Материал подготовлен при поддержке BOO!ua
Что это значит?
Инфографика: Михаил Бабий
Автор: Татьяна Гонченко
Верстка: Влад Рубанов
Иллюстрации: icons8
BOO!ua — безопасный маркетплейс б/у товаров. Тут можно купить что угодно: от ювелирных изделий и телефонов до детских колясок, игровых приставок и гитар.

Ритейл, сервисные центры, ломбарды и другие юридические лица могут продать через сайт товары с небольшим дефектом, поврежденной упаковкой, витринные, возвратные, уцененные или бывшие в употреблении устройства. Таким образом вещи, которыми еще можно пользоваться, не засоряют планету, покупатели экономят, а продавцы зарабатывают.

Среди партнеров BOO!ua — сеть магазинов «Цитрус», магазины компьютерной техники Brain, а также ломбарды «Благо», «Синдикат», «Центральный», «Перший». Маркетплейс сотрудничает с сетью магазинов «Фокстрот» и другими ритейлерами. Всего уже больше 75 партнеров.

Вместе с СEO BOO!ua Вадимом Федорчуком рассказываем, как это работает.
Вадим Федорчук, СEO BOO!ua
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Ebay для б/у товаров
В основу маркетплейса BOO!ua заложена идея рационального потребления. Разумный подход к покупкам предполагает не только отказ от лишнего, но и ответственное отношение к тем вещам, которые по разным причинам больше не нужны. В западных странах эта культура уже развита, а в Украине пока только набирает популярность. Бизнес-модели, построенные на продаже б/у вещей в онлайне, называют термином re-commerce. Именно в этой сфере BOO!ua построили свой бизнес.

Команда маркетплейса поставила перед собой амбициозную задачу — заложить основу рынка б/у продукции в Украине, вернуть доверие вещам с историей и дать альтернативу бездумному потреблению.

BOO!ua начал работать в 2018 году. Стартап входит в международную группу Bredley Holding. «Идея была в том, чтобы построить что-то вроде Ebay, но для б/у товаров, — рассказывает CEO BOO!ua Вадим Федорчук. — Сейчас мы сотрудничаем с ломбардами, торговыми сетями, ритейлом. Но нашими партнерами могут быть любые юридические лица. Например, если компания периодически обновляет свою технику и мебель в офисе, мы поможем все это продать».


Что продают
Маркетплейс продает как б/у товары, так и уцененные изделия. Это может быть холодильник с надколотым уголком или планшет с царапиной. «Я работаю на Macbook Pro 2019 года выпуска, купил его за 24 000 гривен. Новый такой стоит 37 000. У него снизу вмятина, но этого никто не видит, — рассказывает Вадим Федорчук. — А в кабинете висит 65-дюймовый телевизор, который стоит 30 000 грн. Мы купили его за 17 000, потому что сзади небольшая царапина».
от 9 910
В среднем, техника на BOO!ua стоит на 35-40% дешевле новой. Уценка зависит от состояния, комплектации и сервиса, который предоставляет продавец. Например, товар из «Цитруса», восстановленный по системе trade-in, стоит на 25-30% дешевле неиспользованного, но продавец дает гарантию, а оплатить можно частями. Стоимость техники из ломбардов на 45-70% ниже, чем в обычном магазине.
от 6 950
Apple iPhone 8 Plus 64Gb
Телевизор Samsung UE43NU7100 (UE43NU7100UXUA)
Украшения продают по весу, как лом. Получается, в среднем, на 30−40% дешевле, чем в ювелирных салонах. При этом, ювелирные изделия, которые прошли через специальную обработку, не отличить от новых.
Кольцо из красного золота с цирконием (5317611)
3 806
В целом, на BOO!ua можно найти что угодно: спортивное снаряжение, одежду и обувь, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, детские товары и многое другое. Практически все, кроме продуктов питания и автозапчастей.
Игровая приставка Sony PlayStation 4 Pro 1000GB
от 4015
Как это работает
Информацию о товаре на платформе публикуют продавцы. BOO!ua получает комиссию с каждой сделки. Перед тем, как начать, партнер должен внести на свой счет определенный «депозит» — минимум 200 грн, с которого будет сниматься комиссия после продажи вещи.

Как только он пополняет баланс в личном кабинете, товары становятся активны на сайте и доступны к продаже. Вся продукция проходит модерацию — обычно это происходит день в день. После поступления заказа, на счету продавца замораживается сумма, равная комиссии за сделку. Если на балансе закончились деньги, публикация товаров на сайте прекращается.
Сотрудничество с крупными партнерами в BOO!ua выстраивают индивидуально. Например, ломбардному бизнесу помогают организовать процесс продажи их товаров, правильно фотографировать технику и описать ее. Могут даже подсказать, как общаться с клиентом и научить быстро отправлять заказ.

«Во время пробного периода мы прогнозируем партнеру определенный объем продаж. Потом говорим, что если продавец выполнит определенные рекомендации, получит больше», — говорит Вадим Федорчук.

«Наше сотрудничество с ВОО.ua началось в 2018 году. За время партнерства мы существенно развили наши компании и автоматизировали общие бизнес-процессы. Интеграция с маркетплейсом позволила организовать работу колл-центра. С запуском В2В-кабинета наши специалисты получили инструмент управления контентом на сайте и возможность контролировать размещение информации о товаре. Кроме того, нам удалось расширить целевую аудиторию и выйти за рамки клиентов ломбарда, — говорит Андрей Плешко, руководитель департамента продажи продуктов залогового кредитования сети ломбардов «Благо». — Мы получили идеальные рекомендации относительно модерации нашей продукции и контент-политики для продвижения бренда. Сейчас все товары на площадке публикуются день в день. Таким показателем могут похвастаться считанные ecommerce-проекты в Украине».
Листайте вправо, чтобы увидеть, как выглядит кабинет продавца:
Поставщик 1
Специалисты из ВОО!ua дали клиенту ряд советов касаемо работы сервиса, их внедрение увеличило количество продаж в 8 раз за полгода. Рекомендации звучали примерно так:

● фотографировать товар согласно инструкциям;

● указывать точную модель в наименовании товара;

● разделять товар по группам, исходя из внутренних и внешних дефектов;

● изменить ценовую политику, подключить онлайн-оплату, возможность отправлять товар без предоплаты и добавить оплату частями или в кредит;

● внести коррективы в процесс обработки заказов: график работы колл-центра изменить с 5 до 7 дней, давать дополнительные консультации по товарам и многое другое.


Специалисты из ВОО!ua дали клиенту ряд советов касаемо работы сервиса, их внедрение увеличило количество продаж в 8 раз за полгода. Рекомендации звучали так:

● фотографировать товар согласно инструкциям;

● указывать точную модель в наименовании товара;

● разделять продукцию по группам, исходя из внутренних
и внешних дефектов;

● изменить ценовую политику, подключить онлайн-оплату, возможность отправлять товар без предоплаты и добавить оплату частями или в кредит;

● изменить процесс обработки заказов: график работы
колл-центра изменить с 5 до 7 дней, давать дополнительные консультации по продукции и многое другое.
Поставщик 2
Этому клиенту удалось увеличить продажи более, чем вдвое, после внедрения таких рекомендаций:

● фотографировать товар согласно инструкциям;

● предоставлять полное описание состояния товара;

● подключить онлайн-оплату в соответствии с рыночными ценами;

● изменить процесс обработки заказов:добавить дополнительные консультации по товарам и сервис оповещений для клиента.

Поставщик 3
Клиент смог начать продавать в 6 раз больше товаров буквально через два месяца после внедрения рекомендаций маркетплейса:

● делать фото товара непосредственно в торговых точках;

● предоставлять покупателю частичное описание дефектов (изменить стиль описания товаров);

● создать в июле виртуальный склад для неликвида;

● изменить процесс обработки заказов и график работы колл-центра с 5 до 7 дней.


Товары от партнеров
У сети магазинов «Цитрус» есть программа «Цитрус обмен». Это trade-in сделка, когда старую технику можно поменять на новую с доплатой. Таким образом, покупая смартфон, ноутбук, планшет или другое устройство можно получить скидку до 90%.

Купив у клиента бывший в употреблении телефон, «Цитрус» отправляет его на производство. Там меняют испорченные детали, гаджет восстанавливают и дезинфицируют. До начала 2020 года такие устройства можно было купить исключительно в сети фирменных сервисных центров. Теперь компания сотрудничает с сайтом BOO!ua.

«На BOO!ua мы продаем смартфоны, планшеты, немного ноутбуков, а также прочие гаджеты: например, фитнес-браслеты, роботы-пылесосы, — рассказывает руководитель «Цитрус Сервис» Андрей Косар. — 90% нашего ассортимента и, соответственно, продаж — это смартфоны. В ближайшее время планируем его расширить».
Сейчас на BOO!ua реализуют около 30% товаров «Синдиката». Перед загрузкой товара на сайт, ломбард проверяет соответствие пробы, потом украшения обрабатывают в ультразвуковой мойке, полируют, фотографируют и ставят бирку. Весь процесс занимает около недели. Цена на такие украшения — на 30-50% ниже новых.

Как только покупатель нажимает кнопку «Купить», товар исчезает с сайта. Предложения с особенно выгодной ценой уходят очень быстро. Например, во время карантина очень активно разбирали игровые приставки. Поэтому задача покупателя — успеть сделать заказ первым. С этой целью в BOO!ua создали телеграм-бота, через который можно подписаться на определенный товар. К примеру, если вы «охотитесь» за iРhone 8, когда такой смартфон появится на сайте, вам придет уведомление.
В среднем, восстановленный гаджет дешевле нового на 30%. На всю такую технику «Цитрус» дает гарантию от 30 до 180 дней. «Одна из наших ключевых задач — это поменять отношение к покупке б/у и сделать этот рынок более честным, прозрачным и безопасным, — поясняет Андрей Косар. — Наш партнер, маркетплейс BOO!ua, преследует аналогичные цели и делает все возможное для формирования у клиентов правильного отношения к б/у товарам».

К примеру, сеть ломбардов «Синдикат» начала сотрудничать с BOO!ua в январе 2020 года. До этого они продавали ювелирные изделия в магазинах при своих отделениях. «Изначально мы реализовывали на BOO!ua исключительно золотые украшения. Теперь продаем также бытовую технику, электроинструменты, мобильные телефоны и различные гаджеты, — говорит Светлана Кулик, руководитель розничной сети ломбарда «Синдикат». — 95% наших продаж — золото. Женщины буквально «охотятся» за эксклюзивной ювелиркой».
Почему это безопасно
Платформы, работающие как доски объявлений, переполнены мошенниками, и в них сложно что-либо найти. «Мне это напоминает столб, где все клеят объявления друг на друга. Такие сайты не мотивированы продавать. Они зарабатывают на том, что поднимают объявление в топ, а продастся ли товар — им все равно, — поясняет Вадим Федорчук. — Наша же система, когда мы получаем комиссию от каждой продажи, мотивирует нас делать все, чтобы продаж было как можно больше».

От мошенничества и недостоверной информации о товарах на BOO!ua защищаются несколькими способами:

1. Компания работает только с юридическими лицами. Случайных продавцов, которых сложно идентифицировать, а значит предъявить им претензии в случае проблем, на платформе нет.

2. Перед тем, как подписать договор с партнером, компания BOO!ua проверяет его. Ищут судимости, долги, неразрешенные споры. Если партнер окажется сомнительным, договор с ним не подпишут.
3. Если покупатель откажется забирать товар на почте потому, что его состояние не соответствует заявленному, с продавца все равно снимут комиссию. Так в BOO!ua стимулируют продавцов честно описывать все недостатки товаров.

4. Если клиент нашел дефект после того, как забрал посылку, готовы компенсировать его ремонт. Например, если в смартфоне обнаружился неработающий Bluetooth. Но для этого покупатель должен получить заключение любого сервисного центра о том, что Bluetooth на момент покупки уже не работал.

«Таких случаев у нас мало. В мае у нас было около 8000 заказов, из них буквально 2 проблемных, — говорит Вадим Федорчук. — Чтобы избегать неприятных ситуаций, команда просит проверять товар на почте. Мы работаем над тем, чтобы стать справедливым независимым арбитром в спорах между продавцами и покупателями. Компания разрабатывает механику, по которой деньги будут лежать у нас, пока покупатель не удостоверится, что все работает. Но это идея на перспективу».
В планах — покупать у частных лиц
Сейчас в BOO!ua завершают разработку «умной» системы оценки товаров. Она поможет и продавцам, и покупателям определить справедливую стоимость б/у вещи. «Это не значит, что мы будем заставлять партнеров указывать конкретную цену. Но наша система поможет ему определить, по какой стоимости его продукцию точно купят, а клиенту — сравнить, сколько заплатили за аналогичный товар другие покупатели. В итоге довольными останутся обе стороны», — утверждает Вадим Федорчук.

В будущем создатели BOO!ua планируют запустить сервисы по чистке и полировке ювелирных изделий и ремонту техники. Это будет выгодно продавцам, которые хотят привести свои украшения в пригодный для продажи вид.
Изменить отношение к б/у товарам
Сейчас на платформе 300 000-350 000 посетителей в месяц. Актуальная задача компании — привлечь новых партнеров, чтобы расширить ассортимент продукции. В настоящее время спрос на некоторые категории товаров даже выше, чем предложение.

«Я уверен, что за б/у товарами будущее. Постоянно производить что-то новое — очень энергозатратно и неэкологично. Вместо того чтобы выбрасывать на свалку вещь, которая еще может прослужить, лучше привести ее в порядок и использовать снова, — говорит Вадим Федорчук. — Эту культуру мы и хотим развивать с помощью нашего сервиса».
Сравнение украинских платформ для торговли
Мы проанализировали рынок маркетплейсов, собрали информацию о том как начать продавать на наиболее популярных площадках. Вот что получилось:
Rozetka
OLX
Prom.ua
Hotline
Besplatka
ВОО!ua
Что нужно для старта
Сколько товаров можно публиковать
Как платформа помогает продавцам
Стоимость
● пройти регистрацию
● создать прайс-лист в форме каталога
● подписать договор
● пополнить баланс
● неограниченное количество
● есть персональный менеджер на всех этапах;
● на начальном этапе менеджер по работе с новыми продавцами
● за доступ к платформе 100 грн/месяц
● за удачную продажу
5-25%, зависимо от товара
● пройти регистрацию
● купить бизнес-профиль (для широкого ассортимента)
● есть лимиты, зависит от видов товара
● реклама разного уровня для разной финансовой возможности
● есть функционал OLX-доставка — безопасное взаимодействие покупателя и продавца
● пакет «Старт» 229 грн/мес.
● пакет Премиум 365 грн/мес.
● комиссии нет
● пройти регистрацию
● пройти тестовый период (7 дней)
● приобрести годовой пакет
● ограничивается в зависимости от купленного годового пакета
● бесплатное обучение
● персональный менеджер
● минимальный пакет —4860 грн/год (1000 товаров)
● стандартный пакет —5920 грн/год (6 000 товаров)
● максимальный пакет —8925 грн/год (10000 товаров)
● пройти регистрацию
● пройти проверку
● подписать договор
● зависит от вида товаров
● продвижение товаров с помощью акций и аукционніх ставок
● минимальная сумма пополнения — 540 грн
● стоимость перехода на сайт — 2,9 грн+ПДВ
● пройти регистрацию
● неограниченное количество, при условии не создавать дубликатов объявлений
● услуга «безопасная покупка»
● импорт объявлений с других сайтов
● от 35 до 199 грн за одну рекламу, в зависимости от вида продвижения
● заполнить заявку
● внести 200 грн на баланс или работать в минус в тестовом режиме
● неограниченное количество
● трекинг посылок
● помощь с оценкой стоимости товара
● обработка и ведение заказа
● поддержка клиента и продавца даже после завершения заказа
● бесплатное обучение процессам для офлайновых бизнесов
● персональный менеджер
● аналитика продаж по запросу
● за удачную продажу от 5% до 13%, в зависимости от вида товара
Маркетплейс
Rozetka
Что нужно для старта
- пройти регистрацию

- создать прайс-лист в форме каталога

- подписать договор

- пополнить баланс
Сколько товаров можно публиковать
неограниченное количество
Как платформа помогает продавцам
- есть персональный менеджер на всех этапах;

- на начальном этапе менеджер по работе с новыми продавцами
Стоимость
- за доступ к платформе 100 грн/месяц

- за удачную продажу 5-25%, зависимо от товара
OLX
Что нужно для старта
- пройти регистрацию

- купить бизнес-профиль (для широкого ассортимента)
Сколько товаров можно публиковать
есть лимиты, зависит от видов товара
Как платформа помогает продавцам
- реклама разного уровня для разной финансовой возможности

- есть функционал OLX-доставка - безопасное взаимодействие покупателя и продавца
Стоимость
- пакет «Старт» 229 грн/мес.

- пакет Премиум 365 грн/мес.

- комиссии нет
Prom.ua
Что нужно для старта
- пройти регистрацию

- пройти тестовый период (7 дней)

- приобрести годовой пакет
Сколько товаров можно публиковать
ограничивается в зависимости от купленного годового пакета
Как платформа помогает продавцам
- бесплатное обучение

- персональный менеджер
Стоимость
- минимальный пакет - 4860 грн/год (1000 товаров)

- стандартный пакет - 5920 грн/год (6 000 товаров)

- максимальный пакет - 8925 грн/год (10000 товаров)
Hotline
Что нужно для старта
- пройти регистрацию

- пройти проверку

- подписать договор
Сколько товаров можно публиковать
зависит от вида товаров
Как платформа помогает продавцам
продвижение товаров с помощью акций и аукционніх ставок
Стоимость
- минимальная сумма пополнения - 540 грн

- стоимость перехода на сайт - 2,9 грн+ПДВ
Besplatka
Что нужно для старта
- пройти регистрацию
Сколько товаров можно публиковать
неограниченное количество, при условии не создавать дубликатов объявлений
Как платформа помогает продавцам
- услуга «безопасная покупка»

- импорт объявлений с других сайтов
Стоимость
- от 35 до 199 грн за одну рекламу, в зависимости от вида продвижения
ВОО!ua
Что нужно для старта
- заполнить заявку

- внести 200 грн на баланс или работать в минус в тестовом режиме
Сколько товаров можно публиковать
неограниченное количество
Как платформа помогает продавцам
- трекинг посылок

- помощь с оценкой стоимости товара

- обработка и ведение заказа

- поддержка клиента и продавца даже после завершения заказа

- бесплатное обучение процессам для офлайновых бизнесов

- персональный менеджер

- аналитика продаж по запросу
Стоимость
- за удачную продажу от 5% до 13%, в зависимости от вида товара
При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.
© 1999-2020 AIN.UA