EN

Все говорят о законопроекте №5600, который поднимает налоги: детали

7611
2

1 июля 2021 года Верхновная Рада в первом чтении поддержала законопроект №5600, который повышает некоторые налоговые ставки, в том числе, акцизы и налоги. Инициаторы продвигали законопроект как «антиолигархический», однако многие бизнес-ассоциации и отдельные предприниматели ужасаются его нормам, нацеленным на средний и мелкий бизнес. AIN.UA рассказывает детали о проекте.


Кабминовский законопроект №5600, который вносит изменения в Налоговый кодекс для «сбалансированности бюджетных поступлений», горячо обсуждали еще до голосования. Представители партии «Слуга народа», которые отдали за проект 223 голоса, хвалят проект, говорят о том, что он устраняет пробелы в Налоговом кодексе, который позволял большому бизнесу не платить налоги, и принесет бюджету до 50 млрд грн ежегодно.

В проекте действительно есть нормы, которые касаются крупных промышленных групп, к примеру:

  • повышается ставка акциза на железную руду;
  • повышается ставка экологического налога за выбросы вредных веществ в воду, в 8 раз с 2029 года;
  • за выбросы СО2 с 10 грн до 30 грн за тонну;
  • ставка налога за размещение отходов ГОКов повышается с 0,49 грн до 1,5 грн за тонну, и т.д.

Но в проекте закона немало норм, которые касаются не «борьбы с олигархами» по выражению его сторонников, а малого и среднего бизнеса. Поэтому многие ключевые бизнес-ассоциации выступили с критикой этого проекта, призывая депутатов не принимать его в таком виде. Европейская бизнес-ассоциация называет его одиозным, и говорит, что он усилит кризис в экономике и не увеличит, а уменьшит налоговые поступления. Законопроект критиковали и Американская торговая палата, и Телекоммуникационная палата Украины (в письме к ВР и НКРЗИ), и Союз украинских предпринимателей.

О каких нормах идет речь?

  • Налоговой дают право взимать налоговый долг за счет средств в банке такого должника, по решению самой налоговой и без обращения в суд.
  • Штрафы будут начисляться без права оспаривания: оспорить штраф будет можно, но только после оплаты.
  • По решению суда руководителю юрлица могут запретить выезжать за рубеж, если у компании есть налоговый долг, до тех пор, пока этот долг полностью не погасят.
  • Меняются условия по администрированию налога на прибыль предприятий в том, что касается списания убытков. В частности, крупным налогоплательщикам запрещают списывать убытки прошлых периодов в полном объеме. Иными словами, если предприятие в кризис понесло убытки, а в следующий год получило прибыль, ему сейчас разрешают уменьшать налог на прибыль, учитывая убытки за прошлые годы. Но законопроект разрешает делать это только на 50% понесенных убытков. Предприниматели, которые критикуют проект, уже назвали это «налогом на прибыль с убытков».
  • От ФОП требуется в любом месте продажи вести товарный учет с инвентаризациями. Эти требования не касаются ФОП, которые не зарегистрированы как плательщики НДС (кроме ФОП, которые продают сложную технику с гарантийным ремонтом, лекарства и т.д.).
  • Из «единщиков» (4 группы) исключают тех фермеров, которые разводят домашнюю птицу.

Также законопроект повышает налоги на продажу и покупку недвижимости. К примеру, проект вводит НДФЛ в 18% для сумм с продажи третьего и последующих объектов недвижимости (за отчетный период). Сейчас эта ставка составляет 5%. Увеличивается количество операций на рынке жилья, которые облагают НДС (его должны платить строители жилья). По прогнозу основателя KAN Development Игоря Никонова, это может повысить цены на недвижимость в Украине на 30-40%.

Нормы проекта могут повлиять на рост стоимости мобильного интернета и связи: он повышает для операторов плату за пользование радиочастотами на 5%, отраслевая ассоциация НКРСИ на заседании 8 июня 2021 года решила, что этот законопроект принимать нецелесообразно.

Из позитивных норм для стартапов: ФОП освобождают от 18% налога на гранты от Украинского фонда стартапов.

Еще одна норма, из-за которой законопроект критикуют: он вступает в силу с 1 июля 2021 года. Но по нормам Налогового кодекса (подпункт 4.1.9) изменения в любые налоги и сборы не могут вноситься позже, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором эти налоги будут действовать.

Редакция AIN.UA ожидает комментария юриста о том, как этот законопроект повлияет на бизнес, если его примут в целом, подпишет президент и он вступит в силу.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

  • Также законопроект повышает налоги на продажу и покупку недвижимости. К примеру, проект вводит НДФЛ в 18% для сумм с продажи третьего и последующих объектов недвижимости (за отчетный период).
    Вопрос, «отчетный период» это 1 год?

    • Да, если смотреть по по тексту законопроекта:

      Дохід, отриманий платником податку від продажу протягом звітного податкового року третього та наступних об’єктів нерухомості, зазначених у пункті 172.1 цієї статті, або від продажу другого та наступних об’єктів нерухомості, не зазначених в пункті 172.1 цієї статті, підлягає оподаткуванню за ставкою, визначеною пунктом 167.1 статті 167 цього Кодексу.

  • Расследования AIN.UA
  • Истории AIN.UA
  • Тесты
  • Продавать в интернете — инструкции
  • Отдохнуть от соцсетей
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • HR-бренд компаний
Реклама на AIN.UA

Поиск