«Власти никак не подготовились»: предприниматели — о возможном локдауне

6694

Из-за второй волны коронавируса многие страны вводят (или рассматривают) локдауны — ограничения в работе транспорта, развлекательных и торговых центров, ресторанов, чтобы сдержать эпидемию. В Украине такие меры принимали в марте 2020 года, и сейчас, с ростом числа заболевших в сутки их опять обсуждают.

AIN.UA спросил у нескольких украинских предпринимателей о том, как они оценивают вероятность локдауна в Украине или отдельно в Киеве (1), и как это повлияет на их работу (2).


Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров «Планета Кино»:

Сложно что-то прогнозировать и оценивать вероятность второго локдауна. Все возможно. К сожалению, за время первого локдауна я не увидел, чтобы наши власти сделали что-то, что бы помогло нам победить этот вирус, больницы не были оборудованы, не были подготовлены дополнительные медицинские кадры.

Государство просто закрыло все бизнесы, не выделяя никакой поддержки людям, которые остаются без зарплаты. В США и Европе сотрудники закрытых компаний получают пособия от государства, компаниям, которые закрылись, давали налоговые каникулы и беспроцентные займы из бюджета.

Данные из официального Telegram-канала МОЗ о коронавирусе

У нас ничего подобного не было и не будет при втором локдауне. Я не понимаю, как в таких условиях снова закрываться. Многие люди потеряют работу, останутся без денег, компании обанкротятся, государство не будет получать налоги. Соответственно, средств на борьбу с вирусом будет еще меньше.

Я считаю, что второй локдаун (зная безрезультатность первого локдауна в нашей стране) — это бессмысленный, нелогичный шаг, который погубит огромное количество бизнесов и приведет экономику Украины к развалу.

У нас — 9 кинотеатров в 6 городах Украины, около 600 сотрудников. Мы с трудом пережили первый локдаун, старались удержать всю команду, платили часть зарплат.

При втором локдауне у нас уже не будет возможности платить даже небольшую часть зарплат. Огромное количество людей останется без работы. Я не уверен, что кинотеатры смогут пережить второй локдаун.

И это при том, что есть исследования, которые доказывают, что локдауны — это неэффективные меры. Также есть исследования, которые доказывают, что в кинотеатрах очень тяжело заразиться ковидом.

Максим Плахтий, директор билетного оператора Karabas.com

  1. Вероятность локдауна — максимально велика. Нам всем нужно быть к нему готовым.
  2. Наш бизнес в период локдауна будет полностью остановлен. Для сферы массовых мероприятий это — очень сильное потрясение, не многие компании будут способны пережить этот кризис. В марте мы надеялись, что карантин будет относительно быстрым, но сейчас уже понятно, что нас ждут еще большие потрясения.

Илья Кенигштейн, основатель сети коворкингов Creative States:

1. Вероятность локдауна оцениваю как очевидную: в марте всех позакрывали, когда у нас было условно 200 заболевших в сутки, а сейчас мы стремимся к 10 000. Единственное отличие от марта в том, что мы сейчас больше знаем об этой болезни.

Но я считаю, что на самом деле локдауна не хочет ни правительство, ни население, ни бизнес. Правительство, возможно, просто вынуждено будет его ввести. Но нужно учитывать, что наш локдаун не сравнить с Израилем или Великобританией, у нас — это скорее карго-культ, показуха, ведь почти никто ничего не соблюдает.

2. Если введут локдаун, это безусловно сильно повлияет на наш бизнес, как уже происходило в первой волне. Спустя 2,5 месяца первого карантина мы в общей сложности потеряли 10-15% резидентов. После первого карантина мы восстановились: резиденты постепенно вернулись, плюс мы сильно вырастили продажи, ушли в реальный сектор.

Сейчас, думаю, обманет тот, кто скажет, что у него в бизнесе — все супер, мы видим, как во многих областях уже происходит падение, и мы — не исключение, хотя держимся. И мне жаль видеть, что сейчас происходит на рынке коворкингов. Очевидно, что локдаун хреново повлияет на эту отрасль. Особенно учитывая, что у нас государство как всегда оставит бизнес на произвол судьбы, не окажет поддержки.

