EN

Итоги-2020. Как украинский бизнес выживал в карантин

2347

Из-за коронавируса в 2020 году в Украине несколько раз вводились карантинные меры. Иногда — очень жесткие, как в марте, иногда — с послаблениями. На части бизнеса эти меры сказались особенно жестко. Рестораны, кино, билетные операторы, организаторы концертов и ивентов пережили этот год непросто.

Редакция AIN.UA спросила у бизнесов, которые в 2020 году оказывались «на краю»:

  • Переживали карантины, получилось ли сохранить бизнес?
  • Принимали ли быстрые, нестандартные (или непопулярные) решения в связи с этим?
  • Как оценивают госполитику по этим ограничениям, и помогало ли им государство?

12 марта 2020 года в Украине ввели жесткий карантин, остановили даже транспорт. Но все тогда опасались неизвестной болезни, и такие меры оспаривали немногие.

Клиенты засели по домам — и часть бизнеса (доставка, стриминговые сервисы, геймдев) от этого только выиграли. По оценкам Glovo, украинский рынок доставки вырос в 2020 году в 6-7 раз.

Но части бизнеса — всему общепиту, салонам красоты, фитнес-клубам и спортклубам, концертным и билетным операторам, кинотеатрам, туристическим компаниям — пришлось непросто. По данным Poster, мартовский карантин сократил число работающих кафе и ресторанов вдвое, а уже в апреле работало только 32% ресторанов, выручка просела на 80%. Сборы кинотеатров в первый послекарантинный месяц упали в 10 раз по сравнению с 2019 годом. Пострадали концертные агентства, вся туристическая индустрия, маркетинговые агентства, многие стартапы, которым локдаун усложнил поиски инвестора.

Причем сложности для бизнеса были не только в самих ограничениях, но и в плохой организованности и коммуникации власти, невозможности что-то планировать или прогнозировать. Роман Романчук, глава сети Multiplex, приводит пример, когда по карантину выходного дня Кабмин принял решение в четверг вечером, то есть, кино должны были закрыться уже через день. Иногда дело доходило до абсурда:

«23 ноября в наш автокинотеатр приехала полиция с указанием руководства срочно закрыть кинотеатр в будний день в 22:00, хотя ни в каких официальных постановлениях подобных ограничений нет. Более того, полиция не смогла определить, какую именно из норм закона мы нарушаем, и отказывалась составить протокол. Произвол и несогласованность действий налицо», — рассказывает Романчук.

Приведем примеры нескольких конкретных бизнес-кейсов: с какими проблемами столкнулись владельцы бизнеса, и как удалось это пережить.

Как карантин повлиял на бизнес-показатели

Редакция AIN.UA опросила представителей тех отраслей бизнеса, которые больше всего пострадали от карантинных ограничений. Мы обращались и к крупным сетям, и к маленьким проектам. Оказалось, что сложности у всех возникали примерно одни и те же: неопределенность, невозможность планировать, финансовые потери от локдауна, из-за этого — проблемы с зарплатой, и т.д.

Публикуем ниже несколько историй от основателей и руководителей таких бизнесов.

Роман Романчук, генеральный директор сети кинотеатров Multiplex:

«Первый карантин мы переживали сложно — вместо получения прибыли мы погрязли в кредитах. Соответственно, и налогов только нами за период карантина было выплачено в четыре раза меньше. Кроме того, мы потеряли 2/3 персонала и сейчас боремся за сохранение хотя бы этих рабочих мест.

Только к сентябрю нам удалось выйти в относительный ноль по убыткам, но уже в октябре нам ввели новые карантинные ограничения, и мы снова ушли в минус. Из-за запрета на работу в выходные мы теряли 70% от уже упавшего дохода.

Мы до сих пор не получили ни копейки от заявленной государством помощи бизнесу».

Дима Борисов, основатель «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова»:

«Еще в марте мы приняли «новую реальность» и с пониманием отнеслись к тому, что мы снова, после 10 лет успешной работы, оказались в позиции старпата. Изменили горизонт планирования, частично включили «ручное управление» на уровне тактических задач, но при этом четко обозначили стратегию: курс на диджитализацию, фокус на успешные проекты и закрытие всех проектов, которые не были бы рентабельными в новых условиях рынка.

Сейчас мы видим падение на уровне 30-50% в количестве гостей по сравнению в таким же периодом в прошлом году. Под эти реалии ставим планы и оптимизируем процессы так, чтобы каждый месяц полноценной работы для каждого рестораны был рентабельным.

Инвестиционные убытки мы оцениваем в 2,5 миллиона евро. Операционные убытки, недополученную прибыль за время локдауна или «карантина выходного дня» даже не пытаемся считать. Мы не получали никакой помощи от государства и не рассчитываем на нее. Рассчитываем на собственные навыки».

Надежда Омельченко, совладелица арт-баров «Лысая Гора» и «Хмельная муза»:

Первый весенний локдаун наши заведения пережили с убытком в 300 000 грн. Но нам удалось закончить его с сохранением всей нашей команды: мы платили персоналу 50% зарплаты при полном простое. Закрыть все долги и выйти в ноль мы смогли только к концу сентября.

После введения карантина выходного дня и ограничения работы заведений до 22:00 мы прогнозируем, что по итогам ноября-декабря падение доходов баров составит не менее 60%.

Но нужно отметить, что этот прогноз касается только раскрученных заведений, у которых было свое ядро постоянных клиентов. Что касается новых заведений — для них это вопрос сохранения бизнеса. Очевидно, что второй полный локдаун переживут далеко не все.

Ситуация будет еще серьезнее, чем при первом закрытии. Так как после него поток посетителей заведений так и не вернулся к докарантинному уровню — многие украинцы решили ограничить посещение заведений из желания сэкономить и соображений безопасности.

Той помощи, которую дает государство явно недостаточно, чтобы удержать бизнес на плаву. Так, мы получили компенсацию 4 700 грн за каждый месяц простоя заведения».

Роман Рубан, основатель диджитал-агентства LeoDigital:

«Когда наступил второй карантин, я понял, что первый мы ощутили «мягко». Потому что во втором карантине мы в первую неделю уже потеряли 30% клиентского портфеля.

Клиенты сразу остановили работы, без ожидания окончания карантина, сократили затраты и начали они, конечно, с маркетинговых.

Если в первый карантин мы заходили с финансовой подушкой, то во второй мы уже зашли с дефицитом финанcовых средств […]. Никакой помощи от государства мы не получили».

Как удалось пережить карантин

Редакция AIN.UA также спросила у представителей бизнеса, затронутого карантинными ограничениями, какие меры они принимали, чтобы сохранить бизнес на плаву. Если обобщать ответы предпринимателей, получится такой список:

  • Сокращали зарплаты сотрудникам на 20%-50%, но старались сохранить персонал.
  • Если получалось, договаривались с владельцами помещений по особым условиям аренды на время карантина.
  • Рестораны быстро запускали свою доставку: по словам Борисова, направление, о котором думали в течение года, запустили за одну неделю.
  • Сокращали расходы, меняли направление и формат работы (в частности, закрывали нерентабельные направления). К примеру, «Семья ресторанов Димы Борисова» закрыла RONIN и Crab’s Burger (но открыли около 10 новых ресторанов и первый фуд-холл Gastrofamily Market).
  • Искали новые источники финансирования, не надеясь на помощь от государства. «Гранты и участие в спецпроектах дает нам возможность удерживаться на плаву. Но это удерживаться, а не работать. Все сотрудники получают зарплату, но мы с моим партнером не видели ее уже 3 месяца. Что касается помощи от государства: было бы прекрасно освободить нас от налогов, но вместо этого мы получили выписку о штрафе за ошибку при оплате 2 года назад», — рассказывает соосновательница салона красоты Priton Krasy Ния Никель.

Также, по итогу опроса оказалось, что многие проекты пережили второй карантин сложнее, чем первый. По словам Ярослава Мусия из Bali Bowl Cafe, в первый карантин кафе получило -60% выручки, но за счет сокращения издержек и договоров по аренде убытки были небольшие и удалось сохранить персонал. «Второй карантин мы переживали уже в минус (наложился эффект окончания сезона), оборотного капитала не хватало на аренду даже за вычетом выходных», — рассказал он.

Ожидания от 2021 года у бизнеса, затронутого карантином — сдержанные. Что неудивительно, если вспомнить прогнозы конца прошлого года (и сравнить их с тем, что на самом деле происходило весь 2020 год).

«Очевидно, что дать своим заведениям третий шанс выжить смогут далеко не все», — считает Надежда Омельченко.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Последние новости
14 мая
Смотреть все
  • Год пандемии
  • Расследования AIN.UA
  • FragStore на ВДНГ
  • Продавать в интернете — инструкции
  • Отдохнуть от соцсетей
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • HR-бренд компаний
Реклама на AIN.UA

Поиск