Пять самых распространенных «интеллектуальных» ошибок бизнеса в 2020 году

2549

Мария Ортинская, руководитель IPStyle, в своей колонке рассказывает об ошибках, связанных с защитой интеллектуальной собственности, которые бизнес допускал в уходящем году.


Для любого бизнеса, независимо от его размера и сферы деятельности, важно защитить свои активы. Из года в год представители украинского бизнеса — от стартапов до крупных игроков — допускают ошибки, которые оборачиваются финансовыми, а иногда и репутационными потерями.

Чтобы уберечь других от их повторения, предлагаю рассмотреть наиболее распространенные «грабли», с которыми ко мне как адвокату по интеллектуальной собственности наиболее часто обращались в 2020 году:

1. «Я же плачу им зарплату. Почему я должен думать о передаче авторских прав?»

Чаще прежнего в уходящем году возникали споры между компаниями-работодателями и сотрудниками-разработчиками компьютерных программ, интерфейсов, мобильных приложений. Также в центре споров оказывались персонажи, брендбуки и элементы дизайна.

Компания думает, что принятие на работу программиста или дизайнера, выплата им зарплаты означают передачу имущественных прав. И ошибается.

Нужно помнить, что стандартная логика с заказом материальных объектов в интеллектуальной собственности не работает. Так, если вы заказали шкаф-купе, заплатили за него и вам его установили в квартире, то вы получили права собственности на него.

Но, если программист написал вам программу, то вы не получили прав интеллектуальной собственности на него. Это означает, что доработка программы, установка на других компьютерах, интеграция с другими программами — нарушение прав разработчика.

Совет: Подписывая с сотрудником трудовой договор, важно предусмотреть пункт о том, что все имущественные авторские права на разработку принадлежат работодателю. При этом внутренние системы постановки задач и учета времени могут послужить доказательством, что сотрудник создавал те или иные на работе — в рамках трудовых обязанностей.

2. «Мы все свои. И нам незачем подписывать партнерский договор»

Так думают многие предприниматели на старте. А те, кто понимает важность урегулирования партнерских отношений, часто не поднимают эту тему, так как им неловко. Среди стартапов, малого бизнеса по-прежнему отсутствует культура партнерства, обращения к юристу для подготовки договора.

Распространенная ситуация: торговая марка (ТМ) зарегистрирована на нескольких партнеров, но договор о совместном использовании между ними не подписан. В таком случае каждый из них имеет право использовать марку, но без согласия партнера не может передавать права на нее кому-либо еще.

Но что будет, если кто-то «перегорит» или решит выйти из дела? Причем не просто выйти, а забрать себе и бренд, и прочее «совместно нажитое» интеллектуальным трудом: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, авторские права. Один из партнеров может блокировать деятельность другого партнера, да и всего бизнеса.

Совет: Многие бизнесы создаются в партнерстве и многие рушатся, когда в договоре между партнерами четко не прописаны условия партнерства, инвестиции и обязательства, условия распределения финансовых поступлений от деятельности между сторонами, условия создания и использования объектов интеллектуальной собственности, вплоть до использования доменных имен и аккаунтов в соцсетях.

Причем начинать нужно с конца — предусмотреть условия прекращения партнерских отношений и перехода прав.

3. «Конкурент нарушает наши права? Да он же мелкий, нет смысла тратить на него время».

Бизнес не всегда реагирует на контрафакт, появление на рынке настолько схожей продукции, что покупатель не может ее отличить.

И такое бездействие — огромная ошибка. Во-первых, отсутствие реакции мотивирует конкурентов подделывать продукцию в еще больших масштабах и позволяет им расти еще быстрее, паразитируя на бренде, рекламе, дизайне и пр. Что немаловажно, это еще и удар по репутации бренда, производителя. Ведь «страдает» качество, подделки разочаровывают покупателя, который к тому же может решить, что бренд не заботится о своей продукции.

В конце концов, такая ситуация демотивирует сотрудников создавать, ведь «все равно украдут».

Совет: Не нужно ждать, обнаружив на полке в супермаркете или социальной сети дешевый аналог. Бездействие оборачивается ударом по репутации и убытками для компании. Кроме того, не следует забывать о сроках исковой давности для защиты в суде — обратиться в него можно в течение трех лет с момента выявления нарушения прав. Не позже. В противном случае компании не останется ничего иного, как сменить дизайн, провести ребрендинг и извлечь урок.

4. «В Украине патентование не работает»

Меккой патентования долгое время времени были США, но два года назад в лидеры по количеству заявок на патенты вырвался Китай. Очевидно, он станет и лидером с точки зрения защиты и даже коммерциализации изобретений. Зная все это, украинский бизнес часто думает: зачем же патентовать в Украине?

Если компания ведет бизнес, получает прибыль в Украине и при этом создает инновационные разработки — их следует патентовать в Украине. Подав заявку в Украине, компании получит возможность подать в течение года международную заявку по так называемой процедуре PCT (англ. Patent Cooperation Treaty) или же подать заявки в патентные ведомства тех стран, где она намерена работать.

Совет: Не недооценивайте Украину и не забывайте о патентной экспансии своих разработок по миру. Практика показывает, что ни в США, ни в Китае отнюдь не легче защитить патентные права. В то же время в Украине предусмотрена даже уголовная ответственность за их нарушение — лишение свободы до двух лет.

5. «Еще успеем и зарегистрировать, и запатентовать. Давайте сначала доработаем, усовершенствуем»

Пожалуй, это — самая распространенная ошибка бизнеса. Из года в год представители бизнеса нарекают, что их идею, которую они так долго вынашивали и прорабатывали, украли. Также распространены случаи, когда компания внезапно получает иск о нарушении патентного законодательства и вынуждена похоронить мечты о «большой игре». Это особенно актуально на фоне стремительного развития инноваций и новых технологий. В любой отрасли.

Совет: Подача заявок на регистрацию торговой марки или составление патентных формул — одна из первых задач в бизнесе. Своевременная подача заявок и в тех странах, где компания намеревается вести свою деятельность — это минимизация рисков. Не упускайте ни малейшей потенциальной возможности развития бизнеса.

Автор: Мария Ортинская, патентный поверенный, CEO патентно-юридической компании IPStyle

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск