Последнее письмо Джеффа Безоса в роли директора Amazon к акционерам

3176

Джефф Безос покидает пост CEO Amazon в конце 2021 года, передает управление главному исполнительному директору компании по облачным технологиям Энди Ясси. Недавно он опубликовал свое последнее письмо акционерам в роли CEO. Редактор AIN.UA подготовила сокращенный перевод.


В первом письме Amazon к акционерам от 1997 года я говорил о надежде на создание долговечной франшизы, которая заново изобретет работу с покупателями с помощью интернет-возможностей. Я отметил, что Amazon вырос с 158 до 614 сотрудников, и что мы превысили 1,5 млн пользовательских аккаунтов. Мы тогда только что вышли на биржу при цене в $1,5 за акцию. Я написал, что это для нас день 1.

С тех пор мы прошли долгий путь и работаем тяжелее, чем раньше, чтобы служить нашим пользователям и радовать их. В прошлом году мы наняли 500 000 сотрудников, сейчас по всему миру у нас работает 1,3 млн человек. У нас по всему миру — более 200 млн пользователей Prime. Более 1,9 млн мелких и средних бизнесов продают на нашей платформе, эти сделки составляют почти 60% наших продаж. Пользователи подключили к Alexa около 100 млн умных устройств. Amazon Web Services обслуживает миллионы пользователей и завершила 2020-й год с $50 млрд оборота.

В 1997 году мы еще не изобрели Prime, маркетплейс, Alexa или AWS. Они тогда не существовали даже на уровне идей. С каждой мы пошли на большой риск, и в каждую вложили пот и мастерство.

На своем пути мы создали $1,6 трлн для акционеров. Кто они? Это — и ваш совет, и мои акции Amazon, которые сделали меня богатым. Но более семи восьмых акций, за которыми стоит $1,4 трлн, принадлежат другим людям. Это — и пенсионные фонды, и университеты, это Мэри и Ларри, которые прислали мне вот такое письмо, как раз в тот момент, когда я садился за написание этого:

Скриншот из блога Amazon

Такие истории мне присылают все время. Я знаю людей, которые использовали деньги, заработанные на акциях Amazon, чтобы оплатить колледж, решить какие-то чрезвычайные ситуации, купить дом, поехать в отпуск, начать свой бизнес, поддержать благотворительность — и этот список можно продолжить. Я горжусь тем, что мы создали ценность для акционеров. Но я также знаю, что это не самое ценное из того, что мы создали.

Создавайте больше, чем потребляете

Если вы хотите добиться успеха в бизнесе (и в жизни), нужно создавать больше, чем вы потребляете. Ваша цель должна быть в создании ценностей для всех, с кем вы общаетесь. Любой бизнес, который не работает по такой модели, даже если на поверхности и кажется успешным, недолго продержится в этом мире.

Помните, что цены на акции — это не о прошлом. Они — предсказание будущих потоков наличности, которые со скидкой продаются сейчас. Фондовый рынок живет прогнозами. Но я переключусь ненадолго и поговорю о прошлом. Сколько ценности мы создали для акционеров в 2020 году? Это — довольно простой вопрос, ведь на него отвечают любые бухгалтерские программы. Наша чистая прибыль в 2020 году составила $21,3 млрд. Если бы компания не торговалась на бирже, имея вместо тысяч владельцев одного, в 2020 году он заработал бы эту сумму.

А что с сотрудниками? Мы можем посмотреть на затраты по зарплатам. То, что для компании — затрата, для сотрудника — прибыль. В 2020 году сотрудники заработали 80 млрд. плюс еще 11 млрд бонусов и налогов с зарплат, что в целом составляет $91 млрд.

Сколько заработали продавцы? У нас работает внутренняя команда Selling Partner Services, которая как раз может ответить на такой вопрос. По их оценкам, в 2020 году третьи стороны-продавцы заработали от продаж на Amazon от $25 до $39 млрд, и чтобы придерживаться умеренной оценки, я остановлюсь на $25 млрд.

Что же касается пользователей, разделим их на просто пользователей и пользователей AWS.

Что касается обычных пользователей, мы предлагаем низкие цены, обширный выбор и быструю доставку. Но представьте, что мы все это игнорируем в данной статье, и оцениваем только один показатель: мы экономим пользователю время.

Пользователи совершают 28% покупок на Amazon за 3 минуты или даже меньше, и еще половина покупок завершается за время меньшее, чем 15 минут. Сравните это с походом за покупками в обычный магазин: нужно ехать туда на машине, парковаться, осматривать полки, ждать в очереди, искать машину, ехать домой. По данным исследований, типичная поездка в магазин занимает около часа. Если предположить, что обычная покупка в Amazon занимает 15 минут, и экономит вам пару поездок в обычный магазин в неделю, это — экономия более 75 часов в год! Это важно. Ведь мы, жители XXI столетия, очень заняты.

Чтобы перевести это в деньги, давайте оценим экономию в $10 в час (это умеренная оценка). 75 часов умножаем на $10 в час и вычитаем стоимость Prime. Для каждого участника Prime получается сумма в $630. У нас 200 млн участников Prime, что означает $126 млрд ценности для них, созданной в 2020 году.

По AWS это посчитать труднее, поскольку рабочая загрузка каждого пользователя разная, но мы все же попытаемся, держа в уме, что эта оценка будет с большой погрешностью. Различные оценки экономии от работы в облаке в противоположность физическому присутствию различаются, но разумная оценка составляет 30%. Доход AWS в 2020 году составил $45 млрд, а значит, мы создали дополнительную ценность для пользователей на уровне $19 млрд. Что им своими силами обошлось бы в $64 млрд, с помощью AWS обходится в $45 млрд.

Сложность этого подсчета в том, что прямое снижение затрат — это наименьший из эффектов переезда в облако. Больший эффект — это выросшая скорость разработки софта. Нет разумного способа оценить эту часть ценностей для пользователей, но можно с уверенностью сказать, что она превышает прямую экономию. Чтобы оставаться умеренным, возьму ту же сумму и напишу, что для пользователей AWS в 2020 году мы обеспечили $38 млрд добавочной ценности.

Если подсуммировать:

  • Акционеры — $21 млрд.
  • Сотрудники — $91 млрд.
  • Продавцы — $25 млрд.
  • Пользователи — $164 млрд.

Всего — $301 млрд.

Эти цифры показывают, почему люди хотят на нас работать, почему продавцы продают с нашей помощью, почему у нас покупают покупатели. Мы создаем для них ценность. И это создание — не игра с нулевой суммой. Это — не перемещение денег из одного кармана в другой. Основа всякого создания ценности — инновация. И создание ценности лучше всего воспринимать как ее метрику.

Конечно, наше отношение к этому измеряется не только в долларах и центах. Деньги не рассказывают всей истории. Наши отношения с акционерами, для примера, довольно просты. Они вкладывают в нас деньги и владеют акциями столько, сколько захотят. Если хотят, они участвуют в ежегодных собраниях и голосуют.

Наши отношения с сотрудниками сильно отличаются. У нас есть процедуры, которых они придерживаются, и стандарты, которым они соответствуют. Мы требуем обучения и сертификации. Сотрудники должны появляться на работе вовремя. Мы постоянно с ними взаимодействуем и это взаимодействие — многослойно, оно не просто о работе и выплате за нее.

Если вы читали некоторые новости в последнее время, у вас может создаться впечатление, что мы не заботимся о сотрудниках. В этих новостях пишут, что наши сотрудники — несчастны, что с ними обращаются как с роботами. Это не так. Они — образованные и умные люди, которые по своей воле выбирают, где работать. Когда мы опрашиваем фулфилмент-центры, 94% их сотрудников говорят, что порекомендовали бы Amazon другу в качестве места работы.

Сотрудники могут уходить на незапланированные перерывы во время своей смены, чтобы размяться, выпить воды или сходить в туалет, или пообщаться с менеджером и это не отражается на их производительности. Эти неформальные перерывы добавляются к 30-минутному обеду и 30-минутному перерыву, которые есть в их рабочем расписании.

Мы не устанавливаем нереальных рабочих целей. Мы устанавливаем достижимые цели, принимая во внимание, сколько человек работает в компании и каковы его рабочие показатели. Рабочая эффективность замеряется на протяжении длительного времени, поскольку, как мы знаем, рабочие показатели за день или за час могут меняться под воздействием множества разных вещей. Если сотрудник — на пути к невыполнению цели, с ним общается менеджер и обеспечивает ему обучение.

Мы должны заработать звание лучшего работодателя и самого безопасного места работы

Несмотря на все то, чего мы достигли, мне ясно, что нам нужно лучшее видение для успеха наших сотрудников. Мы всегда хотели быть самой клиентоориентированной компанией в мире. И мы не будем это менять, именно это привело нас к успеху. Но я беру на нас еще одно обязательство: мы станем лучшим работодателем мира и самым безопасным в мире местом работы.

В своей новой роли председателя совета я сосредоточусь на наших новых инициативах. Я — изобретатель. Это то, что приносит мне больше всего радости, и то, что у меня лучше всего получается. То, где я создаю больше всего ценности. Я буду рад поработать над тем, чтобы мы достигли звания лучшего работодателя и самого безопасного места работы. В деталях мы в Amazon всегда гибкие, но в вопросах видения мы упрямы и неустанны. Мы никогда не терпели поражения, если решали дойти до цели, не потерпим и сейчас.

Мы глубоко изучим вопросы безопасности. К примеру, около 40% рабочих травм в Amazon связаны со скелетно-мышечными повреждениями, вызванными повторяющимися действиями. Нам нужно придумать решения, которые уменьшат такие риски для новых сотрудников. Одна из таких программ называется WorkingWell, мы запустили ее с участием 859 000 сотрудников в Америке и Европе. Мы обучаем сотрудников тому, как работает тело, как заботиться о нем проактивно, и какие есть правила безопасности.

Климатическое обещание

Не так давно большинство верило, что нужно решать проблемы климата, но также они верили, что это будет дорого стоить и плохо скажется на рабочих местах и экономическом росте. Мы уже знаем, что это не так. 53 компании из различных отраслей подписали The Climate Pledge (обещание действовать так, чтобы бороться с человеческим влиянием на изменение климата — ред.). Такие компании как Best Buy, IBM, Infosys, Mercedes-Benz, Microsoft, Siemens и Verizon пообещали, что перейдут на безуглеродную работу до 2040 года.

Подписанты Climate Pledge берут на себя амбициозные обязательства. Uber до 2030 года собирается перейти на работу с нулевым уровнем выбросов в Канаде и Европе, Henkel планирует использовать 100% энергии на производстве из возобновляемых источников. Amazon также идет по пути к 100% энергии из возобновляемых источников до 2025 года. Amazon — это крупнейший корпоративный покупатель зеленой энергии в мире. У нас 62 крупных производственных проекта по ветровой и солнечной энергии, 125 крыш с солнечными панелями. Эти проекты способны генерировать более 6,9 ГВт и производить более 20 млн МВт·ч энергии в год.

Я лично выделил $10 млрд на гранты, которые помогут проектам в этой области. Мы поддержим ученых, активистов, общественные организации в борьбе с изменением климата и защите окружающего мира.

Дифференциация — это выживание, а вселенная требует типичности

Это мое последнее письмо к акционерам в роли CEO Amazon, и мне осталось написать об одной очень важной вещи. Надеюсь, вся наша команда примет ее близко к сердцу.

Вот абзац из книги Ричарда Докинза «Слепой часовщик». Он — об основах биологии:

«Отсрочка смерти — это то, над чем приходится работать. Будучи предоставлено самому себе, тело стремится прийти в состояние равновесия с окружающей средой (и именно это случается, когда оно умирает). Если измерять показатели вроде температуры, кислотности, содержания воды или электрического потенциала в живущем организме, вы обычно обнаружите, что они сильно отличаются от показателей вокруг.

Например, наши тела обычно горячее окружающей среды, а в холодном климате они должны стараться, чтобы поддерживать эту разницу. Когда мы умираем, такая работа осталавливается и разница температур начинает исчезать, в конце-концов мы по температуре уравниваемся с окружением.

Не все животные так же тяжело трудятся, чтобы избежать состояния температурного равновесия, но все работают в этом же ключе. К примеру, в сухой местности растения и животные работают над тем, чтобы удерживать в себе воду, борясь с естественным для воды процессом перетекания из них в сухой мир вокруг. Если они не справятся с этим, они умрут. Обобщая: если живые организмы не работают активно над тем, чтобы этому противиться, они в конце-концов сольются с окружением и перестанут существовать как автономные единицы. Именно это происходит, когда они умирают».

И хотя этот отрывок в книге — буквальный, он тем не менее является фантастической метафорой, очень подходящей для Amazon. Я бы даже сказал, он относится ко всем компаниям и всем организациям, и всем нашим жизням. В каком направлении мир влияет на нас, чтобы сделать нас нормальными? И сколько усилий нужно приложить, чтобы оставаться особенным?

У меня есть знакомая женатая пара, у которой есть внутрисемейная шутка. Время от времени муж смотрит на жену с притворным возмущением и спрашивает: «Ты не можешь просто быть нормальной?». Они оба смеются над этим и, конечно, соль шутки в том, что индивидуальность супруги — именно то, за что ее любит муж. Но также верно, что если бы мы были нормальными, жизнь для нас была бы легче и требовала бы меньше усилий.

Этот феномен проявляется на всех уровнях. Демократии — это ненормально. Историческая норма — это тирания. Если бы мы перестали постоянно и тяжело работать над тем, чтобы сохранять это различие, мы бы резко пришли в равновесие с тиранией.

Мы все знаем, что индивидуальность и оригинальность ценна. Нас всех учат быть самими собой. Но что я на самом деле прошу у вас: подумать, сколько энергии требуется на поддержание индивидуальности. Мир хочет от вас типичности и тянет вас в нее миллионом способов. Не позволяйте этому случиться.

За свою индивидуальность нужно платить цену, и она того стоит. В сказках нас учат «быть собой», рассказывая, что как только индивидуальность героя проявится и засияет, все его неприятности кончатся. Но эта версия неправдива. Быть собой — это важно, но не ожидайте, что это будет легко и без усилий.

Мир постоянно пытается сделать Amazon типичным, привести нас в равновесие со средой. Это будет стоить нам значительных усилий, но мы можем и должны с этим бороться.


Как всегда, я прикрепляю письмо к акционерам от 1997 года. Оно оканчивается так: «Мы в Amazon признательны нашим пользователям за их бизнесы и доверие к нам, признательны друг другу за тяжелый труд, и признательны нашим акционерам за поддержку и воодушевление». Это до сих пор актуально. Я бы хотел отдельно поблагодарить Энди Ясси, за то, что он согласился взять на себя обязанности CEO. Это тяжелый труд и огромная ответственность.

Обращение ко всем вам: будьте добры, оригинальны, производите больше, чем потребляете, и никогда, никогда не позволяйте вселенной слить вас с окружением. Для нас все еще — день 1.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск