Сергей Горобец, создатель Booba и Rattiс, которые смотрят по всему миру: «Многие не знают, что это украинский мультик»

14987
Читать на UA

Сергей Горобец — украинский 3D-аниматор-самоучка. Он — автор популярного мультипликационного персонажа Буба, которого знают во всем мире, но сегодня его главный проект — популярный 3D-мульсериал Rattiс mini.

Сергей начинал карьеру в конце 90-х, когда такой специальности как 3D-анимация просто не существовало. Он изучал ее во времена, когда интернета в Украине еще не было, а компьютеры были предметом роскоши. На одном из первых проектов в трудовую книжку Сергея записали как «художник-лялькар», потому что это было самое близкое к тому, чем он занимался.

Редактор AIN.UA, которой мультики Сергея спасли отпуск с 2-летним ребенком, поговорила его пути в 3D-анимацию, о Бубе, Раттике и сложностях, с которыми сталкивается независимый мультипликатор в Украине.

Сергей Горобец. Фото и иллюстрации в этом материале предоставлены спикером

Мечта про 3D

Когда я увидел первую короткометражку Pixar — я сразу влюбился в 3D-анимацию. И решил, что хочу делать мультики. Но такой специальности в украинских вузах не существовало, информатика и вычислительная техника — это было самое близкое к 3D. Поэтому после школы я планировал поступать в КПИ на программиста.

Это были лихие 90-е, и в разваливающемся СССР как раз начался кризис. Люди сидели без зарплаты, вместо денег давали продукцию заводов, на которых они работали. А у меня семья: мама, бабушка и сестра — я один мужчина.

Сестра пошла учиться в институт, бабушка на пенсии, мама на фабрике работала, тапочки делала. Этими тапочками ей зарплату и платили, и мы продавали их, кому могли. Я забрал документы и пошел работать.

Мне еще повезло — знакомый работал в Кабинете Министров водителем, и меня туда по его протекции взяли учеником автослесаря. Там я увидел другой мир. Пока люди часами стояли в очереди за колбасой — и не за любимой, а хоть какой-нибудь — там, в Кабмине, все было. Какая хочешь колбаса. Для меня это был шок.

Как учить 3D, когда нет интернета и даже компьютера

Я много где поработал и так и не пошел учиться в университет. Так что высшего образования у меня нет. 

Я продолжал мечтать про анимацию, поэтому решил учиться самостоятельно. А как? Это был 93-94 год, интернета тогда не было еще, и литературы по специальности — тоже. Компьютера у меня не было — они тогда вообще мало у кого были, очень дорого.

Я поехал на Петровку, каким-то чудом нашел там книгу по 3D на английском языке, купил ее. А английского-то я не знал.

Напросился к знакомому, у которого был компьютер, поучиться, пока он на работе. Каждый день через весь город ездил к нему на 8 утра, чтобы весь день сидеть с этой книжкой за его компьютером, пока он не вернется с работы. Так я учил 3D и параллельно английский. 

Сегодня к нам часто приходят люди и говорят, мол, готов учиться, только возьмите! А я говорю: в чем проблема? Учитесь и приходите. Сейчас у всех есть компьютеры, интернет, YouTube — учись не хочу. Нет смысла идти в институт и 5 лет там сидеть — за пару месяцев можно все, что нужно выучить. 

Первая работа

Когда я учил 3D, я не знал, надо ли это кому-то и смогу ли я на этом зарабатывать — мне просто хотелось этим заниматься. Но потом, уже имея определенные навыки, я начал писать на разные телеканалы — а вдруг кому-то нужен 3D-шник, который умеет что-то делать. 

На «1+1» (это было еще при Роднянском — ред.) требовался дизайнер, который знает 3D. Меня взяли туда на испытательный срок, и я полгода проработал вообще без зарплаты. Сутками сидел там, учился, арт-директор даже просила охранника выгонять меня, потому что я домой не ехал — практически жил там.

Но телевидение — это не мое направление, там больше дизайн, 3D-мультики там никому не нужны. Поэтому я стал искать компании, которые делали компьютерные игры и какие-то анимации. 

Персонаж Раттик появится на свет через 16 лет

Устроился в компанию, которая нацелилась сделать 3D-мультфильм на полный метр на инвестиции «Держкіно». Там я занимался рендером, расписывал производственный процесс к этому мультфильму. А потом понял, что это просто дерибан денег и начальство не очень-то и заинтересовано сделать в реальности этот мультфильм. 

Собственный мультик

Я решил сделать свой проект. Придумал персонажа Бубу, придумал сюжеты. Оставалось найти финансирование. 

Персонаж Буба появился в 2013 году
Первый трейлер Бубы

Дело в том, что 3D само по себе очень дорогое. Поэтому 3D-мультиков делается мало. Одна минута такого мультика, как «Раттик», в производстве может стоить примерно $5000.

Все зависит от сложности. Сделать анимацию персонажа — одна цена, а если их уже два — работы сразу в два раза больше. Плюс окружение — оно также должно двигаться согласовано с персонажем, это куча объектов, каждый из которых — отдельный пласт работы. 

Флеш делается намного быстрее и дешевле раз в 10. Если на одну серию про Раттика уходит 2-3 недели, то на флеше ее можно сделать за несколько дней. Поэтому в основном все делают мультики на флеш.

Кому я только не писал — никто даже не ответил. Единственные, кто откликнулся — Divan.TV. Они сказали, что денег у них нет, но предложили бесплатно нас пропиарить, а взамен получить право на первый показ. Но я отказался — мне нужен был инвестор, а не пиар. 

Хотели попробовать Kickstarter, но там нужно было быть резидентом США, чтобы получить собранные деньги. У нас в США никого не было, и мы их очень долго уговаривали нас пропустить хотя бы просто попиариться на платформе. Наконец они сжалились и по большому секрету пропустили наш проект при условии, что выводить за него сборы мы не будем. 

Kickstarter тогда был в тренде. Я сделал небольшую рекламу этой кампании, даже на AIN.UA заметка вышла. И это сработало — нас заметили инвесторы из Москвы. 

Бизнес «по-русски»

В 2013 году, еще до Революции Достоинства, инвесторы приехали в Киев, мы договорились сделать первые 5 серий по 2,5 минуты примерно до $10 000 каждая. Это была заниженная цена, я на это пошел, чтобы проект в принципе стал реальностью. Потом они согласились профинансировать весь первый сезон «Бубы» и после того, как он окупится, выплачивать мне 10% роялти с прибыли.

На этих условиях создали в Киеве студию 3D Sparrow. Я же Горобец — это по-английски Sparrow. Сняли маленький офис, набрали людей.

Сейчас у меня офиса нет — все сотрудники работают на удаленке, как им нравится — хоть днем, хоть ночью. Потому что «Раттик» — это полностью мой проект. И я могу позволить себе затянуть серию на 3-5 дней. А на «Бубе» у меня были обязательства идти четко по графику. Поэтому мне нужно было контролировать процесс.

Когда началась Революция, я последний раз поехал в Москву, где мне сказали, что переносят производство «Бубы» полностью в Россию. Мне предложили переехать, чтобы продолжить работать над проектом, но я отказался.

На Бубу у меня оформлено авторское право, и я до сих пор числюсь автором. Но роялти мне так ни разу и не заплатили. 3D Sparrow — непубличная компания, и я не могу наверняка знать, окупился ли уже мультфильм. Его много кому продали, но и в его создание и продвижение инвестировали огромные деньги. 

Но знаете, я ни дня не жалею о том, что произошло с «Бубой». Да, мне не заплатили денег, отжали сайт, мой мультик, даже мое имя — но есть и плюсы. Если бы благодаря их деньгам мы тогда не запустили «Бубу», может, сейчас не было бы и Раттика.

Пока мы делали «Бубу», я много чему научился, увидел цель и потом смог сделать новый проект — уже собственными силами. «Раттик» сегодня выходит под копирайтом Serhii Horobets.

Рождение Раттика

«Раттик» как проект родился в 2014 году. После истории с Бубой я решил, что хочу собственный мультик, в который никто не будет лезть. И решился вложить в него все, что у меня было. 

За время работы над Бубой я накопил немного денег и запустили проект «Раттик». Параллельно я подрабатывал на фрилансе и все заработанные деньги тоже вкладывал в «Раттика».

Таким образом мы сделали первый сезон мультфильма. На это ушло три года производства. 

Сначала я планировал делать двухминутные серии, но потом посчитал бухгалтерию и понял, что для меня это дороговато. Поэтому решил перейти на 30-секундный формат. Такие эпизоды дешевле и быстрее делаются.

В 2016-м начал выкладывать на YouTube, а в 2017-м потихоньку монетизировать. Только за счет YouTube я уже отбил порядка 65% того, что вложил в «Раттика» за четыре года. 

В отличие от «Бубы», проект «Раттик» — минимальный. Большую часть работы — процентов 60-70 — делаем я и мой друг. Евгений Костенко вместе со мной придумывает серии, моделит, сетапит, рисует текстуры, контролирует производственный процесс. Вроде моего заместителя, «правой руки».

Евгений Костенко

Благодаря этому я сильно экономлю. За остальные 30% плачу фрилансерам из собственного кармана. Офиса у нас нет, сотрудники работают из дома. 

Штат небольшой, всего 5 человек вместе со мной: 

  • художник, который рисует аниматики, 
  • аниматор это все оживляет, 
  • звукорежиссер, который пишет музыку и озвучивает Раттика, 
  • я и Евгений делаем все остальное — пишем сюжеты, создаем модели объектов, рендерим, сетапим, текстурим, следим за процессом.

Все сидят в разных местах. Звуковик у нас из Минска, хочет в Киев перебираться. Все остальные — из Украины, разных городов и сел.  

Продвижение «Раттика»

Меня часто спрашивали, почему у вас так мало просмотров, подписчиков. Потому что мы вообще не давали рекламу — просто денег на нее не было, а вкладывать в рекламу «по чуть-чуть» абсолютно бесполезно. Чтобы был эффект, должно быть нормальное соотношение просмотров к количеству денег. Я так не могу.

Если у меня лежат деньги, я лучше вложу их в новую серию, чем в рекламу. Серия никуда не денется, а эффект от рекламы может быть, а может и не быть.

Я знаю один украинский канал, который тоже детские мультики делал — они за пять месяцев порядка $60 000 вкинули в рекламу. На мультик примерно столько же потратили. По моим подсчетам, суммарно порядка $150 000 вложили в это все за год. 

Так они набрали себе порядка 60 000-70 000 подписчиков — почти столько же, сколько у нас. А просмотров у них было по 800 в день. Вопрос, где эти их 60 000 подписчиков и почему у них всего 800 просмотров в день?

Когда деньги закончились и инвесторы сказали «не видим потенциала», они просто все остановили, и буквально через неделю просмотры свалились чуть-ли не в ноль.

У Раттика сегодня больше 90 000 подписчиков, а просмотров  — в среднем по 50 000 в день.

Бывает по-разному, конечно. Летом больше смотрят, осенью меньше. Иногда 300 000 в день, а бывало, что и до полмиллиона доходило. 

Сегодня у нас 60+ млн просмотров. Но это все органика, без рекламы. Не так уж и мало, правда?

Помощь от «Бубы»

Мне иногда говорят, что мы «слизали» Раттика с Бубы. Это несправедливо: как я могу «слизать» с персонажа, которого сам и придумал? К сожалению, не все об этом знают. Это мой стиль персонажей, и, действительно, он довольно узнаваем.

Еще когда в 2013 году я запускал Kickstarter-кампанию, у меня были проработаны сюжеты, которые москвичи потом забраковали. Они так и не вошли в серию про Бубу, зато потом я смог воплотить их в «Раттике».

YouTube и Google как-то своими алгоритмами соединил эти два мультфильма. Они похожи по стилистике и анимации, и там и там автор — я. В итоге когда вы начинаете набирать в разных поисковых системах «Буба», «Раттик» подтягивается автоматически. И трафик с «Бубы» идет на «Раттика». Получается, те миллионы, которые москвичи вкинули в рекламу «Бубы», частично и на меня работают.

Это влияет и на географию просмотров. На первом месте с большим отрывом — Россия, на втором США, Украина только на третьем. Потом идет Бразилия, Вьетнам, Казахстан, Индонезия. Вообще список стран огромный — Раттика везде смотрят, он универсальный. Там нет диалогов на каком-то определенном языке — только музыка.

Нас часто спрашивают, почему все на английском языке, в том числе YouTube. Многие даже не догадываются, что это — украинский мультик. На самом деле, сначала он был на украинском, но когда началась война, в комментариях под детским мультиком разразился срач на политическую тему. Когда я все прописал на английском и поставил страну США — комментарии писать перестали. 

Торт, который родители испекли одному из маленьких фанатов Раттика

В общем, я уже понял, что меня этот Буба по жизни будет преследовать. Я против него ничего не имею, дело не в Бубе, дело в людях. Остался осадок от этих москвичей. 

Монетизация и продажи

На YouTube Раттик монетизируется с 2017 года. Второй поток дохода — с продажи лицензий на показы. Эксклюзивные лицензии стоят по-разному, все зависит от страны, количества лет на лицензию, возможностей покупателя. Цены могут быть от $5000 до $50 000. 

Продавать лицензии мы начали только в 2020 году, поэтому рано говорить, что приносит больше денег. 

  • В Украине эксклюзивную лицензию на телепоказ мы продали на украинский детский канал «Плюс Плюс». Они говорят, что статистика просмотров очень хорошая. 
  • Интернет-лицензию продали онлайн-кинотеатру «Окко». 
  • Китайцы купили эксклюзив на все, в том числе мерч. По роялти мы от них еще ни копейки не получили. Первый контракт только в этом году начнет работать.
  • Малазийцы купили эксклюзивную лицензию на всю территорию Малайзии.
  • Также ведем переговоры в Турции, Греции, Австралии и Норвегии по продаже интернет-лицензии.

На Европейский рынок пока выйти не получилось. Например, немцы нам сказали, мол, мультик у вас клевый, но нам не нравится, что Раттик постоянно проигрывает в конце, а у нас канал поучительно-познавательный, поэтому Раттик нам не подходит. А Американский рынок — очень сложный. Было бы здорово пробиться на Netflix. 

COVID-19 против Раттика

Коронавирус нам конечно подпортил продажи. В 2019 году много кто хотел купить «Раттика», но я не продавал — хотел закончить первый сезон. В 2020 году наконец решился, нашел дистрибьюторов. И тут началось. Из-за кризиса все резко зажали бюджеты. Только к осени спрос начал оживать.

Кроме того, львиную долю продаж дают фестивали типа Каннских львов. На них съезжаются дилеры и байеры, смотрят, договариваются. Мне постоянно пишут: «А вы будете на фестивале? Давайте там встретимся, поговорим, подпишем»… Но из-за коронавируса в 2020-м году все фестивали отменились или перешли в онлайн, а это тоже не очень хорошо.

Плюс в 2020 году YouTube подложил свинью новыми правилами для детского контента: запретили комментарии, спонсорство, а самое страшное — урезали рекламу. Еще год назад Раттик приносил хороший доход, но сейчас монетизация в детском сегменте YouTube стала приносить меньше дохода. Раньше детские каналы зарабатывали так же, как и обычные YouTube-каналы — сейчас доход упал в 3-5 раз. Из-за этого многие детские каналы на YouTube перестали вообще делать мультики — совсем невыгодно стало. 

Сегодня монетизация с YouTube для нас — это деньги «для поддержания штанов». С продажи лицензий на показ мы надеемся отбить свои вложения. Сейчас мы уже делаем 2 сезон на 60 серий и планируем третий — еще на 60. А еще хочу сделать сериальчик про украинское село. Я вынашивал эту идею очень долго. 

Поэтому мы все время ищем инвесторов. Хоть практика с москвичами и показала, что спокойнее делать самому, но без финансовой поддержки на новые проекты мне сейчас не обойтись — один я не потяну. К сожалению, в Украине мультики никого не интересуют. Сколько не стучался ни с Бубой, ни с Раттиком — везде тишина. 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск