«Первую ночь в Долине я спал в машине на холме с сильным туманом». Интервью с украинцем, который продал свой продукт Binance

12380

В 2018 году крупнейшая мировая криптобиржа Binance купила криптокошелек Trust Wallet. Сумму сделки стороны не разглашают, как и оценку компании в рамках сделки. Незадолго до продажи на приложение удалось привлечь $5 млн через ICO.

Мало кто знает, что Trust Wallet создал украинец Виктор Радченко. Сегодня он живет в Кремниевой долине и управляет Trust Wallet, которая входит в экосистему Binance, однако остается независимым продуктом.

В интервью AIN.UA Виктор рассказал о том, как он переехал из Украины в США, как работал на Аляске на рыболовном промысле, как стал программистом и создал Trust Wallet и о многом другом.

Виктор Радченко, фото предоставлено спикером

О сделке с Binance

Я работал в компании, которая занималась мобильным банкингом. Мои друзья интересовались криптовалютами, и я решил попробовать поучаствовать в ICO. Я купил токены, но когда я захотел получить их на свой телефон, оказалось, что это сделать нельзя. Я мобильный разработчик, и для меня это было странно. Тогда я решил сделать такое решение сам.

Я создал мобильный кошелек, опубликовал его на GitHub, чтобы любой желающий мог его использовать. 

Это был 2017 год — бум ICO. Trust Wallet довольно быстро стал популярным. Через полгода с момента создания Trust Wallet я решил уволиться с основного места работы и посвятить свое время полностью ему.

Продукт быстро рос, но денег на его развитие у меня не было. И я решил привлечь финансирование, как на тот момент делали все — через ICO. В первом приватном раунде мы подняли $5 млн и стали планировать IEO на CyberNetwork. 

Параллельно я общался с Binance. Сначала они рассматривали возможность инвестировать в Trust Wallet, но потом стало понятно, что намного удобнее, если компания просто присоединится к Binance. Я встретился с основателем и генеральным директором Binance Чанпэном Чжао (Changpeng Zhao) и мы буквально за один день закрыли этот вопрос.

Виктор с Чанпэном Чжао, фото предоставлено Binance

Я технический человек и мне не хочется заниматься операционными вопросами. Душа лежит больше к продукту — я люблю писать код, разрабатывать новые функции, общаться с пользователями. Binance сделали мне очень интересное предложение: я получаю полную автономию, могу заниматься своим продуктом и развивать компанию как считаю нужным, фокусируясь лишь на одном — делать криптовалюту доступной. При этом мне не нужно больше думать, как привлекать инвестиции, как работать с партнерами, как монетизировать Trust Wallet.

На тот момент мы еще не выпустили токены. Я вернул деньги инвесторам ICO и присоединился со своей командой к Binance.

Я остался главой продукта и акционером Trust Wallet. Binance отдельно занимается своим делом, Trust Wallet продолжает автономно от нее двигать индустрию. И это логично. Цель Binance — не только развивать свой бизнес, но всю криптоиндустрию. 

О жизни в Украине

Моя история начиналась, как у всех. Лет в 15-16 у меня появился первый компьютер. Я начал играть в игры. Но оказалось, что они не так уж сильно меня увлекают — я могу играть максимум пару часов. Мне больше нравится смотреть, как кто-то играет, чем играть самому. Но мне стало интересно: окей, у меня есть виртуальные деньги в игре — как я могу сделать так, чтобы их стало больше? Помню, когда мы играли в игры, было такое приложение Upmining. Оно позволяло находить переменные в какой-то игре и их изменять. Например, сделать себе «состояние» в игре.

С этого все и началось. Я стал интересоваться, как вообще работает программное обеспечение, как можно его взламывать, как работает безопасность разных систем и как ее обходить. Самые базовые вещи — как взломать Windows — с этого и начинал. Потом я набрел в интернете на разные форумы, на которых описывались методы обхода безопасности, стал более глубоко вникать.

Поступил в университет в Днепропетровске на специальность «Защита компьютерных систем и сетей». Звучит круто, но на самом деле нет. Когда я дошел до третьего курса, стало понятно, что мы изучаем совсем не то. Были какие-то базовые предметы, половину из них я пропускал, потому что мне было неинтересно. 

Параллельно я работал в «ПриватБанке» в отделе безопасности — тогда онлайн-банкинг только начал развиваться.

Самое смешное, что я до сих пор не знаю математики. Всю свою жизнь я сдавал математику на 2 или 3, при этом у меня получается заниматься программированием. Это удивительно, ведь чаще всего в программирование идут как раз таки люди, которые хорошо разбираются в математике, алгоритмах. Мне же математика не давалась — в детстве я очень много пропустил и мне было очень сложно догнать потом. При этом я просто понимаю принцип — как работают все эти системы, и могу делать продукты. 

Мне тогда было 20 лет, я совмещал работу и учебу. Летом я решил поехать в Америку по программе Work and Travel. Я уехал на Аляску на три месяца.

О переезде в США

Для меня Аляска — достаточно памятный период жизни. Мы работали по 16 часов в день — чистили лосось. На сон оставалось около 5-6 часов в день максимум. Мне нравилась физическая работа, но в таком темпе долго работать нельзя — от постоянного недосыпа и физического перенапряжения мозг начинает деградировать. 

Но были и плюсы: там мы объедались красной икрой. За вечер могли съесть килограмм икры на троих.

Фото здесь и далее: Виктор Радченко

С Аляски я уехал в Сакраменто — там жили мои знакомые, они переехали из Украины и разрешили мне у них пожить. Я сидел в интернете и искал, чем бы заняться. Программировать я на тот момент еще толком не умел, но у меня были навыки в области безопасности. Я решил применить их в разработке — стал учиться кодить, создал несколько интересных сайтов. 

И тут в Сакраменто случился хакатон — достаточно нетривиальное событие для этой местности, хотя в Кремниевой долине они в то время постоянно происходили. Хакатон устраивала IT-компания с целью найма — лучших участников обещали взять на работу. И я, несмотря на то, что опыт программирования у меня был от силы два месяца, занял там первое или второе место. Мне предложили работу и сказали: «Мы обучим тебя всему, что нужно. Главное, чтобы у тебя было желание этим заниматься». Это была моя первая работа в IT в США.

Мне дали базовый оффер с зарплатой $20 в час. Это очень маленькая зарплата для программиста в США, просто копейки. Но тогда для меня это была классная возможность. Мои друзья, у которых я жил, очень удивились. Они работали в Walmart на зарплату $10-12 максимум, и даже сперва не поверили, что можно столько зарабатывать.

Я проработал в той компании 5-6 месяцев и многому научился. Я понял, что мобильные технологии — это будущее, и я хочу строить на этом свою карьеру. 

О переезде в Долину

Был 2012 год. Я решил, что хочу двигаться дальше и переехать в Сан-Франциско. Сел в машину, запихал в нее все свои вещи и поехал. А когда приехал, понял, что мне негде жить. 

Я вообще такой спонтанный человек: могу в один день решить, что хочу переехать, и не позаботиться о том, где буду ночевать. При этом работу в СФ я подыскал заранее — по-другому я не могу. Я не из тех, кто говорит: мне все надоело, я увольняюсь, буду искать новую работу! Нет, мне надо знать, что у меня уже есть тыл.

Первую ночь я спал в машине на одном из холмов с очень сильным туманом. Оказалось, в Сан-Франциско очень сложно найти жилье: по приезду я целый день потратил на поиск жилья через Craigslist, написал писем сто, и только на утро получил ответ. Ребята, которые работали в Zinga, предложили мне койку в их гостиной. Там я и поселился.

Такой вот у меня был первый день в Сан-Франциско.

О поиске себя и входе в крипту

Я работал в компании Symphony, которая занималась безопасным мессенджером. Параллельно разрабатывал еще один продукт, занимался им потом еще где-то полтора года. А потом решил, что хочу от всего отдохнуть, взял год отпуска и стал просто путешествовать по Америке и пытаться понять, чем мне заниматься дальше.

Это был один из самых интересных периодов в моей карьере. Я понял, что отдых очень важен. Но еще я понял, что он не должен быть таким длинным. Когда у тебя слишком много свободного времени, ты начинаешь забивать голову надуманными проблемами, а еще становится скучно. Все места становятся одинаковыми: первый и второй национальный парк, который ты посетишь, будут интересными, а третий и четвертый — уже не будут ничем отличаться от остальных.

Вернувшись, я присоединился к компании, которая занималась разработкой онлайн-банкинга. Там я и пришел к крипте, хотя на самом деле впервые о крипте я узнал довольно рано — году в 2013-м. 

И вот 2017 год. Я решил, что этим нужно заниматься. Для меня Trust Wallet был хобби-проектом, мне просто нравилось над ним работать.

Первые 50 пользователей — это были мои друзья. Я такой человек, что если я что-то делаю, я расскажу об этом всем. И первые 50 отзывов на App Store тоже были все от друзей, которых я силой заставил мне эти отзывы написать. Шучу, некоторые и сами писали.

Мне кажется, когда ты делаешь свой продукт — это очень важно. То, как ты его позиционируешь. Если у тебя есть первые заказчики, первые отзывы, то когда придет 51-вый человек и увидит, что у твоего приложения 5 звездочек, он подумает, о круто, наверное хорошее приложение, раз другие посоветовали.

Это было начало. Дальше трафик приходил из поиска. Надо просто знать, как делать какие-то базовые вещи по SEO, и их применять. Я использовал какие-то ключи, люди находили Trust Wallet по популярным запросам «эфириум кошелек скачать» и т.п.. А то, что мы начали с iOS (Google Play добавили позже), доказывало, что нашему приложению можно доверять. 

Когда у нас уже было то ли 15 000, то ли 25 000 пользователей, я понял, что это серьезно, а не просто хобби.

Trust Wallet сегодня

Сегодня я все так же делаю продукт, наверное 50% времени я посвящаю программированию. Я просто люблю этим заниматься, менеджмент и какую-то операционную деятельность я спокойно делегирую своим сотрудникам. Я полностью доверяю своей команде.

Нас 12 человек, и все находятся в разных тайм-зонах. Взаимодействуем мы в основном через GitHub. Кроме меня есть еще один человек из Украины, несколько ребят из России, Чехии, Британии, Бразилии, Китая, Индонезии. Общаемся через популярные мессенджеры, но в основном вся работа у нас идет через GitHub, потому что в основном это техническая часть.

За последние два месяца мы вышли на первое место среди криптокошельков по загрузкам. Мы опередили Blockchain.com, Black Wallet, Coinbase Wallet, Exodus и остальные. За последние три года было 8-10 млн скачиваний. По количеству активных пользователей точно не скажу — мы не раскрываем эти цифры, но это несколько миллионов пользователей как минимум.

У меня такой подход — я ни с кем не конкурирую. Мы просто делаем продукт, которым людям будет удобно пользоваться. А зачем нам конкурировать? Мы же не зарабатываем на нем деньги, единственная наша цель — популяризация криптовалюты. Возможно мы когда-нибудь и запустим какую-то монетизацию, но сейчас мы сравниваем свои метрики с метриками конкурентов только для того, чтобы понимать, насколько хорошо мы делаем продукт для пользователей, что стоит перенять у конкурентов из функций и т.п.

О взломах, социальной инженерии и человеческой жадности

Каждый день происходят случаи, когда у людей крадут деньги, или они теряют доступ к кошельку. Существует столько вариантов, как можно атаковать пользователей, и это не связано с продуктом. Многие люди хранят секретные фразы в интернете — у себя на Google Drive или в почте, откуда их очень просто увести. И когда они приходят к нам и говорят: «Вы украли все мои деньги!», мы начинаем разбираться, что случилось, и они сами обнаруживают свою ошибку.

Многие люди отдают деньги мошенникам, которые притворяются техподдержкой Trust Wallet. Многие просто теряют пароли, потому что человеческий мозг попросту не способен запоминать всю нужную ему информацию и хранить ее в правильном порядке.

Мы думаем, как это все улучшить с точки зрения продукта. Как дать людям больше образовательной информации, чтобы они не попадались на эти уловки. 

Когда я работал в безопасности, я видел, что хакеры постоянно воруют огромные базы данных учреждений, в которых хранятся имейлы и пароли. Один из самых популярных и эффективных методов атак — это как раз социальная инженерия. Когда работают люди, которые очень хорошо умеют манипулировать. И пользователи, которые не разбираются в технологиях, на это легко попадаются. Из-за недостатка знаний. Поэтому я думаю, образовывать людей — это самое главное.

Сейчас криптовалюты — это преимущественно средство для спекуляций. Все надеются заработать 1000% от депозита, и это одна и главных причин, по которой люди допускают ошибки и становятся жертвами хакеров — из-за жадности. Они могут вложить деньги в какие-то мошеннические продукты, пирамиды и т.п. Жадность — это, пожалуй, самая большая проблема нашего общества.

Об Украине

Мне Украина нравилась. У меня там было много друзей, мне нравилась моя школа, мой университет.

Многие люди уезжают в Америку и потом рассказывают, насколько все плохо было в Украине. А для меня она была на самом деле очень хорошим местом и с точки зрения развития карьеры, и с точки зрения людей, которые там были. 

Возможно, когда-нибудь я приеду навестить старых друзей. Но жить там я не планирую.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск