«Один раз живем»: что такое YOLO-экономика

8840

The New York Times опубликовал статью о том, как в американской корпоративной среде проявляется культура YOLO («Живешь один раз»): многие офисные сотрудники, вымотанные пандемией, решаются бросать стабильные работы и пробовать что-то новое и рискованное. Редактор AIN.UA подготовила сокращенный перевод статьи.


С вымотанными миллениалами-сотрудниками в Америке происходит нечто странное. Они провели год, согнувшись над своими макбуками, выживая от Zoom-колла к Zoom-коллу, сидя хлебе на закваске и тренировках на Peloton. Теперь же они готовы всем рискнуть.

Кто-то бросает стабильную работу, чтобы начать новый бизнес. Кто-то превращает подработку в полноценный проект или начинает работать над собственным сценарием. Другие зубоскалят над попытками босса загнать всех обратно в офис и требуют возможности работать откуда и когда угодно.

Их воодушевляют растущие темпы вакцинации и оживающий рынок труда. Их банковские аккануты поднабрали жирка за год сидения дома, и это только укрепляет их решимость рисковать. Кто-то из них всего лишь решается на новую работу, кто-то вообще решает сойти с карьерного конвейера.

Если у этого движения и есть девиз, это — YOLO (you only live once или «живем только раз)», аббревиатура, которую популяризовал репер Дрейк еще десяток лет назад, и который с тех пор полюбился всем, кто любит риск. Этот термин уже стал мемом среди трейдеров на Reddit, которые обращаются к нему, делая нерациональные ставки, которые иногда срабатывают (вспомнить хотя бы пример GameStop — классическая YOLO-история). В более широком смысле он характеризует то отношение, которое охватило заскучавших офисных сотрудников в последние месяцы.

Будем честны: пандемия еще не закончилась и миллионы американцев все еще оплакивают и потерю работы, и потерю близких. Не каждый может себе позволить раз и навсегда отказаться от осторожности. Но все растущее количество людей с финансовыми подушками и востребованными умениями меняют ужас и тревожность прошлого года на профессиональное бесстрашие нового типа.

Я впервые услышал о таких историях еще около года назад. Сразу несколько моих знакомых объявили, что бросают престижные высокооплачиваемые работы и начинают работать над рискованными, но вдохновляющими проектами. С тех пор скромный ручеек уведомлений о смене работы в LinkedIn превратился в широкий поток. Я написал об этом твит и десятки историй посыпались в мою почту. Все они — вариации одной и той же темы: пандемия поменяла мои приоритеты, и я понял, что не обязан так жить всегда.

Бретт Уильямс, 33-летний юрист из Орландо, обрел озарение во время Zoom-медитации: «Я внезапно понял, что просиживаю за столом по 10 часов в день и чувствую себя несчастным. И мне подумалось: «А что я теряю? мы все можем завтра умереть»».

Так что он ушел с работы, бросив должность партнера и щедрую зарплату крупной фирмы, чтобы присоединиться к маленькой команде, которой управлял его сосед, и больше времени проводить с женой и собакой. «Я все еще юрист. Но я давненько не чувствовал такого воодушевления от своей работы», — говорит он.

Оливия Мессер, 29-летний репортер в The Daily Beast, ушла с работы в феврале, поскольку поняла: работа с темой пандемии целый год вымотала и травмировала ее.

«Я чувствовала себя настолько истощенной, что казалось, больше не знаю, как делать свою работу», — говорит она. Репортер ушла с работы, переехала из Бруклина в Сарасоту, поближе к родителям. С тех пор она занимается фрилансом и своими хобби вроде рисования и плаванья на байдарках.

Она признает, что не все люди могут позволить себе такие перемены. Но ее это решение привело в сознание. Жизнь снова стала приносить ощущение реализации, вернулся творческий подход.

YOLO вполне может стать основным рабочим трендом этого года. Недавнее исследование Microsoft показало, что более 40% сотрудников по всему миру подумывают о том, чтобы сменить работу. Анонимная соцсеть Blind, популярная среди хайтек-сотрудников, выяснила, что порядка 49% ее пользователей собираются на новую работу в этом году.

«У нас был год на то, чтобы оценить, насколько жизнь, которую мы живем, совпадает с той, о которой мы мечтаем. Особенно это работает для молодых людей, которых учили тяжело работать, выплачивать студенческие кредиты, чтобы однажды смочь наслаждаться жизнью. Многие из них сейчас сомневаются в этом правиле. Может, им хочется быть счастливыми прямо сейчас?», — говорит Кристина Валлас, старший лектор в Harvard Business School.

Опасаясь массового исхода сотрудников, работодатели пытаются поднять рабочий дух и бороться с выгоранием. LinkedIn недавно предоставил всем своим сотрудникам оплачиваемую неделю выходных. А команда Twitter получила лишний выходной день в месяц, в рамках проекта #DayofRest. Credit Suisse выплатил младшим банкирам $20 000, а Houlihan Lokey — полностью оплаченный отдых в отпуске.

Повышение зарплат и лишние выходные могут переубедить некоторых оставаться на месте. Но для других именно застой — это проблема, и единственное ее решение — радикальные изменения.

«Ощущение такое, как будто нас заперли внутри наших карьер последние десять лет, и наконец появилась возможность все изменить», — говорит Нейт Моузли, 29-летний закупщик в крупном магазине одежды. Он недавно решился оставить свою работу, приносящую $130 000 в год, и сделать это до 1 июня, той даты, к которой сотрудники его компании обязаны вернуться в офис.

Он создал таблицу в Excel под названием «Кризис поздних 20-ти лет», которую заполнил возможностями для следующего своего шага. Можно пойти на курсы программирования, можно начать майнить эфир, можно присоединиться к политической кампании 2022 года, переехать к Карибскому морю и открыть туристический бизнес. Он регулярно смотрит этот файл, добавляя плюсы и минусы к каждой опции.

«Идея возвращаться к тому, как все было до коронавируса, кажется такой неприятной после прошлого года. Если не сейчас, когда еще я это сделаю», — говорит он.

Возможно, кто-то из движения YOLO и вернется к стабильным работам, как только у них закончатся отложенные деньги или же провалится новый проект. Но дух бесшабашного риска кажется заражает даже тех, кто обычно стремится превзойти себя и прорваться вверх по карьерной лестнице.

Отчасти потому, что такие люди могут позволить себе рисковать. Увеличенная помощь при безработице, расцвет фондового рынка обеспечили многим страховку на случай, если что-то пойдет не так. Во многих отраслях сейчас — нехватка сотрудников, и это значит, что найти себе новую работу будет проще. Количество вакансий в США выросло в феврале до двухгодичного максимума в феврале 2021 года.

В дополнение к возможности смены работы пандемия создала намного больше удаленных рабочих мест. А кандидаты получили намного больше возможностей в переговорах с работодателями.

Индивидуальные YOLO-решения можно свести к конкретным влияющим факторам: усталость от четырех стен, новые возможности быстро разбогатеть вроде NFT и так далее. Но многие из этих решений объясняются более глубоким крушением иллюзий и чувством, что экономика меняется. Так, что-то сумасшедшие выигрывают, а осторожные пасуют.

Сразу несколько людей, которым 20-30 лет, которые ходили в престижные школы и которых никак нельзя описать как «работников жизненно-важных сфер услуг», рассказали мне, что пандемия разрушила их веру в традиционную офисную карьерную лестницу. Они наблюдали за тем, как их независимо-мыслящие ровесники богатеют, присоединяясь к стартапам или играя на криптовалютных колебаниях. В то время, как их боссы топят их в рутине и не поддерживают во времена пандемии и самых мрачных лет их жизни.

«Последний год показал, как на самом деле компании относятся к своему штату. Для многих стало сложно продолжать работать на бизнес, который не принимает во внимание, насколько внезапно поменялись наши жизни», — говорит карьерный консультант Латиша Бирд. Она консультирует представительниц небелого населения в отраслях вроде хайтека, финансов и медиа. И по ее словам, кроме эффекта от пандемии и выгорания многие представители меньшинств страдают и от поверхностного отношения своих работодателей к вопросам расовой справедливости.

Конечно, не каждый выгоревший сотрудник бросит работу. Для некоторых продленный отпуск или более гибкое рабочее расписание может и погасить жажду перемен. А некоторые обнаружат, что возвращение в офис привнесет в их жизни потерянный баланс.

Но для тех, кто может себе это позволить, дух приключений витает в воздухе.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск