8 юридических ошибок инвестора и как они могут повлиять на проект и самого инвестора

831

В колонке для AIN.UA Евгений Савельев, партнер юридической фирмы Avitar, совместно с инвестиционным фондом GR Capital рассказывают, какие юридические ошибки может совершить инвестор и как эти ошибки влияют на репутацию и финансовое благополучие и проекта, и инвестора.


Евгений Савельев

Недавно в программе «Гараж Джобса» я беседовал с Игорем Жадановым, CEO компании Readdle, и он отметил интересный факт: «Иногда стартап видит результат своей работы не в качественном продукте, а в объеме привлеченных инвестиций».

С этим трудно не согласиться. В сети можно найти очень много информации для стартапов о том, как привлечь инвестиции в свой проект, как подготовиться к встрече с инвестором, и какие аспекты бизнеса будут интересовать инвестора в первую очередь.

Недальновидные стартапы часто воспринимают инвестора как «кошелек», которому нужно выгодно «продать» идею, защитив ее красиво оформленным бизнес-планом.

Вместе с тем, является очевидным тот факт, что главные риски ложатся на инвестора, соответственно, именно инвестор должен иметь систему точек контроля, по которым он будет определять, насколько надежен и привлекателен для инвестиций тот или иной проект.

Совместно с нашими партнерами GR Capital – венчурным фондом с активами под управлением $85 млн, сфокусированным на инвестициях в быстрорастущие западноевропейские технологические компании на поздних стадиях, мы решили поговорить о том, какие юридические ошибки может совершить инвестор и как эти ошибки влияют на репутацию и финансовое благополучие и проекта, и инвестора.

Ошибка №1. Не обращать внимание на оформление отношений между учредителями

Если стартап запускают несколько фаундеров, они должны заранее согласовать детали своих отношений. Необходимо выяснить:

  • каким образом капитал будет разделен между учредителями;
  • каковы роли и обязанности учредителей;
  • имеет ли компания право выкупить акции учредителя, который решил выйти из бизнеса;
  • как будут приниматься стратегические решения;
  • при каких обстоятельствах учредитель может быть отстранен от должности сотрудника;
  • какие материальные и нематериальные средства каждый учредитель вносит в бизнес;
  • как будет приниматься решение о продаже бизнеса.

Помимо того, что отношения между учредителями должны быть задокументированы, важно предусмотреть различные сценарии развития, – отмечает управляющий партнер GR Capital Макс Филиппов. Чем больше фаундеров, тем сложнее урегулировать между ними отношения, особенно если кто-то уходит из компании. Если такое решение фаундера в учредительных документах не было предусмотрено, то могут возникнуть споры судебные тяжбы, которые будут отвлекать от операционной деятельности оставшуюся команду.

Кроме того, пострадает репутация компании и ее привлекательность для инвесторов, поскольку нерешенный юридический вопрос останется в публичном поле. Нужно сказать, что репутация – очень важный элемент в нашем бизнесе. 

Мы знаем кейс компании, когда один из фаундеров ушел и не занимался операционной деятельностью, хотя имел долю больше, чем у оставшегося партнера. Это сказалось на мотивации – сложно управлять тяжелым бизнесом с меньшей долей. Тогда помогли инвесторы – выписывали опционы, поощряли за достижения и всячески способствовали мотивационному балансу, – рассказывает Филиппов.

Макс Филиппов

Ошибка №2: Не вникать, какие разрешения, лицензии или организационная структура нужны бизнесу

В зависимости от характера бизнеса компании могут потребоваться разрешения, лицензии, сертификаты, экспертиза (отраслевые, государственные, налоговые и другие). Инвестор должен понимать, насколько бизнес готов их получить и действовать в рамках закона.

Как отмечает Макс Филиппов, при выборе целевой компании для инвестирования обязательно нужно обращать внимание на правовой режим в её юрисдикциях. Особенно если компания работает в таких зарегулированных отраслях, как здравоохранение или финансовые услуги. Там обязательно нужны определенные разрешения и лицензии.  

Кроме того, нужно обращать внимание не только на то, где компания ведет операционную деятельность, но и на планы компании по развитию в других странах. Необходимо учитывать разницу в регуляторном поле стран и необходимый объем работ для грамотного выхода на новый рынок. Это напрямую влияет на бизнес модель самой компании и ее эффективность. 

Ошибка №3. Недостаточно учитывать «географию» бизнеса с точки зрения юрисдикции стран продавца и покупателя, налоговых обязательств, а также структуры владения бизнесом

Важно понимать, что чаще покупатели любят получать услуги и покупать товары в той стране, где они проживают, или у компании, которая зарегистрирована в трастовой (доверительной) юрисдикции.

Для фаундера это не всегда удобно с точки зрения владения и управления бизнесом, а также операционной деятельности. Безусловно, в первую очередь нужно отталкиваться от того, что удобно покупателю, но в то же время необходимо определить, сколько стоит создание компании в юрисдикции, «удобной» для стартапа с точки зрения налогов и других норм.

В результате, стартапер не идет слепо за пользователем или за налоговыми льготами, а находит компромиссную юрисдикцию, которая позволит сохранить доверие и покупателя, и инвестора, которому удобно и выгодно заходить в компанию, зарегистрированную в репутационно-положительной юрисдикции.

Обычно по нашему опыту западноевропейские компании не думают наперед и регистрируют бизнес в стране основания, делится Филиппов. Действительно, среди европейцев не так принято искать налоговые гавани, скорее даже считается постыдным. Как правило корпоративное законодательство и налогообложение в развитых странах достаточно продумано и уплата налогов считается почетным долгом.

Но начать и вести бизнес – это одно. А вот капитализировать его и организовать выход для акционеров – совершенно другое. К примеру, в Испании не урегулировано налогообложение опционов – массового инструмента мотивации команд в быстрорастущих компаниях. В Германии все сделки с долями в компании должны проходить в присутствии нотариуса, который обязан вслух зачитать все документы, что превращает сам процесс в фарс, когда 2-3 юриста с доверенностями от всех инвесторов сидят в кабинете нотариуса до 3 часов ночи и слушают текст всех документов к подписанию.

Ошибка №4. Не проявлять интерес к выбору названия компании – не учитывать потенциальные сложности с товарным знаком или доменным именем

Практически первое, что нужно сделать при запуске любого проекта – проверить название товара и компании в юрисдикции, где а) регистрируется бизнес и б) обитает покупатель.

Очень важно, чтобы уникальное название было закреплено за компанией и продуктом, а также, оформлено надлежащим образом. Это значит, что само название, логотип и другие элементы дизайна, код и прочее, были оформлены не на физическое лицо фаундера, а на компанию.

Следить за оформлением IP-бокса нужно со старта продукта. Инвестор обязательно обратит внимание на этот пункт и скорее зайдет в тот проект, где все юридически «упаковано».

Для компаний, которые стремятся достичь амбициозных позиций на рынке и, соответственно оценок, название важно как никогда, – утверждает управляющий партнер GR Capital. Имя успешных компаний часто становится нарицательным, как Uber стало для on-demand такси и Glovo для доставки еды в Украине. 

При глобальном развитии всех ситуаций заранее не предвидишь. Как в случае с Bolt (ex-Taxify), которые не учли запрет на использование в названии слова taxi в некоторых странах. Или в случае с Lime, которые выбрали достаточно часто употребляемое название и столкнулись с попытками некоторых компаний паразитировать на этом. 

Поэтому лучше на ранних этапах развития проекта обезопасить себя от потенциальных разбирательств с названием и торговой маркой.

Ошибка №5. Не задавать вопрос фаундерам о том, как они принимают на работу сотрудников и как увольняют

Важно, чтобы все участники команды были корректно оформлены. Иногда фаундер считает, что, если он платит сотрудникам (в наличной форме или на карточку), то он автоматически становится владельцем всех разработок, и к нему не будет претензий впоследствии.

На самом деле, очень важно оформить правильные контрактные условия либо договоры подряда с каждым из сотрудников. Кроме этого, обязательно с каждым сотрудником нужно оформить «договор о неразглашении», чтобы все четко понимали какая информация является конфиденциальной.

Не работать «на честном слове», а как можно быстрее (на старте или в процессе) оформить отношения с разработчиками – это критически важно для любой компании, особенно, с точки зрения инвестора.

Оформление сотрудников – один из самых тонких моментов для быстрорастущих компаний, – утверждает Макс Филиппов Законодательство в этой сфере — очень политизированный вопрос и поэтому сильно отстает в гибкости и темпах его изменения под современные реалии.

С одной стороны успешным компаниям надо очень быстро наращивать штат, при этом с другой – быть готовыми к быстрому сокращению. Всё это еще и включает в себя различные форма найма от полностью удаленной работы через работу on-demand до полной занятости в офисе. На примере судебных тяжб по поводу статуса найма у компаний такси и доставки еды уже видно, насколько большая пропасть между пониманием регуляторов, общественным мнением и мнением самих работников.

Также мы наблюдали во Франции кейс, когда компания на пике роста наняла за год сотни новых сотрудников. Незадолго после этого начался кризис, вызванный эпидемией COVID-19, поэтому возникла необходимость штат сократить. А поскольку Франция славится своей защитой прав сотрудников, то на решение вопроса об увольнении более 300 человек ушло более полугода. 

Ошибка №6. Не уделять достаточно внимания безопасности, приватности, юридическим документам на сайте, комплаенсу и другим вопросам, касающимся защиты персональных данных

Одна из ключевых ошибок украинских предпринимателей: «юридичку» оставим на потом, когда разгоним бизнес. Принцип «сначала заработаю денег, а потом – все остальное» не работает на международном рынке.

Ошибки, которые в какой-то мере допустимы (по крайней мере, не замечены) на «малых оборотах», обязательно будут замечены и конкурентами, и контролирующими органами, когда компания вырастет. Даже если на старте проекта в компании недостаточно средств, у фаундера должен быть четкий план и понимание того, когда, в какой период времени и на каком этапе развития проекта, будет «закрыт» следующий участок деятельности с точки зрения корректного юридического оформления.

Это касается регистрации компании, оформления взаимоотношений, документального оформления своего онлайн-присутствия, юридической «упаковки» продукта и всех процессов бизнеса, дисклеймеров, политик и других документов на сайте.

Инвестор всегда оценивает риски. Чем больше пробелов в юридическом оформлении, тем выше риск. Если же стартапер уделяет должное внимание юридическому соответствию (комплаенсу), это повлияет не только на объем привлеченных инвестиций, но и на доверие инвестора.

Для технологичных компаний, чья деятельность непосредственно связана с данными пользователей, например, для финансовых услуг или социальных сетей, утечка данных может нанести огромный репутационный и финансовый ущерб, – говорит Филиппов. В прошлом году один из крупнейших украинских IT-аутсорсеров SoftServe подвергся атаке, в результате чего были слиты не только клиентские данные, но и персональные данные сотрудников компании. При этом таким атакам подвержены как относительно небольшие технологические компании, так и такие гиганты, как Facebook, LinkedIn и другие.

Мы в данном случае смотрим именно на понимание проблемы командой и её готовность к любым возможным ситуациям. Слепо бежать и надеяться, что тебя «не зацепит» в наше время давно не работает. Сюда же относятся решения по типу «а давайте скопируем пользовательское соглашение у наших конкурентов». 

Ошибка № 7: Не уделять должного внимания вопросам интеллектуальной собственности

Корректное оформление прав интеллектуальной собственности – это ключевой вопрос любого IT бизнеса. И этот вопрос должен быть решен, практически, на самом старте проекта.

Даже если группа фаундеров еще не имеет должным образом оформленного юридического лица, вопросы интеллектуальной собственности должны быть оформлены в виде договоренности между фаундерами, и на каждом этапе развития проекта (начиная с нулевого этапа) стартап должен фиксировать что и кем сделано в плане интеллектуальной собственности.

С каждым человеком, который присоединяется к команде, должен быть оформлен договор, где вопросы прав интеллектуальной собственности должны быть прописаны однозначно.

При инвестировании в любой проект инвестор (с помощью аудиторов или юристов) обязательно проведет проверку, так называемого due diligence проекта, то есть проверит, все ли активы и ценности принадлежат компании.

Как отмечает управляющий партнер GR Capital, это тем более относится к компаниям со сложными технологическими разработками, на которых построен продукт или услуга. Проблемы с интеллектуальной собственностью разработок при масштабировании компании могут привести к худшему — полной потери прав на использование технологий.

Иногда даже доходит до абсурда: запуск страховой компании Lemonade на немецком рынке был заблокирован иском от Deutsche Telekom по поводу использования их фирменного розового цвета. Суд был на стороне Lemonade, но на время разбирательства запуск был заморожен.

Ошибка №8. Не консультироваться с юристом

Поскольку важной и нужной информации в сети сегодня очень много, в начале проекта у стартапера возникает соблазн быть «самому себе юристом». Однако, есть ряд ключевых этапов в развитии проекта, когда подключать юристов необходимо:

  • когда вы создаете компанию, выбирая правильную юрисдикцию;
  • когда появляется совместное инвестирование, то есть вы привлекаете чужие деньги;
  • когда нужно оформить отношения между участниками проекта;
  • когда вы выбираете правильную форму взаимодействия с миром онлайн и офлайн;
  • когда вы собираетесь получить первую выручку;
  • когда вы выходите на международный рынок;
  • когда вы начинаете строить структуру, привлекая большое количество людей;
  • когда у вас появляется первый договор;
  • и во многих других случаях.

Все это будет анализировать инвестор на предмет скрытых рисков.

Юридическое сопровождение – это один из ключевых столпов построения компании, и оно должно соответствовать ее размерам и потребностям, – подчеркивает Филиппов. Профессиональные инвесторы всегда проводят собственный юридический due diligence, и любая брешь в юридических вопросах может лишить компанию потенциального инвестирования. Внутренний юрист с учетом всех современных вызовов просто не в состоянии справится со всеми вопросами самостоятельно, тем более при международной работе.

Выводы

Каждый инвестор хочет вложить деньги в надежный бизнес. В быту надежность каждый понимает по-своему. Если же речь идет об инвестициях, то инвестор может оценить надежность компании, зная конкретные «точки контроля» инвестора, и не допуская ошибок, о которых мы говорили                                                              

Инвесторы, которым удается избежать этих и других юридических ошибок, имеют больше шансов минимизировать риски, наладить прозрачные доверительные деловые отношения с компанией, которая является объектом инвестиций, сохранить достойную репутацию и приумножить свои инвестиции.

Автор: Евгений Савельев, партнер юридической фирмы Avitar

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск