускал Facebook в их общежитии в Гарварде. Через полтора года он бросил учебу и вместе с Цукерберком переехал в Кремниевую долину. В 23 года он был вымотанным руководителем отдела разработки в одной из самых быстрорастущих IТ-компаний. Тогда он встретил 24-летнего Розенштейна, которого Facebook переманил у Google в начале 2007 года.

Сын психиатра из маленького городка Флориды и учительницы, Московиц был известен в Facebook благодаря марафонам по программированию, но в остальном предпочитал оставаться в тени. С общительным, артистичным и талантливым Розенштейном — уроженцем Залива и выпускником Стэнфорда, участвовавшим в разработке чата в Gmail, у него сложилась отличная команда.

В то время Московиц проводил все свободное время, создавая простой диспетчер задач для продуктовой команды Facebook, чтобы отслеживать их проекты, и Розенштейн рассказал, что он возился с аналогичным внутренним инструментом в Google. Объединив усилия, они провели следующие несколько месяцев, работая полный рабочий день над инструментом Tasks, который начали использовать по всему Facebook для создания расписания, управления продуктами и даже частично инвентаризации офисного оборудования. Вскоре они убедились, что для создания нужного инструментария им необходимо покинуть Facebook. 

«Мы были совершенно уверены, что в будущем появится что-то вроде Asana, даже если не мы это создадим» — говорит Московиц. 

Этот проект не был модным, как социальные сети, или концептуально амбициозным, как ракеты или искусственный интеллект. Но даже космическим компаниям и некоммерческим организациям, борющимся с болезнями, необходимо координировать свои действия. Asana, которую заядлые энтузиасты йоги назвали в честь санскритского слова, означающего «упорядочение», могла помочь им всем. 

«Это было похоже на возможность, от которой мы не могли отказаться», — говорит Розенштейн. 

Московиц и Розенштейн собрали начальное финансирование от авторитетных представителей технической элиты района Залива, включая ветеранов Facebook, таких, как Цукерберг, Шон Паркер и Питер Тиль. Но в частном порядке многие были настроены скептически, говорит друг Московица Эрик Райс, автор книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели»: «Просто не было похоже, что этот проект будет востребован». 

Освободившись от типичного для стартапа давления на сбор средств, Московиц и Розенштейн потратили несколько месяцев на программирование и общение с потенциальными клиентами, прежде чем выпустить первую версию своего продукта в ноябре 2011 года. Когда они это сделали, они распространяли его бесплатно в течение первых шести месяцев. Идея: зацепить пользователей, а затем предложить им премиум-версию за деньги. Такой «условно-бесплатной» моделью с успехом пользовались Dropbox и Zoom. 

Asana представила платную версию своего продукта в 2012 году (сейчас месячная подписка стоит $10,99 на человека), но отказалась от найма многочисленной команды менеджеров по продажам и решила искать клиентов преимущественно с помощью дешевых способов поисковой оптимизации и сарафанного радио. 

Московиц и Розенштейн
Московиц и Розенштейн

На базирующемся в Чикаго онлайн-рынке программного обеспечения G2 Asana нашла клиентов, когда новый директор по маркетингу захотел отслеживать посещаемость своей команды и целевые показатели доходов, а затем распространил ее на более чем 250 сотрудников по всему миру. В Viessmann, немецком производителе газовых котлов, который теперь является одним из крупнейших клиентов, Asana используют более 2500 сотрудников наряду с набором продуктов Google. Корпоративное руководство использует его для отображения запусков новых продуктов. Такая гибкость была ключом к успеху Asana. 

Внутри компании Московиц и Розенштейн не торопились, создавая идеализированную корпоративную культуру. Они советовались с экспертами, приглашали тренеров и наняли менеджера по вопросам разнообразия и инклюзии и «руководителя персоналом», чтобы все было правильно. 

Московиц, который годами изучал буддизм и стратегии лидерства, создал организационную диаграмму компании с собой внизу, чтобы представить ствол дерева компании. Asana избегает традиционных руководящих должностей и вместо этого делает людей руководителями определенной темы или бизнес результата. Московиц считает правильным, что компания, нацеленная на улучшение командной работы, инвестирует в свою командную работу: «Мы хотим претворять в жизнь то, что мы проповедуем, находить лучшие практики и передавать их».

Попутно Московиц тоже стал лидером. Известный своим вспыльчивым характером в возрасте двадцати с небольшим лет в Facebook, он говорит, что научился не так мучиться из-за неудач. Он ссылается на высказывание эксперта по осознанности Джона Кабат-Зинна: ​​«Вы не можете остановить волны, но вы можете научиться серфингу». 

«Пять-шесть лет тому назад мы обсуждали идею, будто у каждого есть внутренний возраст, в котором они остаются всю жизнь», — говорит Скотт Финикс, основатель стартапа Vicarious, который занимается искусственным интеллектом и остается единственным объектом инвестиций Московица, — Я спросил Дастина, каков его внутренний возраст, и он сказал, что ему, наверное, где-то 112 лет».

Московиц прошел еще одно испытание в 2019 году, когда Розенштейн оставил повседневную деятельность и занял временную должность в совете директоров. В этот вакуум вошел Московиц, теперь не только генеральный директор, но и единственное лицо Asana. Его следующий большой шаг — наконец-то сделать свою компанию публичной, вывести ее на биржу. 24 августа Asana подала соответствующее заявление регулятору.

Московиц, как сообщается, готовится к роуд-шоу для инвесторов уже в первую неделю сентября. Источники, близкие к миллиардеру, сообщают, что его планы вывести компанию на биржу вызваны его желанием помочь сотрудникам и добиться успеха не для собственного эго, а для корпоративной модели Asana.

Московиц говорит, что в наши дни, когда многие клиенты обращаются к Asana за поддержкой, ему легче получить мотивацию для работы, чем десять лет назад, когда этот бизнес только начинался.

«Если бы эта проблема не стоила того, чтобы ее решать или не представляла собой жизнеспособный бизнес, я бы просто остановился», — говорит он, — Сейчас очень удачный момент для нашей миссии, и эта возможность придает нам энергии».

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск