УКРАЇНСЬКОЮ
КАК ВДОХНОВИТЬ 50 000 СТУДЕНТОВ ВЫУЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ
ИСТОРИЯ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ ENGLISHDOM
10 лет назад Максим Сундалов работал обычным учителем английского. Обучая студентов, он заметил, что им сложнее всего дается не грамматика или словарный запас, а мотивация учиться дальше, особенно если сразу не выходит. Максим искал и нашел решение этой проблемы: запустил свою онлайн-школу изучения английского EnglishDom. Из одностраничного сайта и уроков по Skype школа выросла в полноценную edtech-платформу, где сейчас обучаются 50 000 студентов.

«Выступая до карантина, я спрашивал у зала: поднимите руки, кто начинал учить английский и бросал. Поднимали руки процентов 70. Почему так? Потому что у многих есть ощущение, что выучить английский — легко, максимум полгода. А это не так. Но если правильно выстроить сам процесс обучения, поддержать мотивацию, подключить геймификацию, человеку нравится обучение», — говорит основатель школы.

AIN.UA рассказывает историю образовательного проекта, который оттолкнулся от классической зубрежки и сделал изучение английского таким же увлекательным, как следующий эпизод любимого сериала.
В 2010-х годах Максим преподавал английский в одной из офлайн-школ Днепра. Групп было много — детские, взрослые; занятия начинались порой с 8:00 утра и шли до глубокого вечера. Но, как вспоминает предприниматель, ему все равно нравилось преподавание. Оно дало возможность наблюдать, как студенты растут, развивают навык и меняют свою жизнь: кому-то язык помогает найти работу, кому-то — уехать за границу. Максим давно обдумывал свой бизнес и наконец понял, чем хочет заниматься:

«Я понял, что просто делать бизнес, продавать условные холодильники мне неинтересно. Мне хотелось смотреть, как люди растут и меняются, заряжать на изменения себя и других», — вспоминает он.

Так у предпринимателя появилась идея собственной школы изучения английского языка.
BEGINNER
Как появилась идея школы
Еще работая в офлайн-школе, Максим нашел первых студентов для собственных онлайн-уроков английского. Сейчас онлайн-обучение и онлайн-уроки — это обычное дело, но десять лет назад подобных проектов было 2-3 по всей Украине.

И если сейчас начинающий предприниматель находится в инфополе, полном учебников про бизнес, стратегию, продажи, десять лет назад такой информации было мало. И во многом, как признается Максим, проект строился по наитию. «Это — мой первый бизнес, я во многом строил его по интуиции, с кучей ошибок, проблем и уроков на будущее», — вспоминает он.

Первая версия проекта была простой: Максим сверстал и запустил сайт об английском — сейчас бы его назвали блогом. Там была информация о том, как лучше учить язык, а также тесты для проверки своих знаний. Затем он собрал эти материалы в exe-файл с уроками и домашним заданием — получилась программа-интерактивный урок, который можно было отправлять студентам на почту.

Курсы заработали: студенты покупали уроки, делали домашку, но на этапе 5-6 урока «исчезали». Максим пытался связаться с такими студентами, выяснить по почте, что случилось. Но чаще всего на такие письма просто никто не отвечал.
ELEMENTARY
Первые онлайн-уроки
«Тогда я понял, в чем проблема. Английский — это в первую очередь про мотивацию. Идеальный урок: когда студент считает преподавателя другом и не хочет его подвести. Чтобы выстроить такие отношения, почты мало, нужен голосовой контакт студента и преподавателя», — вспоминает он.

Как раз в то время рос Skype, переманивший аудиторию у «аськи». Предприниматель решил сменить формат уроков: перенести их из почты в Skype. Он предположил, что лично общаясь с преподавателем, студенты будут больше вовлекаться в процесс, реже бросать учебу и чаще добиваться результата. И это предположение оказалось верным.
На то время уроки в Skype еще были в новинку. Запуская такой проект, ориентироваться особо было не на кого. Поэтому Максим создал то, что сейчас назвали бы MVP, минимально жизнеспособным продуктом: сверстал для уроков простой лендинг и начал продавать их.

В то время многие все еще недоверчиво относились к онлайн-курсам, опасались оплачивать что-то в интернете, не очень верили в эффективность онлайн-обучения. И сам формат уроков был намного сложнее: они шли по 2-3 часа (в сравнении с 50 минутами сейчас). Несмотря на это, у школы понемногу начала расти аудитория.

В команде школы на тот момент был лишь ее основатель: Максим сам продавал уроки, преподавал, составлял учебные планы, занимался бухгалтерией. «Даже в отпуске просыпался в 7 утра, отвечал на письма по работе, а тогда уже шел на пляж», — рассказывает он.

Уже через 3-4 месяца стало понятно, что голосовые уроки действительно лучше мотивируют людей. Если раньше студенты могли «отпадать» после 5-6 урока, теперь они все чаще оставались на обучении год-полтора. А этого срока как раз хватает, чтобы качественно поднять уровень языка.
INTERMEDIATE
От Skype-уроков к онлайн-школе
Анализируя развитие проекта сейчас, предприниматель выделяет четыре важных пункта для старта проекта.
Это:
UPPER INTERMEDIATE
Начало эры edtech
EnglishDom повезло попасть в «окно инноваций» — в переломный момент, когда меняются привычки людей. Но роль руководителя быстрорастущего бизнеса поначалу оказалась сложной:

«Это были американские горки, я постоянно думал о том, как выплатить зарплату, что делать, если уходит сотрудник, если студент написал жалобу. Постоянно сражался с паникой. Иногда накатывала мысль: надо закрываться. Но понемногу я научился формировать команду, находить правильных людей, ставить им задачи и метрики», — рассказывает он.

Продуктовая экспертиза у команды была: у самого Максима был многолетний опыт репетиторства, он подбирал таких же людей в команду. Проект развивался, команда EnglishDom выросла до 10 человек.

Рынок онлайн-обучения развивался и наступило время маркетинговых решений. Если на старте конкурентов у EnglishDom было немного — два-три, то уже через пару лет работы таких сайтов появились десятки. Предприниматель хотел, чтобы его школа ярко выделялась в этой массе. Поэтому он связался со студией веб-разработки с заданием сделать полноценный сайт для школы. Бюджет на разработку такого сайта там оценили в $10 000, и в 2012 году это были огромные деньги.

«Я тогда потерял дар речи от этой цифры. На тот момент у меня была квартира в кредит, все деньги в бизнесе, как оборотные, мы развивались без инвестора… В результате сошлись на $7000. Но в итоге они сделали невероятно красивый внешне сайт. И его запуск стал для нас одним из ключевых этапов. Пользователи видели в поиске 30 одинаковых сайтов, а наш сильно выделялся», — говорит он.
Как развивался сайт EnglishDom с 2015 по 2020 годы
Это вложение себя окупило: после перезапуска сайта аудитория начала быстро расти.
Через год на проекте работало уже 20 преподавателей, у школы появилась фирменная «фишка» — куратор, который не занимается обучением студента, но следит за его прогрессом, вовлеченностью и помогает, если студент зашел в тупик или теряет мотивацию.

В то же время основатель начал активно продвигать школу: писал о ней на тематических форумах об изучении английского, настраивал SEO. Новый сайт и поисковая реклама вывели школу в топ Google по запросу «учить английский онлайн».

Прошла еще пара лет и EnglishDom вышел на постоянный поток студентов по рекомендациям. У проекта появились деньги на то, чтобы реинвестировать в продукт, вкладывать в команду, повышать зарплаты.

Поэтому команда начала больше времени уделять маркетингу, PR, выстраивать продажи. Параллельно развивался и сам продукт: команда часто собиралась и брейнштормила новые идеи.

Благодаря этому возникли многие новые крутые сервисы, такие как мобильный тренажер слов. Это — отдельное мобильное приложение, где пользователь может сам повторять сложные для него слова. Все это происходит как игра: нужно поставить себе цель (выучить список слов), правильно назвать слова, за это пользователя хвалят, награждают, присуждают статусы, показывают общий рейтинг студентов — как в онлайн-играх.
Сравнение с играми — неслучайно: подобные сервисы меняют саму суть процесса обучения, из монотонного и скучного делают его увлекательным. Ведь EnglishDom стремится конкурировать не только с другими школами, ее сервисы конкурируют за время пользователя с YouTube и Netflix. Мотивированный учиться пользователь будет запускать уроки, задания или тренажер с такой же готовностью, как новую серию любимого сериала после работы.

В какой-то момент, как вспоминает основатель школы, команда загорелась сделать конкурента Lingualeo — мобильное приложение для самообучения. В его разработку вложили много денег, но приложение в итоге не взлетело. «Зато мы прошли на нем хорошую школу в плане технической экспертизы. Я шучу иногда, что для меня это был курс стоимостью в $1 млн», — рассказывает Максим.

Сервис постепенно развивался, получал новые «фишки», в какой-то момент команда сильно увлеклась добавлением новых функций: этот этап развития школы предприниматель вспоминает как «зоопарк продуктов», когда команда поддерживала одновременно с десяток разных сервисов. Этот «зоопарк» появился, потому что команда старалась воплотить каждую удачную идею. У таких продуктов была аудитория, они были востребованы, но в целом они работали вразнобой, и скорее тормозили развитие школы.
Со временем команда пришла к осознанию, что нужно развивать продукт не через множество новых идей, а через гипотезы: чтобы было четко понятно, какую метрику улучшает сервис.

«Бывало, приходит к нам продуктовый менеджер и обещает: сейчас как сделаем продукт, он как взлетит! А мы отвечали: нет, мы уже налетались. Без четкого медиаплана, без цифр и каналов продвижения ничего не летает», — вспоминает предприниматель.

«Зоопарк продуктов» в итоге сильно урезали. Основной продукт — уроки английского — постепенно обрели форму полноценного цифрового учебника, с тренажером, геймификацией и впечатляющими показателями по удержанию студентов.
ADVANCED
Как школа развивается сейчас
Почему так? Самая большая «фишка» EnglishDom спрятана «под капотом» ее продукта. Благодаря системе аналитики у команды есть данные о том, как студенты обучаются: работают с учебником, делают домашнее задание. Когда система начала выводить преподавателю перед уроком данные о том, сделал ли студент домашку, сколько допустил ошибок и т.д. — эффективность уроков тут же повысилась. Преподаватель сразу понимал, с чем ему нужно поработать, где студент чувствует себя неуверенно, а что у него самостоятельно получается хорошо.
EnglishDom сейчас — не просто онлайн-курсы, это — целая экосистема продуктов:
Цифровой учебник
Онлайн-сервис с медиаконтентом и интерактивными упражнениями, где проходят видеоуроки один на один с преподавателем
ED Translator →
Расширение для браузера, с помощью которого можно добавлять слова в свой словарь и потом изучать их в тренажере и приложении
Разговорный клуб онлайн →
Где можно практиковать разговорную речь с другими студентами и преподавателями
ED Class
Мобильная версия учебника — приложение, где можно делать домашние задания
Онлайн-тренажер →
Бесплатный сервис для тренировки английского языка
ED Words →
Мобильный тренажер слов — приложение, где можно изучать слова
Онлайн-курсы →
Тематические курсы английского (с фокусом на бизнес, IT, путешествия и т.д.)
ED Courses →
Адаптированные под смартфон онлайн-курсы в форме приложения
Все эти сервисы связаны между собой и работают на одну цель: помогать студенту учиться и мотивировать его не бросать учебу. К примеру, пользователь читает статью на английском, встречает незнакомое слово, переводит его через ED Translator, добавляет в свой словарик. Затем изучает его в ED Words, повторяет в онлайн-тренажере и закрепляет на уроке с преподавателем.

Еще один важный момент: у каждого студента есть персональный куратор, который следит за тем, чтобы студент не терял мотивацию. Если у студента что-то не получается, накатила беспомощность и пропало желание учиться, куратор помогает справиться с этим ощущением, и вернуться к учебе. Этот процесс — максимально автоматизированный: к примеру, если студент неделю или две пропускает уроки, бот отправляет куратору пуш о том, что студенту нужно помочь.

В итоге, цифровой учебник дает возможность удобно учить язык, мобильный тренажер дает вовлечение и мотивацию, а персональный куратор и преподаватель следят за тем, чтобы студент оставался мотивированным и эффективно учил язык.

«Мы поняли, в чем суть edtech. Это технологии, которые повышают эффективность обучения студентов, и такое повышение можно наглядно измерить и выразить в цифрах. Нам наконец удалось решить вопрос мотивации», — говорит предприниматель.
У школы сейчас — большая команда преподавателей и более 50 000 студентов. Преподавателей отбирают на протяжении 4-12 месяцев, и это — довольно сложный отбор: из 100 кандидатов только один становится преподавателем школы.

Доля школы на рынке онлайн-обучения — порядка 20%, но в основном EnglishDom конкурирует с офлайн-обучением.

«Мы хотим показать пользователям, что в онлайне можно эффективно учиться. Наша цель — стать школой №1 не только в онлайне, но и в офлайне. А наша миссия — вдохновить пользователей выучить язык», — говорит основатель школы.

Судя по отзывам студентов, у школы это получается:
Преподаватель EnglishDom
52-летний американец Уильям Вольпе рассказывает о своем студенте, IT-специалисте, который мечтал попасть в Нью-Йорк. И для этого занимался по нескольку раз в неделю. Он поднял уровень языка и уехал в Нью-Йорк по приглашению одной из компаний (правда, там ему не понравилось, поэтому он нашел работу на студии анимации и сейчас работает в Голливуде).
Адвокат Елена Дрогань
Рассказывает о том, как ей удалось впервые легко и свободно пообщаться с клиентом из Израиля на английском языке. Все благодаря тому, что сын уговорил ее в начале карантина позаниматься языком в EnglishDom. «Заниматься я начала, чтоб «скоротать» карантин, но сейчас реально поняла, как это круто. Занятия онлайн, а следовательно, не нужно тратить время на поездки; учебники все в электронной форме, никаких тебе бумажных тетрадей и книг; очень крутое мобильное приложение ED. Теперь в судах, во время ожидания, когда начнется заседания я плодотворно провожу время», — пишет она.
Студентка, которая часто бывает за границей
Столкнулась с ощущением: все понятно, а ответить ничего не можешь, такой языковой барьер вызывал дискомфорт. Она начала учиться в EnglishDom, и стала уверенней говорить по-английски. «Неважно сколько тебе лет, неважно какая у тебя база, есть желание — будет результат», — уверена она.
ТЕКСТ
ПАРТНЕР
Материал подготовлен при поддержке EnglishDom
Что это значит?
ВЕРСТКА
Дария Корнеева
ПРОДЮСЕР
Яна Проценко
СЕЙЛЗ-МЕНЕДЖЕР
Наталия Олиферович
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Анастасия Сиваш
Мария Костенко
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ENGLISHDOM
Материал подготовлен при поддержке рекламодателя
5 000 пользователей
10 000 пользователей
15 000 пользователей
25 000 пользователей
35 000 пользователей
50 000 пользователей
При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.
© 1999-2021 AIN.UA