SEO для новичка: 14 простых способов оптимизировать сайт

3581

Digital Marketing Manager в Gepard.io Марго Сакова написала для AIN.UA колонку про оптимизацию сайта. Материал будет интересен в первую очередь маркетологам и предпринимателям, которые не имеют системного понимания процесса оптимизации под поисковые системы.


У Google около 200 факторов ранжирования сайтов, и уже только от этого может стать плохо. Сейчас я не буду уходить в дебри, а расскажу о простых и понятных шагах, которые может сделать любой маркетолог для оптимизации своего сайта прямо сейчас. Для этого нет нужды покупать дорогостоящие сервисы и привлекать агентства.

Начните с автоматического SEO-аудита

Когда вы получаете SEO-аудит от агентства, он выглядит впечатляюще. Но по факту, очень много информации можно собрать автоматически, а способы внедрения изменений не вызывают вопросов.

Сделать такой аудит легко. Можно взять любой SEO-сервис, я использую Ubersuggest, который хорошо подходит для начинающих и предлагает в том числе бесплатную версию. Просканировав свой сайт, вы увидите ошибки, для которых не нужно погружаться в тему глубоко.

Посмотрели отчет → Поставили задачи → Получили рост показов и позиций.

Если говорить про UberSuggest, вы увидите разделение на Critical errors, Warnings, Recommendations — по сути, это ваши приоритеты, которые помогут спланировать задачи. Для выполнения задач вам понадобится разработчик, копирайтер и дизайнер. Причем функции последних двоих может выполнить и многорукий маркетолог, ведь нас таких много.

Я ни в коем случае не имею ввиду, что обращаться в агентства не имеет смысла. Однако считаю разумным исправить самостоятельно все базовые вещи, а потом уже обращаться за шлифовкой.

Чеклист для внутренней оптимизации сайта

Пару лет назад мне казалось, что SЕО — это в основном про ключи. Ставь правильные слова, и будет тебе счастье. Однако по текущему опыту, самый большой буст по показам и позициям сайта давали именно технические обновления в комплексе с линкбилдингом, и ни в коем случае не по отдельности.

В целом SEO сайта можно разделить на внутреннюю и внешнюю оптимизацию. Обе важны, но начинать стоит всегда изнутри, потому как это быстрее, и к тому же линкбилдинг не имеет границ.

Шифрование данных

У вас точно https в адресной строке сайта? Если http, на сайт нужно поставить SSL сертификат. В противном случае сайт ранжируется хуже и выскакивает навязчивое предупреждение о незащищенном подключении у пользователя.

Также стоит воспользоваться специальным сервисом или просто прогуляться по страницам вручную на предмет проверки ссылок. У меня был кейс, когда CMS (Content Management System, она же админка сайта) сохраняла подгруженные в блог картинки по адресу http, вместо https. А если у вас на сайте есть незащищенные элементы, это негативно влияет на всю страницу.

Карта сайта

У вас есть sitemap — карта сайта, опубликованная как XML файл? Чаще всего она находится по адресу https://mywebsite/sitemap.xml. Если используете WordPress, карту сайта можно создать через плагин. Если у вас самописная админка, есть генераторы, которые разработчик может подключить к сайту.

Важно: когда сайтмапа опубликована, не забудьте внести ее в Google Search Console и проследить за “Success” в статусе.

Также, стоит иногда заходить в раздел и проверять статус. Если вы делаете глобальные изменения на сайте, она может затереться (да, конечно у вас самые лучшие разработчики, но такое иногда происходит).

Изображения здесь и далее: Марго Сакова

Скорость загрузки страниц

Это один из ключевых параметров, причем для десктопной и мобильной версии сайта ранжирование считается отдельно.

Оптимальная скорость загрузки сайта — до 2 секунд, если у вас больше — этому стоит уделить время.

Проверить скорость можно при помощи онлайн тестов, я использую для этого следующие сервисы:

Почему сразу несколько? Они не идеальны, так как имеют незначительные расхождения как с фактическими показателями, так и между собой. Но это дает базовый список рекомендаций по тому, что можно улучшить, и насколько это увеличит скорость загрузки.

Потом соотнесите вес правок со сложностью исполнения с разработчиком и запланируйте внедрение. Для некоторых правок, вам вообще не нужен дев, при наличии адекватной админки сайта. К примеру, распространенная проблема — слишком большие картинки с избыточным разрешением. Вы можете их сжать, перезагрузить, или например конвертировать из PNG в WEBP — при том же качестве, размер файла сжимается вдвое.

Редиректы

Неправильно настроенные редиректы на страницах также негативно влияют на ранжирование. Нужно проверить, чтобы везде стоял 301 редирект (вы увидите это при автоматическом аудите сайта на том же UberSuggest или аналогичном сервисе).

Ссылки 

Да, то, как у вас написаны ссылки, тоже важно при ранжировании страниц. Обычно CMS сама генерирует ссылку на основании заголовка страницы, вставляя между словами дефисы. И это не всегда хорошо, ведь ссылки часто получаются слишком длинными. К ним есть несколько основных требований:

  • Cодержать ключевые слова.
  • Быть короткими, по 3-5 слов (в идеале до 50, максимум 60 символов).
  • Никаких дат в URL — они быстро устаревают и вредят ранжированию, так как гугл считает такие статьи неактуальными. А наша цель делать как можно больше вечнозеленого контента.
  • Текст ссылки маленькими буквами.
  • Между словами только дефисы, никаких нижних подчеркиваний.
  • Не содержать спецсимволы.

Заголовки страниц

Совсем плохо, когда Page Title нет, но даже когда есть, они должны соответствовать определенным параметрам:

Длина 50-60 символов, около 6 слов.

Если вы пишете подробный лонгрид, и 60 символов для заголовка мало — не проблема. Ваш H1 заголовок на странице (тот, который видит пользователь) совсем не должен равняться Page Title, будет даже лучше, если они будут незначительно отличаться. Я подробнее расскажу про h1-h6 далее.

  • Наличие главных ключевых слов.
  • Не повторятся.
  • Ключ максимально близко к началу тайтла.
  • Соответствовать теме статьи.
  • Цепляющие, потому что как бы вы высоко не были в выдаче, все равно юзер выбирает среди нескольких вариантов.

Мне очень импонирует формула Нейла Пателя в плане заголовков:

Число или Слово-триггер + Прилагательное + Ключевое слово + Обещание.

Вот несколько примеров триггерных слов, которые часто генерят клики и шеры: N ways to…, how to…, N mistakes…, N things…, N ways…, Top…, What is…, The best…, N reasons, N tips…, Why you…, etc. 

Описания страниц

Эффективный Page description обычно обладает такими характеристиками: 

  • Длина до 160 символов
  • Ключевые слова внутри
  • Не повторяется

h1-h6 Заголовки

Маркетологи иногда путают h1 & Page Title. Да, это может быть тот же самый текст, но совсем необязательно:

  • Page Title может быть видимым только в коде, и он обычно подтягиваются при размещении ссылки в соцсетях / мессенджерах.
  • Заголовок уровня h1 видимый, и находится на самой странице. H1 должен быть на странице один, причем только один и видимый. Обычно это большие буквы на заглавном баннере в самом верху страницы. 

h1-h6 заголовки представляют собой 6 уровней, каждый из которых является подпунктом предыдущего. И да, вам совсем не обязательно использовать все 6, по моему опыту обычно хватает трех уровней (h1-h3) чтобы адекватно структурировать контент.

Если вы не знаете, как проверить наличие этой разметки, нажмите правой кнопкой мыши в любом месте страницы, выберите “Просмотр кода страницы”, и затем Ctrl+F для поиска тегов. Могут выглядеть так:

<h1>Text</h1> 

<h2>…<h2>

      <h3>…<h3>

      <h3>…<h3>

            <h4>…<h4>

            <h4>…<h4>

      <h3>…<h3>

<h2>…<h2>

      <h3>…<h3>

      <h3>…<h3>

Чаще всего, вы можете выделить интересующий заголовок в админке и присвоить ему свойства заголовка определенного уровня; обычно кодить ничего не нужно. Что стоит проверить, не поехали ли после этого стили.

Количество текста на страницах

Объемный контент делается не только для соответствия стандартам, но и для улучшения поведенческих показателей на странице. Логика такая:

Если пользователь много времени проводит на странице, алгоритмы гугла считают, что она интересна, и поднимают ее выше. Количество времени отличается для разных индустрий, но для начала можно ориентироваться на 2 и более минуты.

Совсем необязательно увеличивать объемы абсолютно всех страниц —  например, контактной. Или же, если вы вышли тестами на то, что лучше всего конвертируют посетителей короткие страницы под рекламу — их тоже не надо трогать.

Но если хотите ранжировать страницу выше в поисковиках — добавьте больше контента. Это необязательно только текст, это могут быть и картинки, и видео. 

Что важно: не размещайте на странице только видео. Это отличный вспомогательный инструмент, но сам по себе он вам страницу не оптимизирует — поисковые системы не могут проиндексировать видео так же, как и текст. Вы можете как минимум сделать транскрипцию ролика, и поисковым системам уже станет понятнее, что вы за фрукт.

Адаптивная мобильная верстка

Все знают, что объемы мобильного трафика растут семимильными шагами, но при этом иногда забывают протестировать свои страницы. А стоило бы, ведь без мобайл-френдли сайта высоких рейтингов не видать. Если вы пользуетесь конструкторами, там обычно можно настроить как будет отображаться конкретный блок в зависимости от размера экрана.

Да, конечно, блоки адаптируются — но не всегда делают это логично с точки зрения UX. Например, я недавно собирала лендинг на Tilda, конструкторе для посадочных страниц. И при автоматических настройках адаптации под мобайл меню сайта по открытию страницы заняло весь первый экран на телефоне — перестроилось из строки в столбик. Это очень просто решается добавлением общепринятого гамбургера, главное не забыть это сделать.

 Картинки

Параметры успешных картинок:

  • Хорошее качество.
  • Адекватный размер и формат.
  • Прописанные ALT текста, ведь поиск по картинкам все популярнее и популярнее.
  • Адекватное название самого файла с картинкой.
  • Уникальность картинки — в идеале, это ваш дизайн, а не полная копия со стока. 

В небольших маркетинговых командах обычно нет выделенного дизайнера, поэтому мы решили для себя вопрос подпиской на сервис с шаблонами Canva. Сейчас используем платный тариф по $12,95/мес, но для старта можно взять и бесплатную версию.

Если времени на кастомный дизайн совсем нет, в статьях очень полезными и наглядными иллюстрациями могут быть скриншоты. Они не требуют больших временных затрат на дизайн, но помогут передать суть. 

Размещение главных ключевых слов

По всему тексту, но главное:

  • В заголовке страницы
  • В описании страницы
  • В h1-h6 заголовках
  • В первых 100 словах текста
  • В ссылке

Также важно, чтобы непосредственно в серче часть превью текста с вашим ключом выглядела релевантно. Гугл выделяет жирным шрифтом ключевые запросы в самой статье. Например:

Внутренняя перелинковка

Ссылки внутри сайта также помогают поднимать выше целевые страницы, и друг друга.

В среднем, рекомендуется размещать 2-3 линки на 1000 слов.

Кроме того, что вы размещаете ссылки в новых материалах, следует раз в 3-6 месяцев пересматривать перелинковку по всем текущим статьям и посадочным страницам. У вас могли измениться приоритеты, а значит, и ссылки стоит обновить.

При перелинковке, якорный текст должен быть релевантным странице, на которую ведет. И конечно же, сама ссылка не должна выглядеть притянутой за уши во имя Оптимизации.

Микроразметка Schema.org

Это то, что многие компании не делают или же делают на минимальном уровне. По-хорошему стоит указывать все возможные параметры, релевантные для вашего бизнеса.

Главные помощники тут — официальный сайт Schema.org и Google Structured Markup Helper. Если это кажется чересчур сложным, можно начать с сервисов генерации разметки онлайн — у них ограниченный функционал, но для старта хватит.

Сразу скажу, для B2C там выбор атрибутов в разы шире и богаче, но и для B2B очень много полезного. Это список атрибутов, которые указываю я, для примера:

  • «@type» — организация
  • «Legalname» — название компании
  • «Description» — кратко о компании
  • «Url» — сайт
  • «Brand» — указываю отдельно, так как часто отличается от юридического или официального названия
  • «Logo» — логотип
  • «areaServed» — рынки с которыми работаете
  • «makesOffer» — список продуктов/сервисов, которые предлагаете
  • «knowsAbout» — ваша экспертиза, может быть AI / Ecommerce / VR / AR, и т.д.
  • «address» — физический адрес компании, может быть несколько
  • «contactPoint» — почта, языки на которых вы можете обрабатывать заявки
  • «sameAs» — ваши страницы в соцсетях, страницы на сайтах-каталогах (листингах), таких, как Clutch, G2, Capterra и других.

Это пример, вы можете выбрать конкретно те, которые больше всего подходят именно вам.

Интересный контент

При чем тут качество статей, если мы говорим об оптимизации сайта? Очень просто, поведенческие показатели пользователей напрямую влияют на ранжирование ваших страниц.

Начинать всегда нужно с глубокого анализа целевой аудитории — это основа всего. Думайте о людях, давайте полезный интересный контент.

Но этот совет универсален, что по практике?

Критически важно искать вдохновение и регулярно читать о вашей нише. Я использую Feedly чтобы структурировано сохранять те полезные статьи, которые нахожу, и не могу прочесть прямо сейчас. У него есть плагин, с которым можно добавить в нужный список интересную статью, не покидая страницы. И также, подписана на нескольких авторов, которые мне нравятся, в почте и в LinkedIn.

Если вам все равно кажется, что нет идей — поделюсь одним трюком. Вбиваете свои главные ключевые слова в Blog Ideas Generator от Hubspot, и выгружаете файл с идеями статей. Конечно, там будет много невалида, так как это автоматический генератор, а не живой человек. Но годных идей тоже хватает.

И конечно, писать нужно регулярно, в идеале 3-4 статьи в месяц. Негативный эффект от паузы замечают многие, и мы тоже ощутили его на себе в период смены копирайтеров в команде.

Непосредственно при проработке темы, вам может пригодиться шаблон технического задания на написание SEO-статьи, которым я ранее делилась в посте для Marketing Media Review “SEO-статьи: ставим технические задания грамотно”.

Почему SEO-оптимизация не заканчивается никогда

К сожалению, нельзя один раз оптимизировать сайт, и все. И дело даже не в том, что алгоритмы поисковых систем меняются.

Например, пришел новый человек в маркетинговую команду, и случайно внес не те данные. Или разработчик выкатил обновления на сайт, и внезапно что-то — что казалось никак не связано — стало работать иначе.

Мы выкатываем апдейты, что-то меняется, что-то фиксится, что-то ломается и снова фиксится. Это постоянный процесс, но он того стоит. Ведь SEO —  отличный канал, который дает квалифицированных лидов, и не требует больших затрат.

Потому, очень полезно проходится по чек-листу регулярно, и дополнять его своими пунктами. Приглашаю поделиться личным опытом по внутренней оптимизации сайта в комментариях.

Автор: Марго Сакова, Digital Marketing Manager в Gepard.io 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск