EN

Как запустить продукт на иностранном рынке удаленно — кейс Fairo

1164

В колонке для AIN.UA Игорь Пршеровский, генеральный директор Creative Dock Austria, поделился опытом запуска на украинском рынке сервиса Fairo — приложения для фрилансеров и предпринимателей.

О Creative Dock

Creative Dock развивает проекты от идеи до продвижения на международный рынок. Продукты компании — это прорывные технологические стартапы, предназначенные решать реальные проблемы и предоставлять пользователям позитивный опыт. 

У Creative Dock 11 офисов по всей Европе, включая Вену и Прагу, между которыми и работает команда Fairo. Команда запустила 50 проектов по всей Европе, таких как Zonky — платформа P2P-кредитования в Чехии, и Mutumutu — иншуртех(insurtech)-сервис для простого страхования жизни людей, ведущих активный и здоровый образ жизни. 

Что такое Fairo 

Fairo — это онлайн-платформа для фрилансеров, которая включает небанковские и банковские сервисы. Приложение помогает ФОП третьей группы (в будущем и другим группам физлиц) упростить ежедневное управление бизнесом и его администрирование.

Предпринимателям доступны функции создания и выставления счетов, ведения бухгалтерского учета и подготовки налоговой отчетности. Позже планируется запуск и других наиболее популярных банковских услуг. Fairo был создан специально для потребностей фрилансеров при поддержке Raiffeisen Bank International.

Не ждите завершения пандемии, начинайте сейчас

Влияние COVID-19 трудно спрогнозировать, поэтому ждать, пока закончится кризис, означает никогда не начать. Опыт Fairo доказал, что любой кризис можно использовать как возможность. 

Инвесторы одобрили идею создания приложения всего за несколько недель до начала первого карантина в Европе. Нам очень повезло, что несмотря на опасения, связанные с коронавирусом, и панику, инвесторы твердо верили в успех проекта.

Получив инвестиции, команда продолжила работу. Запуск проекта в кризис закаляет, поэтому мы больше сфокусировались на важных бизнес-процессах и принимали смелые решения, вместо ожидания следующих изменений.

Границы по всей Европе были закрыты на неопределенный срок, и нам пришлось полностью диджитализировать процесс набора команды. Нам нужно было закрыть ключевые позиции, чтобы двигаться с проектом дальше. Благодаря адаптации бизнес-процессов, мы создали команду из более чем 50 человек. Внутренняя атмосфера, особенно для стартапа, имеет решающее значение, поэтому мы усовершенствовали процесс онлайн-адаптации новых сотрудников и делали созвоны по несколько раз в день. Впервые встретиться большей части основной команды получилось только через 4 месяца. К тому времени мы уже достигли огромных результатов. 

Сейчас в команде более 60 человек, включая UI/UX-дизайнеров, отдел разработки и управления продуктом, специалистов по привлечению и удержанию клиентов, финансовый и HR-департаменты. Это похоже на «типичную» корпоративную среду, но с плоской структурой и гибким подходом.

Правильная коммуникация — ключ к успеху

Коммуникация необходима для успеха любого бизнеса, но все усложняется, когда команда работает удаленно. Несмотря на COVID-19, команда Fairo находится в трех европейских странах, поэтому мы научились добиваться максимальной вовлеченности при удаленном общении.

Наш еженедельный график работы — это комбинация из:

  • ежедневных 15 минутных статусов;
  • общего собрания, где мы делимся новостями и рассказываем о вкладе каждого в достижение единого результата;
  • встречи для обсуждения фидбека пользователей, во время которой мы изучаем отзывы, обсуждаем возможности улучшения приложения и определяем дальнейшие шаги;
  • личных встреч с сотрудниками;
  • созвонов с инвесторами, чтобы поделиться успехами.

Почти все наши встречи проходят онлайн, и мы на собственном опыте убедились, что важно:

  • создавать визуально привлекательную картинку — использовать изображения, презентации, рисунки, любые визуальные инструменты, чтобы удерживать внимание людей;
  • разумно подходить ко «встречам» и сохранять баланс между ними и временем для выполнения задач. При удаленной работе часто на созвоны уходит по часу, хотя вопрос можно решить за минуты. Мы стараемся разумно подходить к онлайн-встречам и позволять команде работать, вместо того, чтобы слепо планировать часовые встречи подряд;
  • решать все вопросы сразу — все проблемы решайте в рамках одного звонка, а не переносите обсуждение дальнейших шагов на потом. На расстоянии сложнее набирать обороты и заряжать команду. Поэтому, мы стремимся решить все вопросы за один звонок, даже если из-за этого рискуем опоздать на следующий созвон;
  • самое главное — отмечать большие и маленькие достижения, даже по телефону. Работать в одиночку очень тяжело, поэтому крайне важно вместе радоваться абсолютно всем успехам. Через несколько месяцев совместной работы мы провели виртуальный-тимбилдинг. Для нас было важно объединиться в команду, наладить отношения, узнать друг друга и отметить то, что мы достигли, даже без возможности встретиться лично. Мы постоянно придумываем креативные идеи, чтобы люди чувствовали себя замеченными, и стремиться реализовывать больше подобных инициатив в ближайшие несколько месяцев.

Разбейте проект на части и учитесь на ходу

Запуск нового бизнеса в любой момент может показаться чем-то непосильным, даже без учета на удалеки и глобальной пандемии. Мы двигаемся в проектах постепенно и используем каждый шаг как возможность учиться.

Вместо того, чтобы запустить Fairo со всем функционалом, мы быстро выпускаем новые сервисы и бета-версии продукта, чтобы улучшать их в соответствии с отзывами клиентов. У нас есть группа в Facebook под названием Fairo Lab, которая служит форумом для честной обратной связи, где клиенты могут напрямую общаться с командами по вопросам продукта, разработки, маркетинга и обслуживания.

Например, изначально мы планировали переосмыслить функцию выставления счетов, чтобы наладить отношения между фрилансерами и компаниями. Наше первое предложение было направлено на то, чтобы пользователи могли сказать «спасибо» клиентам за их сотрудничество, добавив фото или сообщение к счету. Однако в ходе проведения серии фокус-групп мы поняли, что пользователям просто нужны счета, чтобы иметь четкое представление о финансовых деталях и следовать требованиям клиента.

Мы по-прежнему верим в трансформацию деловых отношений. Поэтому мы объединили и то, и другое, добавив больше человечности в процесс выставления счетов, но по-прежнему сосредоточив внимание на обязательных деталях.

Рассчитывать тайминг очень важно, поэтому при удаленной работе мы закладываем на 30% больше времени на разработку, чтобы вкладываться в дедлайны. При этом мы помним о сложных обстоятельствах, в которых приходиться работать, и проявляем гибкость, если это не наносит вред пользовательскому опыту.

Совсем недавно мы запустили функцию подачи налоговой отчетности для ФОПов 3-й группы с упрощенной системой налогообложения и без сотрудников, чтобы пользователи могли создавать, подписывать и отправлять налоговые отчеты легко и удобно с телефона. К концу года мы будем тестировать и внедрять другие банковские сервисы, а также постоянно улучшать функции выставления счетов, бухгалтерского учета и налоговой отчетности, придерживаясь принципа обучения и адаптации на ходу

Как можно больше погрузитесь в мышление клиента

Даже если вы физически не можете встретиться с клиентом, он всегда должен быть на первом месте. Несмотря на то, что клиент- не инвестор проекта, он является конечным пользователем предложения, и вы должны узнать о нем как можно больше.

Все проекты мы начинаем с изучения клиентов, уделяя большое внимание качественным показателям. Для нас важно действительно понимать их потребности и проблемы, связанные с нашим предложением, а также специфику «пути клиента» в каждой стране. Это позволяет разрабатывать и создавать определенные функции продукта, основанные на предпочтениях, антипатиях, образе жизни и мотивации целевой аудитории. Только когда мы понимаем своего клиента, мы создаем первую версию продукта, которая превращается в MVP (Minimum Viable Product) — версию продукта с достаточным функционалом, чтобы удовлетворить первых клиентов и собрать обратную связь для будущего развития.

Например, чтобы запустить Fairo в Украине, нам нужно было досконально разбираться в местном законодательстве. В каждой стране свои правила отчетности и уплате ЕСВ и налога на прибыль. Чтобы разработать продукт для Украины, мы должны были принять во внимание три разные группы ФОП, плательщиков и неплательщиков НДС, а также две налоговые системы, общую и упрощенную. Плюс нужно было учесть тот факт, что они отчитываются по налогам ежеквартально. Украинское законодательство и процессы были новы для команды, но эти знания были необходимы для разработки продукта.

Выводы

Кризис может быть возможностью начать что-то новое и развиваться, постоянно бросая себе вызов. Никто не говорит, что будет легко, но мы надеемся, что наш пример вдохновит команды, которые планируют расширять географию, искать подрядчиков и партнеров за рубежом или работать с командой удаленно, не боятся и начать. Мы также призываем инвесторов продолжать вкладывать в развитие малого бизнеса и компаний, которые вносят вклад в культуру и экономику.

Автор: Игорь Пршеровский, генеральный директор Creative Dock Austria

Оставить комментарий

Комментарии | 0

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск