Беларусский сервис доставки продуктов Bazar запустился в Киеве, правда пока только на территории ЖК «Комфорт Таун». Сервис предлагает своим пользователям бесплатную доставку продуктов в течение 15 минут без ограничения по минимальному заказу.
Редакция AIN.UA пообщалась с сооснователем Bazar Павлом Самолазовым и узнала об истории сервиса, запуске в Киеве, планах выхода в другие регионы Украины и о том, как работают дарксторы.
Bazar запустился в Минске менее года назад
Bazar — это магазин без покупателей, но с теми же стеллажными полками, холодильниками и выкладкой товаров, ассортиментом и ценами стандартного магазина у дома, только покупатель наполняет корзину онлайн, а его руками и ногами в магазине выступает комплектовщик и курьеры, которые собирают и доставляют заказы покупателям к входной двери дома или квартиры.
«Нам стало жаль своего времени, которое тратится на поход в магазин. От похода в продуктовый магазин не всегда получаешь удовольствие: очереди, толкучка, тратишь много времени на поиск товара, необходимость возвращаться, если что-то забыл и морока с возвратом товара. А зимой или в жару это вообще сомнительное времяпрепровождение. Возникло желание решить эту проблему раз и навсегда. Потом пришла пандемия и мы поняли, что самое время начать реализовывать проект. Спустя 4 месяца мы сделали первую доставку», — рассказывает Павел.
Сервис начал свою работу в Минске в июле 2020 года, а сейчас уже доставляет более 16 000 доставок в месяц в 4 зонах доставки. Цель сервиса до конца 2021 года — делать 100 000 заказов в месяц в Минске. На данный момент в Минске 4 даркстора, а до конца лета компания планирует увеличить сеть до 10. При этом для покрытия всего Минска необходимо около 17-ти дарксторов.
«Зароботок даркстора в экономии»
У сервиса нет минимальной сумы заказа и всегда бесплатная доставка. Таким образом пользователь может заказать только один пакет молока или десяток яиц и получить их доставкой под дверь всего за 15 минут.
«Я всегда говорю, что наш заработок в экономии. Преимущество даркстора в том, что нас не посещают клиенты, нам не нужно заботиться о красоте, важнее всего функциональность: подвальное помещение, однотонные стены и пол, плотная расстановка стеллажей. Кроме того мы научились максимально эффективно использовать время сотрудников в течение дня: с учетом спроса, погодных условий, дня недели. Ведь даже новостная лента наших клиентов влияет на спрос».
Сэкономленные на недорогой аренде и отсутствии дополнительного персонала (охранников, кассиров, уборщиков и тд.) деньги позволяют держать штат курьеров и предлагать клиентам бесплатную доставку.
«Команда даркстора состоит из супервайзера, одного комплектовщика на смене и 2-8 курьеров в зависимости от спроса. В общей сложности списочная численность сотрудников даркстора доходит до 50 человек, так как часто курьеры работают по пару часов в неделю», — отмечает сооснователь.
Запуск в Украине
Спустя год работы в Минске, Bazar запустился в Киеве, на территории ЖК «Комфорт Таун».
«Для пилотного запуска в Киеве выбрали «Комфорт Таун», как один из самых активных районов города с высокой плотностью нашей целевой аудитории и уже готовим к открытию вторую зону доставки. Технический запуск занял 2 месяца: подбор и подготовка помещения, закупка оборудования, подбор персонала, переговоры с поставщиками».
Украину выбрали по нескольким причинам: свободный рынок дарксторов, большая плотность населения в городах и схожесть продуктовых корзин украинцев и беларусов.
«Мы делаем глобальный бизнес, поэтому параллельно развиваемся на разных рынках. Нам важно прийти на рынок одними из первых. В Украине рынок дарксторов свободен, плюс по потребительской корзине он очень похож на белорусский, что упрощает нам запуск и менеджмент проекта. В рынке Украины мы видим большие перспективы для нашей модели: 4 города миллионника, плотная застройка в городах, хорошо развито собственное производство продуктов питания и непродовольственных товаров. Даже в ассортименте белорусских дарксторов есть категории, где преобладают украинские производители», — рассказал Павел Самолазов.
Инвестиции и план выхода в регионы
Не считая затрат на разработку, на текущем этапе на запуск пилота в Украине инвестировано около $100 000. Ангельскими инвесторами выступили белорусские бизнесмены из реального сектора.
«План в Киеве на ближайший год — открыть 30 зон доставки и выйти в регионы, сейчас активно ищем помещения в Киеве в густонаселённых районах и новостройках, но что может быть интересно обывателю — он не всегда будет знать о нашем присутствии, даже если мы находимся всего в нескольких метрах — мы занимаем «не витринные», иногда полуподвальных помещения площадью 60-120 квадратов, и о нашем соседстве часто не догадываются»
Кроме того в планах компании запустить в этом году первые точки в регионах Украины. В приоритете Харьков и Львов. В масштабирование украинского сегмента в ближайшие 2 года планируется инвестировать около $2,5 млн и до $5 млн в общей сложности.
Ассортимент даркостора
Сделать заказ в дарксторе можно через мобильное приложение, доступное как на Android, так и на iOS платформе. Все магазины работают с 08:00 до 23:00 и в них представлено около 1500 SKU (единиц товаров), но у компании есть план выйти на 2500.
Bazar старается не раздувать ассортимент, чтобы клиенту оставалось комфортно работать с каталогом товаров и не приходилось тратиться по часу на выбор молока из 10 брендов. При этом клиенты могут влиять на наполнение магазина через форму обратной связи или в соцсетях, ведь ассортимент должен в наибольшей степени отвечать потребностям клиентов.
«В большей степени сейчас на ассортимент влияют наши клиенты. Мы отслеживаем, что клиенты ищут в нашем поиске, есть форма обратной связи «Чего-то не хватает?», где клиенты оставляют свои предложения. Часто пишут в социальных сетях свои предложения. Также мы регулярно запускаем опросы/анкетирования для выбора брендов и поиска новых подкатегорий. Покупатель создает спрос, мы предоставим ему предложение»
Что интересно, в Беларуси Bazar не продает алкоголь, ведь там по закону о торговле запрещена продажа алкоголя в интернет-магазинах. В Украине такого ограничения нет, но решение о старте продаж еще не принято.
«Самый популярный вопрос от наших клиентов: «Когда будет пиво?». В Украине мы видим большое предложение алкогольного ассортимента в популярных службах доставок и интернет-магазинах ритейл-сетей. Хотя в законе нет «черным по белому» прописанного разрешения. В этом наверное большое различие белорусского и украинского рынка. Мы прорабатываем вопрос по алкоголю и готовы к добавлению в ассортимент в ближайшее время, тем более — спрос есть», — отметил сооснователь Bazar.