В феврале 2021 года компания Vivino огласила о привлечении нового раунда инвестиции в размере $155 млн. По данным издания Bloomberg, оценка компании составила от $600 млн до $800 млн, в Vivino эти данные не комментируют. Редакция AIN.UA коротко вспоминает самого популярного «стартапа о вине», разработка которого частично происходит в Украине.
Что такое Vivino
Сервис Vivino предоставляет пользователям несколько функций. Во-первых, можно отсканировать этикетку и узнать всю информацию о вине (в том числе цену), если бутылка есть в базе. Сейчас у Vivino более миллиарда этикеток, поэтому скорее всего отсканированное вино в программе будет. Во-вторых, пользователи могут оставлять свою оценку вину и делиться информацией с другими, есть и мнение профессионалов, сомелье, известных личностей: можно подсмотреть, что они рекомендуют. В-третьих, в некоторых странах (таких сейчас чуть менее 20) прямо из приложение можно приобрести вино в магазинах-партнерах Vivino.
Многие используют приложение, чтобы узнать побольше о вине, почитать отзывы других и подобрать то, что понравится. Конечно же, огромное число людей использует Vivino для того, чтобы узнать цену бутылки вина (особенно, если она — подаренная).
Vivino наполняется в том числе с помощью контента самих пользователей: это и комментарии и наполнение базы — если отсканированной этикетки нет, команда Vivino сохранит отправленное им фото и заполнит карточку вина.
Идея, которая не менялась все 10 лет
Проект Vivino создал Хайни Захариасен в 2010 году в США. В разговоре с TechCrunch он отметил, что каким он его придумал тогда, таким он остается и сегодня: «у нас иммунитет к пивотам», — заявил Захариасен, рассказывая об одном направлении развития сервиса на протяжении всего времени его существования. У Захариасена ранее уже был опыт в предпринимательстве, а также работе над технологическим продуктом.
Сейчас в компании около 200 сотрудников по всему миру. База пользователей — более 50 млн человек, хотя еще год назад их было вдвое меньше — порядка 25 млн пользователей. Сам Захариасен говорит, что в какой-то момент им удалось набрать критическую массу пользователей, которые стали рекомендовать сервис друг другу, что и повлияло на создание некого глобального комьюнити тех, кому интересно вино. При этом в самой компании в маркетинг почти не вкладывались, а число пользователей, которое возвращается к использованию сервиса – достаточно велико. Правда, с привлечением нового раунда команда планирует больше вкладываться в глобальный маркетинг, в том числе, при выходе на новые рынки — Польше, Португалии, Японии и Мексике.
Vivino и Львов
В компании не скрывают, что отдают разработку на аутсорс. Ни Захариасен, ни его партнер по бизнесу — не программисты: их задача — скорее организация процесса. У компании есть центры разработки в Индии, Македонии, Беларуси, Дании и Украине.
Сам Захариасен не называет компанию, которая делает разработку, но ее удалось найти AIN.UA. Это львовская компания Symphony Solutions. Над проектом Vivino работает, как утверждает сам Захариасен, небольшая команда. Всего же в Symphony Solutions — несколько сотен сотрудников.
Деньги
Привлеченные $155 млн – крупнейший раунд для компании, но далеко не первый. Суммарно за 10 лет существования Vivino привлекла более $220 млн:
- 2012 год – $1 млн
- 2013 год – $10,3 млн
- 2016 год – $25 млн
- 2018 год – $20 млн
- 2018 год – $7,5 млн
- 2021 год – $155 млн
В последнем раунде D компания привлекла вдвое больше денег, чем за все время существования. Оценка бизнеса – до $800 млн.
Своих финансовых показателей сервис не раскрывает. По данным самого сервиса, ежегодные темпы роста составляют 100%, а продажи в 2020-ом выросли на 103% и составили $265 млн. Не последнюю роль в таком росте сыграла и пандемия: люди стали меньше ходить в рестораны и заказывали вино домой.