MakeUp: история и факты о крупнейшем в Украине интернет-магазине косметики и парфюмерии
Журнал «Forbes Украина» опубликовал статью про компанию MakeUp — крупнейшего игрока на рынке косметики и парфюмерии в стране. Редактор AIN.UA выбрала основные факты из истории компании.
Краткая история компании
Основатели MakeUp — Евгений Малев и Сергей Волобуев — познакомились в «Люксоптике», где первый работал директором по развитию, а второй отвечал за автоматизацию бизнес-процессов. В 2009 году они решили совместно запустить интернет-бизнес.
Электроникой заниматься не стали из-за конкуренции с Rozetka и Sokol, книги продавать пробовали, но из этого бизнеса не получилось. Решили пойти в сегмент косметики и парфюмерии, вдохновившись историей успеха западного интернет-ритейлера parfums.cz (затем Notino) — проект запустился в 2004 году и быстро взлетел, на сегодня продает косметику в 24 странах мира 13 млн зарегистрированных пользователей.
Первый сайт Волобуев написал сам. В проект вложили несколько десятков тысяч долларов собственных сбережений, затем — по мере роста — еще несколько сотен тысяч от знакомых и друзей.
МаkeUp часто предлагал более низкие цены на элитную косметику, поскольку закупал ее у посредников, а не по договору с производителем или официальным дистрибьютором. Добиться такого договора очень тяжело, у Brocard на это порой уходили годы (особенно в сегменте элитных брендов вроде Chanel, Dior и т.п.). С посредниками проще: никакие договоры не нужны и цены никто не диктует.
В то же время, такой товар может быть с истекающим сроком годности. Однако по словам Волобуева, в ассортименте MakeUp неликвида максимум 0,001% — такие данные отдает аналитическая система собственной разработки MakeUp по имени «Катя». Именно «Катя» — одна из причин успеха компании. Это система, которая работает на динамических алгоритмах, реагирующих на тысячи разных факторов. Например, сезонность, курс валют, цены конкурентов, упоминания. Обновление — ежесекундное. Катя» умеет прогнозировать их с вероятностью 95%, куда и когда будет отправлен товар со склада, и на 80% — что закажут вместе с ним. Это помогает экономить на затратах склада до 20%.
Посещаемость и доходы
Помимо Украины, MakeUp работает на 13 рынках, среди которых Польша, Россия, Италия, Франция, Испания, Германия. На заграничные продажи приходится половина выторга. Также компания управляет интернет-магазином детских товаров Panama.ua.
Выторг компании за 2019 год превысил 1 млрд грн. За 2019 год выручка компании увеличилась на 79,3% — это намного быстрее, чем у конкурентов. Для сравнения, у сети EVA (лидер рынка Украины в бьюти-сегменте) рост составил 52%, у Prostor — 39,7%, у Brocard — 10%.
Общее количество зарегистрированных пользователей на площадках MakeUp в 14 странах — 7 млн, 3 млн из которых — в Украине. До конца года MakeUp планирует довести это число до 10 млн.
В Украине в первой половине 2020 года среднемесячная посещаемость MakeUp в Украине составляла 6,5 млн пользователей (по данным SimilarWeb). Для сравнения, посещаемость ближайшего конкурента — EVA.ua — 2,1 млн. В целом, по посещаемости MakeUp на четвертом месте в Украине по посещаемости после Rozetka, Epicentrk.ua и Allo.ua.
Свой успех Волобуев и Малев связывают с ростом интернет-проникновения в Украине. В 2009 году, когда MakeUp только запустили, оно составляло 2 млн пользователей, сегодня 13 млн (данные Госстата). В то же время традиционные ритейлеры упустили момент: Brocard открыл letu.ua в 2013 году, Watsons запустил интернет-магазин в 2016, EVA — в 2017, Prostor — в 2019.
Ассортимент и доставка
В ассортименте Makeup сегодня 200 000 наименований товаров, которые компания закупает у более 2000 поставщиков.
Сейчас в компании 800 курьеров собственной службы доставки, на старте их было всего 10. Они доставляют 70% заказов в 162 городах Украины за сутки. У конкурентов доставка часто занимает от двух дней.
По словам Волобуева, от момента осуществления заказа на сайте покупателем до момента, когда посылка укомплектована и ждет отправки, проходит несколько минут — такую скорость обеспечивает «Катя».
Стоимость и инвесторы
Стоимость своей компании Волобуев и Малев не раскрывают. В материале «Forbes Украина» говорится, что основатель Concorde Capital Игорь Мазепа оценивает MakeUp в $100 млн. В 2018 году Concorde Capital купил 2% доли в MakeUp.
В мае 2020 года присоединился еще один крупный акционер: Horizon Capital купила долю в MakeUp, оставив условия сделки в тайне. Как тогда удалось выяснить AIN.UA, Horizon Capital получил 18% в компании, а сумма сделки составила $8 млн, а оценка — около $43,5 млн.
Помимо Horizon Capital и Concorde Capital, а также основателей компании, у MakeUp нет других акционеров.
Комментарии | 2
Зато с логикой ценообразования (в т.ч. скидок) бардак зачастую делается. Цена вдруг возьмет, да и снизится или повысится внезапно. Без факторов, вроде сезон, выходные, праздники.
за последние пару лет регресс просто налицо, от привычного сервиса остались лишь воспоминания, дозвониться вообще не реально, курьерская доставка на улице- это «шедевр», особенно тем, кто элитку покупает для себя, а не на подарок