Я очень зол на наше правительство, потому что оно не сделало никаких выводов из первой волны и в результате опять придется рассчитывать только на себя.

Тарас Потичный, советник Bolt по связи с госорганами:

1. Можливість введення жорсткого карантину залежить від ситуації з кількістю хворих на COVID-19 в країні, а також від заповнення ліжок в лікарнях. У цьому питанні не можна щось прогнозувати і оцінювати, а орієнтуватися на інформацію МОЗ. Наразі важливо слідкувати за заявами МОЗ, адже у випадку введення обмежень, транспортним компаніям потрібно бути до цього готовим.

2. Поки що замало даних, аби порівнювати ситуацію. Невідомо, які карантинні обмеження на цей раз, чи буде зупинятися громадський транспорт, чи буде дозволена робота магазинів тощо. Прямо чи опосередковано локдаун вплине на будь-який бізнес. Якщо більшість населення буде знаходитися вдома, діяльність багатьох сфер зупиниться. Проте найголовніше — це безпека людей. Платформи для замовлення поїздок зможуть запропонувати різні варіанти захисту пасажирів.

Дмитрий Расновский, генеральный менеджер Glovo в Украине:

1. Мы в Glovo готовы к любому сценарию развития событий в городе и многому уже научились в первой волне локдауна. Давать прогнозы на будущее сложно, ведь мы в любом случае не обладаем полной информацией. По моему мнению, сейчас круг сужается и количество заболевших растет по часам и дням, поэтому очевидно, что было бы разумно предпринять меры для удержания ситуации в городе. При этом я уверен, что жесткий локдаун может нанести существенный вред экономике и благосостоянию людей. Как бизнес, мы будем готовы предоставить надежное плечо и помощь нашим партнерам и жителям городов — пользователям нашего сервиса.

2. Мы опасаемся того, что если произойдет локдаун в таком виде как он был весной, то еще сильнее пострадает ресторанная индустрия и на этот раз закроются навсегда намного больше заведений. На нас как сервис доставки это также повлияет — доставка ведь не сможет перекрыть потери оффлайна. Поэтому, чтобы каждый пользователь смог сделать заказ в привычной зоне и иметь хороший выбор в приложении, нам придется увеличить радиус доставки. Это в свою очередь ведет к увеличению компенсации курьеру.

Также мы ожидаем, что снова случится всплеск уровня безработицы, и соответственно, как и весной, увеличится поток желающих стать курьерами. Мне кажется, что мы не сможем всем предоставить эту возможность и подключить к платформе, ведь количество курьеров напрямую связано со спросом на доставку. Сейчас мы уже готовимся к потенциальному локдауну с точки зрения обновления safety- протоколов, бесконтактной доставки, обеспечения достаточным количеством масок и перчаток курьеров.

Родион Ерошек, CEO компании по автоматизации кафе и ресторанов Poster

  1. Я считаю, что локдаун вполне вероятен. Учитывая экспоненциальный рост новых случаев COVID-19, украинское правительство может принять такое решение вслед за Германией и Польшей. Но строгость правил компенсируется необязательностью их выполнения в нашей стране. Попытки как-то контролировать выполнение правил со стороны государства закончились очень быстро. Люди не видят логики в действиях правительства и следующие случаи локдауна будут создавать для многих только больше соблазна не соблюдать ограничения. 
  1. Для ресторанной сферы локдаун будет трагичным. Многие предприниматели в сфере HoReCa брали кредиты, чтобы пережить предыдущий карантин, и еще не рассчитались по ним. Сейчас заведения еще как-то держатся, но при втором локдауне будут просто закрывать бизнес. Доставка и работа навынос, которые предлагает государство, не дают тех оборотов, при которых можно полноценно работать и покрывать все расходы. Наш бизнес — автоматизация кафе и ресторанов — напрямую зависит от здоровья индустрии, хуже ресторанам — синхронно хуже и нам.
Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск