Как развивать традиционные отрасли украинской экономики через инновации — мнение

504
2

Макс Филиппов, управляющий партнер GR Capital, в колонке для AIN.UA рассказывает о трех традиционных отраслях украинской экономики — грузоперевозках, страховой отрасли и агросекторе, и наводит примеры инновационных решений, внедрение которых простимулирует их развитие.

Фото — автора

На IT-рынок нужно смотреть в динамике, определяемой человеком. Инновационный бизнес, как таковой, базируется на решении прикладных задач обычного человека. Например, сервисы доставки еды возникли в качестве помощи горожанам, у которых нет времени приготовить обед или ужин, или посетить общепит.

Украинская макроэкономика почему-то медленно двигается в сторону инноваций. Все говорят об айтишниках, но люди из правительства пока больше увлечены обсуждением традиционного бизнеса из индустриальной экономики.

На основании своего опыта венчурного инвестора, я акцентирую внимание на трех инновационных отраслях, в которых Украина пока может преуспеть, при минимальном внимании государства. Всем станет лучше (в том числе, украинской макроэкономике), если инновации придут в грузоперевозки, страховую отрасль и агросектор.

Грузоперевозки

В Украине неплохо обстоят дела с сервисами такси. Украинский Uklon появился на нашем рынке раньше американского Uber и эстонского Bolt. Этому способствовала и вечная проблема с общественным транспортом в городах-миллионниках. Со временем добавились малые мобильные средства передвижения — аренда самокатов и велосипедов. Впрочем, жизнь в государства вращается не только вокруг видимых потребностей городского населения.

Грузоперевозки — невидимая и неотъемлемая часть функционирования экономики. Произведенное на полях Херсонщины зерно нужно отвезти на элеватор, а ваш мобильный телефон следует доставить с таможни на склад магазина. И так далее. В чем проблема автоматизировать организацию грузоперевозок, собрав в одной системе перевозчиков, экспедиторов, брокеров, отправителей и получателей грузов?

Крупнейшая компания, предлагающая такую систему в Германии, — это Sennder, и мы, в том числе, в нее инвестируем. Фактически — это «убер» для грузоперевозок. Аналогичная система (приложение) необходима Украине. Спросите любого импортера или экспортера, насколько он доволен своим перманентным телефонным разговорам с перевозчиками. И уточните, откажется ли он от полной автоматизации логистики своих товаров. Ответ настолько предсказуем, что я опущу его из этого текста. К слову, в Украине есть свой потенциальный игрок на рынке диджитал-логистики — Sovtes.

Суть цифровой логистики в организации связи между продавцом и покупателем услуг грузоперевозок. Должна быть миссия. Система поможет в реализации тенденций к снижению выбросов углерода и постепенному переходу на электрический транспорт. Она позволит оптимизировать маршруты, прогнозировать количество вредных выбросов, создает единую карту транспортных перевозок (наглядная демонстрация процветающих и депрессивных регионов). И, конечно же, оптимизирует сотрудничество между заказчиками и исполнителями.

Страховая отрасль

Необходимость цифрового страхования в Украине созрела, ведь украинский потребитель переосмыслил свои отношения со смартфоном и компьютером, и требует диджитализации всех традиционных сервисов и процедур. К тому же, по данным отраслевого издания Insurance Top, страховой рынок Украины в 2020 году сократился на 16% до 45 млрд грн. (50% приходилось на премии населения).

Но есть видимые перспективы его роста. Так сегмент страхования жизни показал рост почти на 10% до 5 млрд грн. Лидеры рынка показали в среднем рост бизнеса на 15%. Чистые премии составили 40 млрд. грн. Сформированные резервы выросли до 34 млрд грн. Количество заключенных договоров страхования выросла на 50% до 120 млн. штук.

Цифровизация страхования даст рынку новый импульс для развития. Потому что расстояние между страховщиком и покупателем его услуг сократится. Видимый стимул для роста — создание маркетплейса страховых компаний и построение понятных отношений с клиентом. Простые маркетплейсы уже есть, и сильно рынку не помогают, потому что дают минимум добавочной стоимости. Причина в том, что нестандартные продукты, то есть всё, кроме ОСАГО, очень тяжело сравнивать между собой в формате маркетплейса.

Проблема больше в том, что олдскул страховка обросла длинными договорами, непонятными случаями невыплаты со стороны страховых и различного рода обмана со стороны клиентов. Тут надо не просто расстояние снижать, а улучшать скоринг, упрощать страховые продукты, делать их более гибкими по срокам и покрытию, всё это возможно с нуля, а не на базе существующих динозавров рынка.

В сервисе нашей портфельной компании Wefox объединены услуги для страховщиков, брокеров и клиентов. Для оформления страховки не нужно приходить в офис, а система оценивает ваши риски для рекомендации оптимальных страховых инструментов. Если вы приезжаете в горную местность, приложение Wefox посоветует вам приобрести специальный страховой пакет для трекинга или катания на лыжах. Весь процесс происходит у вас в смартфоне.

Аналогичный продукт необходим в Украине, и украинским разработчиками, инвестиционным компаниям, да и страховому рынку в целом, следует обратить внимание на перспективу перехода в цифру. 

Агросфера

Открытие рынка земли — необходимость еще 20 века, но спасибо, что хоть сейчас. Превращение земли в товар, который можно по-настоящему купить и продать, приведет к переосмыслению деятельности агробизнеса в Украине. Если раньше фермеры и латифундисты считали доход «на гектар», то теперь им придется считать «на сантиметр квадратный». Потому что рыночные правила убедят их в оптимизации расходов и технологизации бизнеса.

Инновации возникнут в тот момент, когда агробизнес осознает себя не просто арендатором дешевой земли, но и полноценным рынком с конкурентной средой, выраженной не только в переделе паев и битве за квоты ЕС. Добавим к этому неизбежный рост стоимости сельскохозяйственной земли. 

Видимые инновации в этой сфере — вертикальные фермы на экспорт. Их можно разрабатывать и тестировать в Украине, и продавать, как коробочное решение, в страны с недостатком земли, пригодной для земледелия. Таким образом для нас откроется рынок богатой на нефть, но бедной на продукты Азии — ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Катар.

Для небольших фермеров пригодятся сервисы дистанционного управления своими угодиями и мониторинга, которые будут включать полив, дозировать удобрения, замерять качество почвы, и так далее.

Автор: Макс Филиппов, управляющий партнер GR Capital

Оставить комментарий

Комментарии | 2

  • Действительно. Грузоперевозки — неотъемлемая часть любого успешного бизнеса. Такие услуги всегда актуальны и восстребованны.

  • В современных реалиях невозможно наладить бизнес без транспортных услуг и международные перевозки груза https://www.tlp.com.ua/ необходимы практически в каждой отрасли деятельности. И очень важно найти надёжное сотрудничество в плане регулярных поставок, я такое сотрудничество нашла с компанией «TLP». Тут не подвели ни разу, цены доступные и работа на всех этапах выполняется идеально.

Поиск