Властям не дают права регулировать интернет-трафик: принят закон об электронных коммуникациях

4189

30 сентября Верховная Рада во втором чтении приняла законопроект об электронных коммуникациях (№3014). Он устанавливает общие правила игры для рынка телефонной связи и интернет-доступа. И призван обновить действующее законодательство в этой сфере, которое формировалось еще 15 лет назад.

Что нового вводит проект?

Законопроект вводит некоторые общие правила:

  • Всю цифровую связь (включая телефонную, беспроводной и проводной интернет-доступ) относят к сфере электронных коммуникаций.
  • Согласно тексту проекта, электронные коммуникации — это передача и прием информации независимо от ее типа или вида, с помощью электронных коммуникационных сетей.
  • Проект вводит принцип технологической нейтральности: по этому принципу, применение закона должно быть максимально независимым от технологий, которые используются. Закон не поощряет и не дискриминирует использование конкретных технологий и должен поддерживать конкуренцию на рынке.
  • Пример для предыдущего пункта: такой принцип разрешает мобильным операторам использовать частоты, на которые они купили лицензии, для любой технологии связи.
  • Государство признает интернет универсальной услугой, и должно обеспечивать к нему доступ в тех регионах, где сами операторы не смогли этого сделать.

В проекте много конкретных правил, которые касаются работы рынка:

  • Штрафы за спам. Ст. 123 проекта вводит обязательное предварительное соглашение абонента получать информацию и обязательную возможность отказаться от рассылки в каждом сообщении. Штрафы за нежелательные рассылки — от 1700 до 8500 грн.
  • Возможность покупать телеком-услуги не в «пакетах». К примеру, если абонент хочет использовать только голосовые звонки, без интернета или SMS, у него должна быть возможность купить только минуты на голос (ст. 110, ч. 5).
  • Право знать о минимальной и максимальной скорости фиксированного или мобильного интернета, за который платит абонент. Ст. 108 предписывает телеком-компаниям сообщать о минимальной, средней и максимальной скорости подключения.
  • Право получать телеком-услуги анонимно (старая тема о с SIM-картах по паспорту), ст. 107, п. 5.
  • Для операторов предусмотрена возможность разворачивать 5G-сети по упрощенной процедуре, и т.д.

А что с регулированием трафика?

Во время работы над проектом случился конфликт между некоторыми авторами и провайдерами. Дело в том, что одна из правок депутата Владимира Арьева меняла текст закона таким образом, что государство теоретически получало возможность регулировать интернет-трафик.

Что имеется в виду? В изначальном тексте проекта, в ст. 1 указано, что сфера действия этого закона (а значит, и государственное регулирование) не распространяется на:

взаимосоединение, распределение ресурсов, маршрутизацию и транзит трафика в сети интернет, которые регламентируются документами международных организаций (кроме организаций на территории государств, которые признаны в Украине агрессорами).

Правка депутата Арьева изымала этот пункт из проекта закона. Однако, судя по таблице правок от 30 сентября 2020 года, эту правку не внесли. А значит, госорганам не дают права регулировать интернет-трафик.

Как проект оценивают юристы

Для AIN.UA проект прокомментировал юрист ГО «Лаборатории цифровой безопасности» Максим Дворовой:

«В сфере цифровых прав, на предмет которой мы изучали этот проект, есть несколько важных новелл:

  • Включение в перечень универсальных услуг широкополосного доступа в интернет в фиксированном месте. При этом, скорость доступа должна обеспечивать пользователям возможность использовать ряд сервисов, от интернет-банкинга до видеосоединения. Государство берет на себя обязанность обеспечить такой доступ на отдельных территориях, если такая услуга не может быть там обеспечена на коммерческих условиях по конкурсной процедуре.
  • Вторая важная вещь касательно цифровых прав: законопроект устанавливает дополнительную гарантию того, что информация о предоставленных пользователям услугах может выдаваться только по решению суда и в порядке, определенном законом. Это создает дополнительную гарантию защиты того, что информация о нашем поведении в сети не попадет в руки правоохранительных органов иначе, чем через процедуры Уголовно-процессуального кодекса.
  • Третий важный момент: иммунитет поставщика услуг от содержимого информации, которая передается по сетям. Его синхронизировали с Законом «Об электронной коммерции», это устраняет риски привлечения поставщиков услуг (провайдеров и операторов — ред.) за контент, который распространяется в их сетях.
  • Из рискового: в тексте сохранена норма о внесении изменений в Закон «О борьбе с терроризмом», по которой Кабмину предоставляется полномочия устанавливать порядок временного ограничения услуг в районе проведения антитеррористической операции. Так правительство получает неограниченное право выключать доступ к сети под прикрытием АТО, например, во время массовых акций и протестов, которые будут расценены как террористические угрозы».
Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск